Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:33, реферат
Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля-дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во-ображении зрителями и читателями середины прошлого века.
9. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. - М.: Просещение, 1971. - С.162-165
10. Попов А. Спектакль и режиссер. - М.: Просвещение, 1961. - С.15
11. Практикум по
методике преподавания
Тема:Нравственный облик Катерины в драме А.Н. Остров-ского «Гроза»
Метод: эвристическая беседа в сочетании с другими дидактическими приёмами.
Цель урока -создать целостное представление о нравственном облике ге-роини драмы «Гроза» - Катерины.
Оборудование:запись на доске: «Кто, по-вашему, Катерина - беззащитная жертва «темного цар-ства» или человек, сопротивляющийся ему»?
Возможны другие варианты задания. Например: Какие ка-чества характера Катерины проявляются в ее трагическом кон-фликте с «темным царством»? Или: Что такое самоубийство Ка-терины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха?
Ход урока
I Орг. Момент
II.Беседа
1. Что такое жертва?
-Униженный, "погубленный человек".
2. Какие качества мы, прежде всего, связываем с поняти-ем "человек, сопротивляющийся унижению"?
-Независимость, воля,
чувство человеческого
-Доброта, уважение других людей.
3. Катерина в семье Кабанихи - жертва или человек сопротивляющийся?
- Скорее жертва.
4. Разберемся. Мог кто-либо защитить Катерину в семье?
- Мог Тихон. Но
безвольного, забитого Тихона
Кабаниха не пустила даже
А Варвара?
- Она хотела помочь, но защитить не могла, так как в семье тоже голоса не имела. Утешить могла, но по-своему. И, спасаясь бегством от матери, думала только о себе.
- Может быть, в городе кто-либо мог защитить Катерину?
- Борис. Но он
соглашался со своим рабским,
зависимым положением и лишь
жаловался на самодурство
- Кудряш?
- Кудряш, окажись на месте Бориса, мог бы защитить Катерину, так как не подчинялся Дикому.
- Нет, и Кудряш
вряд ли осмелился бы: Катерина
была замужней женщиной и
- Да, для этого надо было любить Катерину так, как она любила Бориса: самоотверженно. Не забывайте о Кулигине.
- Кулигин - образованный человек, не мракобес, гуман-ный, добрый. Но он не может и себя защитить в этом "темном царстве" от таких, как Дикой, поэтому нельзя ждать, что он по-может Катерине.
Какой же вывод?
- Катерина - жертва в доме Кабанихи. Но беззащитная ли жертва?
- И все-таки не
беззащитная: она пыталась до
самой гибели защищать свое
человеческое достоинство.
- Нет, Катерина и человек с достоинством, и жертва. 5. Что такое конфликт?
- Это столкновение, борьба людей. Какой конфликт мы называем трагическим?
- Тот, который заканчивается
гибелью главного героя.
- Не всегда. Например, в «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический.
О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"?
- О трагическом конфликте.
В чем же он?
- Между семьей Кабанихи и Катериной.
Или между Кабанихой и Катериной?
Есть разница меж-ду вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.
- Конфликт идет
между Кабанихой и Катериной:
между честностью, правдивостью
Катерины и злобностью
- Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.
Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?
- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.
А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?
- Не может терпеть
старозаветные семейные
- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детст-ва воспитывалась такой.
- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."
- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...
- Катерина была
искренней, не могла
- Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.
Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татья-на сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?
- У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?
- Она сама себя
за это жестоко осудила,
- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клят-вы верности мужу, а за любовь не каялась.
Значит, можно говорить о решительности, свободолю-бии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема ре-лигиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).
6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).
- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.
- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?
- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осужда-ют ее, даже кланяются ей.
Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?
- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.
В чем же они виноваты, если обобщить?
- В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе.
А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?
- Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не толь-ко ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, та-кие как он.
Наконец-то появилось это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику?
- Кулигин.
III Чтение по ролям
Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).
А Феклуша имеет отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?
- Обе пугают людей, держат в страхе перед "темным царством".
На чем же держится "темное царство"?
- На власти богатых.
- На забитости и рабстве бедных.
-- На невежестве, на предрассудках и тех, и других.
Можно сказать, на таком общественном устройстве, в основе которого - «самодурство одних и бесправие других».
VI Сообщение учащихся
Послушайте два авторитетных мнения: Н. Добролюбова и Д. Писарева.
Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?
После решения этой задачи ученики отвечают на послед-ний вопрос учителя:
Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произве-дение А.Н. Островского - современным?
Да, потому что столкновение человеческого достоинст-ва, независимости человека с унижением его со стороны силь-ных, богатых сейчас является очень злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.
Д/З Прочитать IIIl действие и ответить на вопросы учебника.
- Не всегда. Например, в «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический.
О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"?
-О трагическом конфликте.
В чем же он?
-Между семьей Кабанихи и Катериной.
Или между Кабанихой и Катериной?
Есть разница меж-ду вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.
- Конфликт идет
между Кабанихой и Катериной:
между честностью, правдивостью
Катерины и злобностью
- Конфликт растет
между семьей Кабанихи и
Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?
- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.
А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?
- Не может терпеть
старозаветные семейные
- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детст-ва воспитывалась такой.
- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."
- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...
- Катерина была
искренней, не могла
- Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.
Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татья-на сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?
- У Катерины был
порыв отчаяния, порыв к счастью,
которого никогда в доме
- Она сама себя
за это жестоко осудила,
- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клят-вы верности мужу, а за любовь не каялась.
Значит, можно говорить о решительности, свободолю-бии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема ре-лигиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).
6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).
- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.
- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?
- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осужда-ют ее, даже кланяются ей.
Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?
- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.
В чем же они виноваты, если обобщить?
Информация о работе Островский--создатель русского нацио-нального театра