Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:17, курсовая работа
Во всем мире кооперативное движение выступает активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.
Введение………………………………………….…………………….…3
1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и потребительских союзов……………………………….…………………….…5
2. Потребительские общества: цели, виды деятельности и
правомочия……………………………………………………….………….…..9
3. Образование, реорганизация и ликвидация потребительских
обществ по закону «О потребительской кооперации в Российской
Федерации»………………………………………………………………….….15
4. Образование кооперативных союзов и создание системы
потребительской кооперации……………………………………………….…20
5. Концепция совершенствования организационного построения
структуры органов управления в потребительской кооперации…………....28
Заключение………………………………………………………….……32
Список использованных источников…………………………………...36
Содержание
Введение………………………………………….
1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и потребительских союзов……………………………….…………………….…5
2. Потребительские общества: цели, виды деятельности и
правомочия……………………………………………………
3. Образование, реорганизация и ликвидация потребительских
обществ по закону «О потребительской кооперации в Российской
Федерации»……………………………………………………
4. Образование кооперативных союзов и создание системы
потребительской
кооперации……………………………………………….…
5. Концепция совершенствования организационного построения
структуры органов
управления в потребительской кооперации……
Заключение………………………………………
Список
использованных источников…………………………………...36
Введение
Во всем мире кооперативное движение выступает активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.
В
современном состоянии
Важнейшим вопросом, определяющим состояние и перспективы кооперативного движения, является участие населения в кооперативах, степень заинтересованности людей в услугах кооперативов. Чем больше людей объединяется в кооперативы, участвует в их социально-экономической деятельности, тем сильнее кооперативный сектор экономики.
Сегодня особенно остро стоит вопрос о выживаемости системы потребительской кооперации, о ее структурных преобразованиях. Структурная ломка несет в себе опасность потери собственности потребительских обществ. С целью предотвращения этих процессов и решения других проблем в 1997 году был принят Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". В данной работе ставится основная цель - охарактеризовать роль данного Закона в усилении демократизации системы потребкооперации в РФ.
Для
достижения этой цели были поставлены
следующие задачи: охарактеризовать
эволюцию нормативно-законодательных
основ системы потребительской кооперации
РФ; охарактеризовать законодательные
основы усиление демократизации в системе
структурных преобразований потребительской
кооперации; охарактеризовать процесс
моделирования эталонного потребительского
общества.
1. Потребительская
кооперация – система потребительских
обществ и потребительских союзов.
В закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» дано следующее определение потребительской кооперации:
Потребительская
кооперация – система потребительских
обществ и их союзов разных уровней,
созданных в целях
Таким
образом, законом установлено, что
система потребительской
В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества. Образовательные учреждения, однако, их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.
Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, создано, как правило, по территориальному принципу, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В этом пространственном определении отражены следующие черты потребительского общества: потребительское общество – коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства; начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называться пайщиками; потребительское общество осуществляет совместную торговлю, заготовительную, производственную и иную деятельность; цель потребительского общества – его социальная миссия – удовлетворение его материальных и иных потребностей своих членов.
Следует подчеркнуть, что потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местами организации. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.
Потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
- сельское потребительское
- городское потребительское
- районное потребительское
б)
по социальному и
- рабочее потребительское
- рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) – рыбкооп;
- студенческое потребительское общество – студпо;
- ученическое потребительское общество – учпо.
Потребительские
общества – первичные основные организации
систему потребительской
Союз потребительских обществ – это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного. Краевого, республиканского, центрального.
Объединение потребительских
Система потребительской кооперации в России представляет собой много уровневую организационную структуру.
В
основу организационного построения системы
потребительской кооперации положен
принцип административно-
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные союзы потребительских обществ (райпо) – добровольные объединения потребительских обществ на территории районов.
Третий
уровень системы составляют областные.
Краевые, республиканские союзы
потребительских обществ –
Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
Большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества – райпо.
Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений – это концентрация капитала, а значит, упрочнение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества – это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
Райпо
как любое потребительское
Образование райпо способствует формированию трехуровневой системы потребительской кооперации .
Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей свыше 3350 потребительских обществ, 225 районных и окружных потребительских союзов,77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов.
Переход
с четырехуровневой на трехуровневую
организационную структуру
Таким
образом, потребительские общества
и потребительские союзы
2.
Потребительские общества: цели, виды
деятельности и правомочия.
Настоящий Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение, и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.
Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, - созданное по признаку (территориальному, производственному или иному) на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях потребностей его членов.
Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.
Для выполнения указанной цели общество осуществляет:
оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;
производство и реализацию продуктов научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;
заготовительную деятельность, в том числе сброс и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);
хранение нефти и продуктов ее переработки;
перевозочную, транспортно-экспедиционную и другую деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса на морском, внутреннем водном просторе;
пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом;
транспортные и транспортно-экспедиционные услуги;
лизинговую деятельность;
строительную деятельность;
юридические услуги;
производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
образовательную
деятельность в область среднего,
высшего, послевузовского
образовательную деятельность в области дополнительного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего педагогического, среднего индустриально-педагогического образования;