Подвиг в ВОВ

Автор работы: Наталья Одинцова, 20 Июля 2010 в 15:27, курсовая работа

Описание

Я выбрала данную тему, так как я считаю, что она достаточно актуальна и в наше время. Тема подвига в Великую Отечественную войну стала на многие годы одной из главных тем литературы двадцатого века. Причиной тому является непереходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые перенесла война. На войне человек попадает в экстремальные ситуации. Именно при таких обстоятельствах, как на войне, человек показывает свое истинное лицо. Такие качества, как чувство долга, патриотизм, честь, ответственность, либо остаются нужны человеку, либо нет. Именно люди долга и чести заставляют нас задуматься: умеем ли мы жить по совести.

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

      Фильм «Сашка», снятый по одноимённой повести В.Кондратьева, возвращал зрителя к героической юности поколения фронтовиков, сумевших в кровопролитных сражениях открыть миру всю меру стойкости, мужества советского человека. Лучшие кадры картины вызывают в сердце зрителя сопереживание с героем, на долю которого выпали тяжёлые нравственные испытания, и в этих испытаниях проявились душевная щедрость молодого солдата Сашки, его стремление к справедливости, доброте, любви. И всё же, несмотря на довольно точный выбор актёра на главную роль и даже правдивое воспроизведение на экране быта войны из фильма во многом ушла человеческая пронзительность, духовная поэтичность оригинала.

      Фильм-экранизация  о войне должен рождаться в  глубокой потребности его создателей высказать волнующие, значительные мысли. А жизненный материал в его целостности, во внутренней слитности разных его проявлений должен быть пропущен через живую душу художника. Многое в конечном счёте решают сила  художественного видения, идейная направленность таланта, его гражданская зрелость. Мера личной ответственности, с которой подходит режиссёр к своему участию в экранизации военной прозы, может сделать плодотворным сотрудничество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СВЕТЛАНА  АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ  НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» 

      Выросла в семье педагогов. Детство провела  на Украине, юность в деревне, в Белорусском Полесье. Выпускница  факультета журналистики Белорусского государственного Университета. Работала в « Сельской газете» , в журнале « Неман». Впечатления этих лет отложились в книге очерков начала 70-х годов « Я уехал из деревни». Первая же книга начинающей писательницы была запрещена к печати за излишнюю патриархальность в изображении деревни, за непонимание аграрной политики партии. С неприятием своих книг Алексиевич столкнётся ещё не раз, но, когда дело касается убеждений, Алексиевич проявляет настойчивость и непримиримость. Следующая книга Алексиевич будет рождаться долго и трудно. При поддержке известного белорусского писателя, одного из авторов «блокадной звезды» - Алеся Адамовича Алексиевич начнёт собирать материал для книги под названием «У войны не женское лицо»(1984). В единый сборник были собраны рассказы женщин, прошедших Великую Отечественную войну. Автор – составитель найдёт в этих исповедях подтверждение  своей главной мысли:  война- дело противоестественное и ничто другое, как женская доля на войне, не доказывает это ярче других аргументов.  Не одну сотню судеб узнала Алексиевич,  для того чтобы написать эту книгу. Несколько лет с магнитофоном и блокнотом в руках писательница записывала рассказы бывших фронтовичек, партизанок, подпольщиц – женщин , которые пережили годы войны в тылу и хлебнули горя полной мерой, Книга эта стала  необычной на фоне тех документальных свидетельств, в которых мемуаристы рассказывали о том, сколько было подорвано вражеских эшелонов, сколько совершено диверсионных актов. Алексиевич как автора-составителя интересовала  не фактологическая сторона дела, а психологическая: не только то, что делал, видел и слышал человек на войне, но прежде всего, что он чувствовал, что пережил. По наблюдению Алексиевич женщины даже по пришествии почти 40 лет сохраняли в памяти большое количество мелочей военного быта, которые мужчины забывали в тот же день. Для женщины, дающей жизнь, прелесть бытия самоценна, неизбавна даже в кромешном аду. Книга приобрела известность во многих странах. Наряду с другими публицистами Алексиевич участвует в создании нового жанра – документально-художественной прозы. Характерной особенностью является присутствие в ней одной с фактографией публицистически  страстного комментария; композиция такого произведения ведёт читателя , заставляет его погружаться в нелёгкую атмосферу пережитых героями событий. В немалой степени успеху книг Алексиевич способствует предельная искренность рассказчиц, многие и которые признают, что впервые так откровенны с журналистом. Видимо здесь кроется основной творческий секрет Алексиевич располагает к доверительности. Секрет этот был сформулирован А. Адамовичем. Первое - Светлане Алексиевич удалось затронуть сам  нерв народной жизни, второе - она обладает особым даром сопереживания, которое является частью его таланта, и третье - у неё по настоящему сильное, развитое чувство эстетичной оценки, столь необходимое для отбора и монтажа сырого материала в произведение литературное. Книга «У войны не женское лицо» стала основой спектаклей, поставленных в разных театрах России и в других странах. По ней в Белоруссии был создан документальный фильм. Творческая позиция Алексиевич состоит в её убеждённости в том, что дело искусства- показать тайну жизни, ужас перед тем, что человека можно убить: это чудо, эту тайну… Её творчество отмечено многими литературными премиями. Алексиевич стала лауреатом премии « Триумф 97».

      Светлана  Алексиевич считает, что « человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла». Эта мысль вела её и тогда, когда работала она над документально-художественной книгой «У войны не женское лицо», и тогда, когда, создавая подобную же книгу, со страстью и терпением вопрошала она память тех, кто пережил войну детьми («Последние свидетели. Сто недетских рассказов»). Ад войны всё-таки неадекватен аду памяти. И это счастье для человечества. Но так или иначе, а нужно вспомнить страшное из того военного времени ради живущих и ради тех, кто будет ещё жить. И писатель обращается к детской памяти, потому что она кажется С.Алексевич феноменом, способным выхватывать наиболее трагические моменты, в то время как взрослая память рисует узор, даёт широкую картину прошлого. Ради того, чтобы не ушли, не канули в небытиё эти моменты, и создавались « Последние свидетели», как и ради того, чтобы « детство никогда больше не называлось войной».

      Прерванное  войной детство трагическим обликом  своим возникает в воспоминаниях  свидетелей, но ещё ужаснее рассказы чудом  выживших в детстве, планомерно и с невероятной жестокостью уничтожаемом. От рассказов этих леденеет сердце, всё хочется повторять слова белорусской крестьянки: « То не люди были, то звери были…». Рассказывающие до предела откровенны, не боятся показаться трусливыми, жадными или нечестными – они отстранены уже от тех детей, какими они были, ведь между ними пролегла почти что целая жизнь.

      Но  не раз записи подтверждают и неистребимую силу живого детства. « Запомнилось, что проходила та минута, когда думала: умрёшь от страха, и наступала нейтральная полоса – одну беду пронесло, а о другой пока люди не знают, - и было много смеха. Начинали поддевать, подшучивать друг над другом: кто и где прятался, как бежали, как пуля летела, да не попала.… А рядом в соседнем дворе, лежал убитый». Спасительный парадокс. Детство защищала себя детством. Другой защиты иногда и не было.

      Но вот С. Алексиевич вслед за теми из писателей, кто прикасался к подобной теме, задумывается: ребёнок, прошедшей через ужасы войны, ребёнок ли? Ответ, как кажется, можно найти и в словах семилетней (тогда) девочки: « После войны сказки я уже не хотела читать…» А ребёнок ли тот, кто потерял естественный страх перед смертью(«Мальчишка не дотронуться до убитых, он боялся, что где-то здесь его отец. И вот тогда я себя поймал на мысли, на чувстве, что у меня нет страха перед смертью. Я их поворачивал, а он смотрел каждому в лицо. Так мы прошли всю улицу»)?

      А тот, которого впервые ударили просто так? Миф о « достоинстве советского человека», впитанный одиннадцатилетним Васей буквально с молоком матери, был, конечно, одним из мифов довоенной жизни. Но в ребёнке настолько сильно было естественное человеческое достоинство, что к избившему его немцу он испытывает сложное чувство: « Жалость? Нет. Брезгливость? Нет. Ненависть? Тоже нет. Тут всё было вместе. Ненависть в человеке тоже формируется, она не изначальна. Мы ведь воспитывались в добре, в гуманном отношении ко всем людям. Когда первый немец ударил меня, я боль не почувствовал. Испытал другое. Как это он меня ударил, по какому праву он меня ударил? Это было потрясение. Мы не понимали, как и за что можно ударить человека».

      « Ненависть не изначальна»…и Алесь  Адамович как-то заметил, что ненависти ( до войны) не учили, готовили к войне, но ненависти не учили. По свидетельству В. Семина мы знаем, какими могучими и зловещими тисками зажимает она всё существо подростка, попавшего в фашистскую неволю, в непосредственном соприкосновении с врагом. Но вот тот же Вася, став « сыном полка», попадает в Германию (уже как победитель!) и тут, увидев, что другой « сын полка», его друг, играет в войну с немецкими мальчишками, под дулом пистолета повёл его на гауптвахту («Он был рядовой, а я сержант, то есть я вёл себя как старший по званию»). Яд войны, ненависти отравлял детское сознание надолго, если не навсегда. Пришлось взрослому, его командиру, объяснять Васе, что « дети все хорошие, они ни в чём не виноваты, что русские и немецкие дети теперь, когда кончается война, будут дружить».

      То  есть капитан попытался вернуть мальчика к привычному стереотипу интернационального классового единения. Однако Вася и его боевые друзья, помещённые в привычную для них когда-то среду – школьный коллектив, ведут себя непредсказуемо и странно. « Мы втроём сели за одну парту, во второй класс, У нас было при себе оружие, и мы никого не признавали. Не хотели подчиняться гражданским учителям:  как он может нам приказывать, если он не в военной форме?.. Входит учитель, весь класс встаёт, а мы сидим.…На большой перемене мы строили всех учеников повзводно и занимались маршировкой, разучивали военные песни».

      Кажется, безнадёжно одичание отроческой души и ничто её уже не освободит  от жёсткой корки, но надежда на исцеление  мелькнет, когда прочитаешь в воспоминаниях  выросшего Васи, как он, усыновлённый добрыми людьми, услышал случайно горькие слова своей приёмной матери. Она  говорила: « Никогда-то он не сможет забыть, что был он среди солдат, что почти нет в нём детского, он неласков и угрюм». « Я подошёл тихонько к ней и обнял за шею: « Не плачьте, мама». Она перестала плакать, я увидел её искрящиеся глаза», Значит, любовь, простая человеческая ласка, терпеливое внимание могут всё-таки проникнуть в закрытое от пережитого сердце?.. Даже к родной-то матери возвращённые ей, отвыкшие от неё дети испытывали, по их признаниям, непонятные чувства. И тепло родной семьи не скоро отогрело Аню Гуревич, в два года попавшую в фашистский детдом: «Я стала улыбаться в пятнадцать-шестнадцать лет».

      В книге Алексиевич много детских  фотографий. Глаза тех, кто выжил, поражают каким-то особым выражением, знанием того, что недоступно переживаниям. Это даже не пресловутая взрослость, нет – это  взгляд человека, заглянувшего в бездну. В свои семь лет Валя Юркевич перенесла такое, что и в кошмарном  сне не приснится. Она говорит: «…Пройти через всё это, видеть всё это, остаться ребёнком? Я смотрела на все глазами взрослого человека, я была старше своих ровесниц.…На всю жизнь полюбила одиночество. Меня тяготили люди, мне трудно было с ними. У меня было что-то своё, чем я не могла ни с кем поделиться.… Это невозможно рассказать. Первый раз рассказываю вам… Я не слышу в себе слов, которые бы могли бы передать, Знаю, что нет таких слов».

      Но  что-то оживало, оттаивало в убитой детской душе, если пережившая страшный блокадный голод девочка отдавала драгоценный кусочек хлеба пленному немцу. И сегодня, уже взрослая, не может она видеть голодных людей. « Недавно в программе « Время» показывали голодных палестинских беженцев.…Как они стоят в очереди голодные, с мисочками... Я выбежала в другую комнату, со мной началась истерика». И мучительный сон об убитом в детстве немца не покидает человека почти всю жизнь, хотя он видел, как застрелили деда и бабушку, видел, как маму били прикладом по голове и волосы у неё из чёрных становились красными.…И вот не уходит у него это первое убийство из сознания, какая-то часть души цепко держит это воспоминание как нечто особенно для неё трагическое. « После войны меня долго мучил один и тот же сон. Сон о первом убитом немце…которого я сам убил, а не увидел убитого. То я лечу, а он меня не пускает. Вот поднимаешься…летишь…летишь… Он догоняет, и падаешь вместе с ним.…Проваливаешься в какую-то яму. То я хочу подняться, а он не даёт…Он не даёт улететь». Что же это, муки совести? Это за убийство-то убийцы? Но вот « не даёт улететь», не даёт жить полноценно, не ущербно. А.Адамович однажды верно заметил, что убийство другого – для иных это и убийство себя.

      Ситуация  – мать и дети – в центре большинства  записанных Алексиевич рассказов. Мать - центр мироздания для ребёнка, на вот она, убиваемая на глазах дочери или сына, униженная или утраченная навсегда. Без этого мучительного двуединства не могла обойтись документальная книга о детях войны. Много в ней и других драматических ситуаций, но эта-главная.

      Уже через три десятилетия после окончания Великой Отечественной войны в литературу стали вступать писатели, родившиеся после неё, о ней знающие лишь по книгам, кинофильмам, по рассказам. К числу таких писателей принадлежит и С. Алексиевич. Но что побуждает их обращаться к грандиозному историческому событию, так и не ставшему достоянием лишь прошлого в силу сложных своих влияний на современное течение жизни? Вот как объясняет это сама С.Алексиевич: « Что всё-таки заставляет меня, родившуюся хотя и в мае, но очень не скоро после мая сорок пятого, оглядываться назад в « сороковые»? Война, казалось бы, не моя личная память и не мои личные ощущения, Видимо, моему поколению необходимо идти туда, чтобы понять что-то важное и в человеке сегодняшнем, в нас самих».

      Книги С. Алексиевич появились тогда, когда по выражению А. Адамовича болевое начало в литературе стало ощутимо смещаться в сторону женской и детской памяти.  «Последние свидетели» - обращение к памяти действительно последних очевидцев, обращение бережное, честное и взволнованно-сосредоточенное. Принципы подобной работы, возникшие впервые ещё при создании книги « Я из огненной деревни» и блестяще подкреплённые « Блокадной книгой», опираются на писательское стремление максимально приблизиться к правде войны. Может быть, именно глубокая искренность, писательского чувства порождало уникальное явление, так сказать, обратную связь, о чём говорит и А.Адамович: « Всем нам, работавшим в новом жанре, - и Брылю, и Гранину, и Колеснику, и теперь вот Светлане Алексиевич, - знакомо ощущение, когда уже не ты ищешь, а как бы сама она, правда, ищет тебя, вас – через читательские письма блокадников или фронтовичек, телефонные  звонки и т.п. Как по цепочке или с невидимым проводником: от хатынской к хатынской судьбе, от блокадной к  блокадной, от женской фронтовой, партизанской судьбы к женской военной судьбе, от детской к детской».

      Когда читаешь записанное С. Алексиевич, вновь  невольно сопоставляешь с реальными  судьбами судьбы и характеры героев художественной литературы – военной прозы. В этих записях можно найти почти все жизненные реалии, наполняющие книги о военном детстве, все психологические и нравственные коллизии.

      «…Меня  эсэсовцы словили, били шомполами, били ногами в кованых сапогах. Растаптывали на полу. После пыток вытащили на улицу и облили водой. Это было зимой, я покрылся ледяной коркой…» Если бы богомоловский Иван остался жить, наверное, он мог бы так о себе вспоминать, как этот десятилетний партизанский разведчик Володя Ампилов из « Последних свидетелей».

      « Ни детства, ни юности у нас не было. Мне кажется, я всегда была взрослая, всегда делала только взрослую работу» - такое же признание, как Катя Каратаева, бывшая в войну тринадцатилетней, могла бы сделать, вероятно, став взрослыми, и герои повести И. Ликстанова « Малышок». А недоумение восьмилетней Таисы Пасчетниковой, увидевшей, как люди кормят хлебом пленных немцев, мог бы разделить герой Н. Думбадзе,  тётя которого на его глазах отдала пленному, просившему « хлэба», всё, что было у них из скудной еды на столе.

      « Когда вернулся с фронта отец, все пришли смотреть на нашего папу… и на нас, потому что к нам вернулся отец…» Не мальчик ли Гранта Матевосяна произносит эти слова из записей С. Алексиевич, из которых мы узнаём и о том, что у трёхлетнего Саши Суетина выкачивали кровь для раненых немцев, как у Кольки Летечки из « Судного дня» В.Козько. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Подвиг в ВОВ