Подвиг в ВОВ

Автор работы: Наталья Одинцова, 20 Июля 2010 в 15:27, курсовая работа

Описание

Я выбрала данную тему, так как я считаю, что она достаточно актуальна и в наше время. Тема подвига в Великую Отечественную войну стала на многие годы одной из главных тем литературы двадцатого века. Причиной тому является непереходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые перенесла война. На войне человек попадает в экстремальные ситуации. Именно при таких обстоятельствах, как на войне, человек показывает свое истинное лицо. Такие качества, как чувство долга, патриотизм, честь, ответственность, либо остаются нужны человеку, либо нет. Именно люди долга и чести заставляют нас задуматься: умеем ли мы жить по совести.

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

      ПОДВИГ  НАРОДА В ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 

      Писатели    разных    творческих    манер    по-разному идут   к   осмыслению   темы   подвига   советского   народа в Великую Отечественную. И здесь нет причины  говорить о событиях войны иначе, чем :это было в действительности. «Войну не перевоюешь,— заметил в свое время   К.   Симонов,— а,  стало быть,   надо   говорить  о   ней правду?.» «О войне и воинах надо говорить всю правду, пусть иногда  и горькую,— как бы вторит К. Симонову В. Астафьев.   - Мы достойно вели себя на войне и достойны не только благодарности, но и самой высокой, самой святой правды...» Движение военной темы в нашей литературе — это и есть приближение к истине. Не размер пространства и не протяженность времени определяют ее значимость.  Все зависит от глубины постижения самой сути правды, проникновения в ее сердцевину.

      Художественное  познание человека на войне помогает читателю вырабатывать в себе твердость духа, убежденность, веру в необоримость нашего строя, понимание и интерес к жизни других людей, действующих в иных временных условиях и ситуациях. Галерея ярких и сильных характеров в современных книгах о войне отчетливо выражает стержневое для социалистической морали двуединство долга и совести — понятий неразделимых, немыслимых одно без другого, или, если сказать иначе, одно вне другого. Ответственность человека перед самим собой выражает его долг и ответственность перед обществом, страной, народом.

      Конечно, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой она выступает перед конкретным человеком, как и осознание самим человеком долга и ответственности перед людьми, в художественном творчестве получают неоднозначные, порой самые неожиданные, нередко конфликтные решения. Но здесь важно подчеркнуть следующее. Чувство долга, наиболее ярко демонстрирующее ответственность человека перед своим временем и как раз состоящее в умении соизмерять свои действия, поступки и саму жизнь с общей борьбой,— вовсе не отвлеченное понятие, как и требование иметь его не доброе пожелание. И в ратных делах людей военного поколения это высокое   чувство   долга   высвечивает   на   всю   глубину.

      Полнота художественного познания и освоения событий Великой Отечественной войны, самой жизни в современной прозе о войне, которая требование долга возводит до степени гражданского сознания, немыслима без живой писательской мысли, без понимания того, что именно советский человек оказался пионером в открытии новых социальных путей, без пристального внимания к духовной, нравственной жизни воюющего человека.

      Синтез  внутренней напряженности и внешней  действенности в характере человека на войне есть следствие прежде всего социальной кульминации времени. Социальная достоверность действия, обусловливающая формирование сферы и характера поступка, определяющая характер к особенности индивидуального действия и в конечном итоге — категории долга, остается по-прежнему чрезвычайно существенным фактором, ибо характер того или иного героя проявляется в конечном счете в общественной среде. Естественно, личные качества персонажа сохраняют при этом всю свою силу; ведь любая ситуация, ставящая человека перед принятием решения,— это испытание, на котором проверяются истинные качества его личности. Вот почему изображений человека на войне, борьбу в самом изображаемом характере нельзя сводить к внешней динамике, упрощению; главное в писательской задаче — углубленно исследовать весь спектр человеческих чувств и переживаний. И, однако, само это испытание будет обладать действительной художественной достоверностью тогда, когда оно социально мотивировано.

      Идеи  и художественные образы современной  прозы о войне, живущей в памяти тех, кто прошел ее до конца с оружием в руках, и тех, кто своим самоотверженным трудом ковал в тылу оружие победы над врагом, убеждают, что безмерные утраты минувшей войны неотрывны от ее жестоких уроков, от того опыта, который человечество приобрело такой высокой ценой и в котором отразились жизненная позиция, вера и оптимизм советского человека, героическое начало, истоки которого лежат в нашей жизни,

      Перед современной советской литературой стоит задача не только сохранить эту высоту идейных позиций, народность художественного слова, но и активно сражаться со всеми попытками фальсификаторов истории преуменьшить. значение всемирно-исторического подвига советского народа и его победоносной армии. Исторически конкретное изображение событий войны, раскрытие ведущей и организующей роли ленинской партии, развитие прежде всего патриотических традиций отечественной литературы и есть выражение активной, наступательной позиции советского художника слова. Фальсификаторы истории, с неистовым рвением стремящиеся разрушить цельное историческое сознание народов, .многим обязанных именно подвигу Советской Армии, заслонить решающие закономерности истории нагромождением случайных совпадений фактов и фактиков, в сущности, хотели бы утвердить историческое беспамятство в сознании современников. Но эти усилия лжетолкователей — заставить забыть об уроках Великой Отечественной войны, грозном предостережении империалистическим агрессорам, - были и, остаются безуспешными, обреченными на провал, И не только Время - неизменный союзник исторической истины - помогает торжеству подлинной правды о войне.

      Высоко  оценивая   вклад советских   писателей   в разработку  военно-патриотической   темы,   Генеральный  секретарь  ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил на встрече  с избирателями Бауманского района в апреле J974 года:

      «...За последние годы во многих произведениях советской литературы, в кино и театре был глубоко, правдиво, волнующе показан бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Партия высоко ценит такие произведения. Для новых и новых поколений советских людей героизм народа, спасшего мировую цивилизацию, всегда будет патриотическим примером, примером мужества и благородства».

      Мир в свете подвига... Современная  советская военно-патриотическая литература, приумножая и развивая историческую намять парода, именно таким видит и весь героический путь Советской Армии, и ее нынешнюю службу на страже мира и безопасности страны. «Формула таланта» художника- летописца нашей эпохи, озаренной светом Октября, светом Победы, включает ныне как непременное условие эту глубину и масштабность осмысления  событий,  процессов, характеров и судеб.

      Героический характер советского солдата, офицера, полководца, запечатленный многими художниками снова в активнейшем деянии, в подвиге, — это величайшая ценность нашей литературы. Понятие «подвиг» всегда включало для солдат Великой Отечественной войны, включает и ныне для наследников их боевой славы и социальные, революционные черты нового мира, и чувство Советской Родины, и активнейший гуманизм творцов истории. И отстаивая этот цельный и яркий характер от зарубежных лжетолкователей советской военной прозы, утверждающих нередко, что он, этот характер, воссоздав, мол, предвзято, завышен искусственно, замечательнейший художник слова М. А. Шолохов высказал мысль, чрезвычайно актуальную и ныне:

      «Допустим, я пишу о нашем солдате, о человеке, бесконечно родном мне и близком. Как же я напишу о нем худо? Он мой, весь мой, от пилотки до портянок, и я стараюсь не замечать, допустим, рябинок на его лице или некоторых изъянов в его характере. А если и замечу, то уж постараюсь написать так, чтобы читатель тоже полюбил его вместе и с этими милыми рябинками, и с небольшими изъянами в характере»

      Подлинное   объяснение   героической   характера советского солдата,  раскрытие  процесса зарождения и утверждения в человеке великой гуманистической идеи мы находим в лучших произведениях советских писателей всех  поколений.  Этот процесс возвышения человека, распрямляющий характеры разного плана, предстаёт в книгах наших писателей как новая историческая закономерность, как внутреннее содержание всех усилий нового общества. Изображение этой закономерности, запечатление её в картинах духовной и нравственной деятельности человека-воина стало величайшим  подвигом советской литературы, символом её исторического оптимизма.

      Книги военной темы, раскрывающие героическое  как основу  характера  советского человека, предоставляют читателю возможность вернуться к истокам моральных ценностей нашей жизни. В своем осмыслении биографии народного подвига, художественном исследовании сложности   человеческих  судеб   писатели  показывают,   что героизм,   способность   к   подвигу   присущи   характеру     советского человека. «Героизм,— подчеркивал  Проскурин,— становой  хребет нашего  народа. Это выверено и многими столетиями и полувековой практикой первого в    мире   социалистического    государства.    Существуют  очень интересные параллели,  которые  можно  проследить

        в историческом развитии русского  национального характера: скажем, от брянского боярина, потом инока Пересвета,   одного   из   героев   Куликовской   битвы,   до брянских партизан в годы Великой Отечественной войны.  Стоит вспомнить  и   мещанина   Белавина,  вместе с собой взорвавшего Смоленский собор во время вражеского нашествия в 1611 году, и полковника милиции Малышева, который остановил продвижение фашистов в 1941 году, взорвав на свой страх и риск мосты через Днепр в Смоленске. Рейды Первой Конной, Перекоп и Орловско-Курская битва, ленинградская блокада, Царицын и Сталинград — все это звенья одной цепи, яркое выражение народного характера...»

      За  прошедшие годы появился целый ряд  произведений, в которых события минувшей войны осмыслены во взаимосвязи с трудными коллизиями того времени. Авторы, раскрывая причины чудовищной войны, навязанной гитлеровским фашизмом советскому народу, достоверно показывают многогранную работу партии и Советского правительства по предотвращению смертельной опасности, нависшей над нашей страной. Они стремятся вскрыть и понять затаенные силы народные, которые дают о себе знать в ответственные моменты истории. Сюжетную основу этих многоплановых повествований составляют и первые испытания молодых героев на мужество и преданность. Родине, и события в самой широкой взаимозависимости от деятельности Ставки Верховного Главнокомандования до показа партизанского движения, от организации народного ополчения до освещения грандиозных операций, от которых зависел исход всей войны.     
 
 
 
 
 
 

         

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Написав эту курсовую работу, я еще раз  убедилась, что тема подвига в литературе будет еще очень долгое время  находиться в ряде самых актуальных тем как для писателей, так и для читателей. Каждый день кто-то попадает в экстремальные ситуации, где он должен проявить свой истинный характер, показать свое истинное лицо. Ведь подвиг можно совершить не только во время военных действии, но и в мирное время. Также я поняла, что женский подвиг существенно отличается от мужского подвига. Что уж говорить о женщинах, если не все мужчины отважатся идти на войну. Ведь женщинам на войне вдвойне тяжелее, невыносимо, противоестественно их человеческому началу. Но даже молоденькие девочки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь, идут защищать свою родину наравне с солдатами-мужчинами, и женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за своих погибших детей. Тема войны в литературе двадцатого века оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям «свыше»,должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца. Мне кажется, главное, что мы должны унаследовать от того поколения – человечность. Проявляя ее во всем, мы всегда будем жить без войны. Эту работу  я хотела бы закончить мыслью Астафьева, который на вопрос, что ему хотелось бы видеть в правде о войне, ответил, что, прежде всего, правду. Всю жестокую, но необходимую правду, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней. 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

      
  1. Беднякова Т. Н. Военная проза, том первый [текст]: рук. разработчика/Т. Н. Беднякова – М.: SLOVO, 1999 – 608с.
  2. Беднякова Т. Н. Военная проза, том третий [текст]: рук. разработчика/Т. Н. Беднякова – М.: SLOVO, 1999 – 680с.
  3. Красников Г. Н. Великая Отечественная война в лирике и прозе, том первый [текст]: рук. разработчика/Г. Н. Красников – М.: Дрофа, 2002 – 512с.
  4. Горбачев В. В. Сражается слово: о гражданственности литературы [текст]: рук. разработчика/В. В. Горбачев – М.: Современник, 1982 – 376с.
  5. Пантелеймонов Н. С. Народ-победитель [текст]: рук. разработчика/Н. С. Пантелеймонов – М.: Лениздат, 1985 – 366с.
  6. Ершов Л. Ф. Память и время [текст]: рук. разработчика/Л. Ф. Ершов – М.: Современник, 1984 – 287с.
  7. Иванова Л. В. Не смолкнет слава [текст]: рук. разработчика/Л. В. Иванова – М.: Знание, 1988 – 64с.
  8. Федоров В. Л. Бойцы моей земли [текст]: рук. разработчика/В. Л. Федоров – М.: Современник, 1973 – 382с.
  9. Урбан А. Образ человека – образ времени [текст]: рук. разработчика/А. Урбан – Ленинград: Художественная литература, 1979 – 328с.
  10. Николаева С. А. Дети и война [текст]: рук. разработчика/С. А. Николаева – М.: Детская литература, 1991 – 160с.
  11. Жуков И. И. Рождение героя [текст]: рук. разработчика/И. И. Жуков – М.: Современник – 1984 – 287с.
  12. Лейдерман Н. Л. Та горсть земли…. Литературно-критические статьи [текст]: рук. разработчика/Н. Л. Лейдерман – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988 – 240с.
  13. Шагалов А. А. Сила долга и совести [текст]: рук. разработчика/А. А. Шагалов -  М.: ДОСААФ, 1988 – 304с.
  14. Лавров В., Пикач А. Ради жизни на земле [текст]: рук. разработчика/В. Лавров – Ленинград: Художественная литература, 1986 – 336с.
  15. Чалмаев В. А. Отблески пламени. Военно-патриотическая тема в советской литературе [текст]: рук. разработчика/В. А. Чалмаев – М.: Воениздат, 1978 – 261с.
  16. Скатова Н. Н. Русские писатели, двадцатый век [текст]: рук. разработчика/Н. Н. Скатова – М.: Просвещение, 1998 – 784с.
  17. Алексеев М. Слово в строю [текст]: рук. разработчика/М. Алексеев – М.: Современник, 1975 – 639с.
  18. Николаев П. А. Русские писатели двадцатого века [текст]: рук. разработчика/П. А. Николаев – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000– 808с.
  19. Кузнецов Ф. Ф. Советский писатель [текст]: рук. разработчика/Ф. Ф. Кузнецов – М.: Советский писатель, 1979 – 606с.

Информация о работе Подвиг в ВОВ