Островский--создатель русского нацио-нального театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:33, реферат

Описание

Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля-дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во-ображении зрителями и читателями середины прошлого века.

Работа состоит из  1 файл

Гроза.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

9. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. - М.: Просещение, 1971. - С.162-165

10. Попов А. Спектакль  и режиссер. - М.: Просвещение, 1961. - С.15

11. Практикум по  методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.82-88.

Тема:Нравственный облик  Катерины в драме А.Н. Остров-ского  «Гроза»

Метод: эвристическая  беседа в сочетании с другими  дидактическими приёмами.

Цель урока -создать целостное представление о нравственном облике ге-роини драмы «Гроза» - Катерины.

Оборудование:запись на доске: «Кто, по-вашему, Катерина - беззащитная  жертва «темного цар-ства» или человек, сопротивляющийся ему»?

Возможны другие варианты задания. Например: Какие ка-чества характера Катерины проявляются в ее трагическом кон-фликте с «темным царством»? Или: Что такое самоубийство Ка-терины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха?

Ход урока

I Орг. Момент

II.Беседа

1. Что такое жертва?

-Униженный, "погубленный  человек".

2. Какие качества  мы, прежде всего, связываем с  поняти-ем "человек, сопротивляющийся  унижению"?

-Независимость, воля, чувство человеческого достоинства.

-Доброта, уважение других людей.

3. Катерина в семье  Кабанихи - жертва или человек  сопротивляющийся?

- Скорее жертва.

4. Разберемся. Мог  кто-либо защитить Катерину в  семье?

- Мог Тихон. Но  безвольного, забитого Тихона  Кабаниха не пустила даже вытащить  труп Катерины из реки. Где уж ему было защищать ее от коварства свекрови?

А Варвара?

- Она хотела помочь, но защитить не могла, так  как в семье тоже голоса  не имела. Утешить могла, но  по-своему. И, спасаясь бегством  от матери, думала только о  себе.

- Может быть, в городе  кто-либо мог защитить Катерину?

- Борис. Но он  соглашался со своим рабским,  зависимым положением и лишь  жаловался на самодурство Дикого, а не протестовал. Помочь Катерине  он не мог.

- Кудряш?

- Кудряш, окажись на  месте Бориса, мог бы защитить  Катерину, так как не подчинялся Дикому.

- Нет, и Кудряш  вряд ли осмелился бы: Катерина  была замужней женщиной и уехать  с ней куда-либо - значит идти  на скандал. И полиция могла  насильно вернуть ее мужу.

- Да, для этого надо  было любить Катерину так, как  она любила Бориса: самоотверженно. Не забывайте о Кулигине.

- Кулигин - образованный  человек, не мракобес, гуман-ный,  добрый. Но он не может и  себя защитить в этом "темном  царстве" от таких, как Дикой,  поэтому нельзя ждать, что он  по-может Катерине.

Какой же вывод?

- Катерина - жертва в доме Кабанихи. Но беззащитная ли жертва?

- И все-таки не  беззащитная: она пыталась до  самой гибели защищать свое  человеческое достоинство. Например: в 5 явл. (I д.) она возражает Кабанихе: "Напраслину терпеть кому же  приятно!". Ей стыдно за мужа и за себя, когда их, взрослых людей, унижает свекровь при прощании (4 явл., II д.). И когда Катерина уже не смогла дальше терпеть издевательств Кабани-хи, то нашла выход в собственной смерти. И, тем самым, защи-тила свое человеческое достоинство. А человек с достоинством - уже не жертва.

- Нет, Катерина  и человек с достоинством, и  жертва. 5. Что такое конфликт?

- Это столкновение, борьба людей. Какой конфликт  мы называем трагическим?

- Тот, который заканчивается  гибелью главного героя. Всегда  ли, любой ли конфликт бывает трагическим?

- Не всегда. Например, в «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический.

О каком конфликте  идет речь в драме "Гроза"?

- О трагическом  конфликте.

В чем же он?

- Между семьей Кабанихи  и Катериной.

Или между Кабанихой  и Катериной?

Есть разница меж-ду вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.

- Конфликт идет  между Кабанихой и Катериной:  между честностью, правдивостью  Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на  невестку.

- Конфликт растет  между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно  разрешиться этот конфликт?

- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась  свекрови и мужу.

А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?

- Не может терпеть  старозаветные семейные порядки,  тиранство свекрови.

- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детст-ва воспитывалась такой.

- Еще поэтичной  была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."

- Ее духовного мира  не понимают в семье, она  там чужая...

- Катерина была  искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство. За правду женщину стали терзать попреками и угрозами.

- Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.

Как вы знаете, героиня  романа "Евгений Онегин" Татья-на сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому  вы относитесь?

- У Катерины был  порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?

- Она сама себя  за это жестоко осудила, каялась.

- Ну, каялась, боясь  греха, наказания за нарушения  клят-вы верности мужу, а за  любовь не каялась.

Значит, можно говорить о решительности, свободолю-бии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема ре-лигиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).

6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это  протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).

- Кабанов понимает  уже, но он слаб, подчиняется  матери.

- Нет, он уже  по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит  он. А другие понимают?

- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осужда-ют ее, даже кланяются ей.

Да, в этом смысле можно  говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?

- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис,  и Тихон, и Варвара.

В чем же они виноваты, если обобщить?

- В том, что были  покорны и не сопротивлялись Кабанихе.

А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти  не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?

- Думаю, чтобы сказать,  что не только Кабаниха, не  толь-ко ее семья были "темным  царством", но и Дикой и другие, та-кие как он.

Наконец-то появилось это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику?

- Кулигин.

III Чтение по ролям

Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).

А Феклуша имеет  отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?

- Обе пугают людей,  держат в страхе перед "темным  царством".

На чем же держится "темное царство"?

- На власти богатых.

- На забитости и  рабстве бедных.

-- На невежестве, на  предрассудках и тех, и других.

Можно сказать, на таком  общественном устройстве, в основе которого - «самодурство одних и бесправие других».

VI Сообщение учащихся 

Послушайте два  авторитетных мнения: Н. Добролюбова  и Д. Писарева.

Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?

После решения этой задачи ученики отвечают на послед-ний  вопрос учителя:

Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произве-дение  А.Н. Островского - современным?

Да, потому что столкновение человеческого достоинст-ва, независимости  человека с унижением его со стороны  силь-ных, богатых сейчас является очень  злободневным. А.Островский продолжил  лучшие гуманистические традиции русской  классики, всегда боровшейся за человека.

Д/З Прочитать IIIl действие и ответить на вопросы учебника.

- Не всегда. Например, в «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический.

О каком конфликте  идет речь в драме "Гроза"?

-О трагическом  конфликте.

В чем же он?

-Между семьей Кабанихи и Катериной.

Или между Кабанихой  и Катериной?

Есть разница меж-ду вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.

- Конфликт идет  между Кабанихой и Катериной:  между честностью, правдивостью  Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на  невестку.

- Конфликт растет  между семьей Кабанихи и Катериной,  потому что вообще в этой  семье не было той "светлой  воли", той любви друг к другу  и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно  разрешиться этот конфликт?

- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.

А почему Катерина доводит  разрешение конфликта до трагедии?

- Не может терпеть  старозаветные семейные порядки,  тиранство свекрови.

- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детст-ва воспитывалась такой.

- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."

- Ее духовного мира  не понимают в семье, она  там чужая...

- Катерина была  искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство. За правду женщину стали терзать попреками и угрозами.

- Катерина сравнивала  свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.

Как вы знаете, героиня  романа "Евгений Онегин" Татья-на сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?

- У Катерины был  порыв отчаяния, порыв к счастью,  которого никогда в доме Кабанихи  не было. Разве можно ее за  это осудить?

- Она сама себя  за это жестоко осудила, каялась.

- Ну, каялась, боясь  греха, наказания за нарушения  клят-вы верности мужу, а за любовь не каялась.

Значит, можно говорить о решительности, свободолю-бии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема ре-лигиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).

6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).

- Кабанов понимает  уже, но он слаб, подчиняется  матери.

- Нет, он уже  по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?

- Кулигин прямо  говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело  ее здесь, возьмите его, а  душа теперь не ваша: она теперь  перед судьей, который милосерднее  вас!". Он винит, хотя и не  прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осужда-ют ее, даже кланяются ей.

Да, в этом смысле можно  говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?

- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис,  и Тихон, и Варвара.

В чем же они виноваты, если обобщить?

Информация о работе Островский--создатель русского нацио-нального театра