Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:17, курсовая работа
Во всем мире кооперативное движение выступает активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.
Введение………………………………………….…………………….…3
1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и потребительских союзов……………………………….…………………….…5
2. Потребительские общества: цели, виды деятельности и
правомочия……………………………………………………….………….…..9
3. Образование, реорганизация и ликвидация потребительских
обществ по закону «О потребительской кооперации в Российской
Федерации»………………………………………………………………….….15
4. Образование кооперативных союзов и создание системы
потребительской кооперации……………………………………………….…20
5. Концепция совершенствования организационного построения
структуры органов управления в потребительской кооперации…………....28
Заключение………………………………………………………….……32
Список использованных источников…………………………………...36
Роль Центросоюза России (МСПО) в развитии потребительской кооперации:
Центральный союз России, называвшийся тогда Московским союзом потребительских обществ (МСПО), сыграл большую роль в развитии потребительской кооперации. В первые годы своей деятельности помогал потребительским обществам закупать товары крупными партиями по более низким ценам. Первую крупную оптовую сделку союз заключил с Романовским сахарным заводом Воронежской области.
С 1907 года, накопив собствённый капитал, союз стал развертывать складскую оптовую торговлю через свою сеть закупочных торговых контор, расположенных не только в России, но и за границей. В годы Первой мировой войны союз организовал закупки, привлекая к этой работе потребительские общества и их союзы, которые осуществляли закупки мяса, масла, яиц, картофеля и других сельскохозяйственных продуктов.
Наряду с оптовой торговлей закупками союз также занимался кредитованием слабых в финансовом отношении кооперативов, что способствовало их укреплению.
В 1912 году МСПО был одним из инициаторов создания Московского народного банка, который стал кредитным центром всех видов кооперации России.
Центральный союз имел свои фабрики: чаеразвесочную, спичечную, кондитерскую, а также другие предприятия.
Хозяйственная деятельность союза успешно развивалась.
В 1916 году по объему товарооборота Центральный союз России занял третье место в мире среди кооперативных союзов и оптовых обществ.
В первые годы своей деятельности большое значение имела организационная работа союза. Большой штат опытных инструкторов в аппарате Московского союза оказывал действенную помощь потребительским обществам и их союзам в хозяйственной деятельности, культурно-просветительной работе, а также в организации учета и отчетности. Союз организовывал подготовку кадров для потребительских обществ.
МСПО широко развернул издательскую деятельность. С 1903 года стал выходить журнал «Союз потребителей», печаталось много другой литературы.
Центральный
союз потребительских обществ
Руководство
Центрального союза России придерживалось
Рочдейлских принципов и
Таким образом, Центральный союз как хозяйственный и организационный центр содействовал укреплению и развитию системы потребительской кооперации России.
Таким образом, Центросоюз России (МСПО) был образован в конце ХIХ века, так как только к этому времени были сформированы необходимые для его создания предпосылки.
Центросоюз
России (МСПО) стал хозяйственным и
организационным центром
Создание
Центрального союза (МСПО) способствовало
преодолению разрозненности, укреплению
структуры и хозяйственной
Центральный
союз (МСПО) объединил потребительские
общества и их союзы, кооперативы других
видов и их союзы в единую систему потребительской
кооперации.
5.
Концепция совершенствования организационного
построения структуры органов управления
в потребительской кооперации
Кооперативные преимущества проявляются в сочетании социальной миссии и хозяйственной деятельности не только для самих кооперативных организаций. Они создают благоприятную среду для пайщиков, населения, поддерживаются органами местного самоуправления, государством, обществом в целом.
Преимущества для пайщиков: пайщики получают право на экономическое участие и кооперативные выплаты, возможность образования и получения навыков управления, самореализации через участие в общественной и культурной жизни потребительского общества.
Преимущества для населения: население приобретает качественные и относительно дешевые товары, ряд льгот, разнообразные услуги, сдает для реализации сельхозпродукцию, товары индивидуальной трудовой деятельности по справедливым ценам, не подвергаясь риску обмана, получает возможность трудоустройства. Кооперативные преимущества улучшают жизнь людей повсюду.
Органы местного самоуправления имеют реальную возможность увеличения налоговых поступлений от организаций потребительской кооперации с гарантией прозрачности учета и отсутствия сокрытия налогооблагаемой базы, используют опыт укрепления демократических принципов в принятии управленческих решений, приобретают союзника в реализации программ социальной защиты населения.
Государство признает кооперативные преимущества в решении крупных социальных программ, таких как сокращение безработицы и обеспечение занятости, усиление общественного контроля за рациональным использованием природных ресурсов, ограничение теневой экономики и другое. Как и государство, потребительская кооперация озабочена более эффективной деятельностью в социальной сфере, всесторонним исполнением своей социальной миссии.
Общество в целом выигрывает от преимуществ кооперации в стабилизации и гармонизации социальных отношений, устойчивости экономического развития, формировании высоких общественных целей и идеалов.
Эти
важные преимущества дадут возможность
кооперативам конкурировать и динамично
развиваться в новом
Кооперативные преимущества выступают фактором развития самой системы и объективно способствуют совершенствованию общественных отношений в России.
Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской федерации» (в редакции Федерального закона от 28.04.2000 года) рассматривает потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов.
Центросоюз Российской Федерации (России) - добровольное объединение свыше 3,5 тысячи сельских районных, городских потребительских обществ. В систему входят 213 районных и окружных потребительских союзов, 77 республиканских, краевых и областных союзов.
Организационное построение потребительской кооперации после 1992 года изменилось.
Основу внутренней организационной структуры составляют потребительские общества, создаваемые на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для финансово-хозяйственной деятельности в целях материальной и иной поддержки пайщиков.
Основная
работа с пайщиками будет
Чаще всего центрами кооперативных участков выступают магазины. Они — главное звено в реализации хозяйственных и социальных задач.
Магазины становятся центрами кооперативных участков, заготовительными пунктами. Они призваны осваивать и внедрять новые виды услуг и коммуникаций.
Рекомендуется иметь в каждом магазине — приемозаготовительном пункте, центре кооперативного участка книгу данных о подворьях населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка и поголовье животных, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технического, кожевенного и вторичного сырья, макулатуры, суммах предоставляемых заемных средств. Кроме того, в магазине следует вести журнал учета заявок населения на оказание бытовых услуг, доставку товаров на дом, журнал учета покупок.
В функции магазина входит заключение с сельскими подворьями долгосрочных договоров на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, предоставление разного рода услуг, взаимодействие по другим направлениям их жизнедеятельности.
В магазине должны быть: уголок пайщика, библиотека, списки многосемейных пайщиков, инвалидов, информация о порядке кооперативных выплат, закупочных ценах и другая. При наличии свободного помещения следует оборудовать его как центр кооперативного участка для работы с пайщиками.
Многофункциональность
магазинов потребительской
Концепция рассматривает райпо в качестве наиболее предпочтительной формы организации, где оптимально сочетается самоуправление пайщиков с профессиональным управлением.
Расширяются
функции районных потребительских
обществ.
Заключение
Законом определено, что потребительское общество- это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ, союзы могут быть районными, областными, краевыми, республиканскими и центральным союзом потребительских обществ. В названиях иных специализированных видов потребительских кооперативов (гаражных, дачных и т.д.) не допускается использование слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ". Также отметим, что в преамбуле Закона установлено, что настоящий закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. В чем выражается эта государственная поддержка, сказано в разработанных Правительством РФ и другими ведомствами (на разных уровнях власти) на основе этого Закона подзаконных актах (правительственные входят в Пакет документов).
Потребительские общества (потребительские кооперативы, вообще) отличаются демократичностью их управления. Высшим органом управления обществом является общее собрание членов-пайщиков, затем идут подотчётные ему органы: совет обществ а во главе с председателем - представительный орган, правление - исполнительный орган и контрольно-ревизионная комиссия- контрольный орган. Голосование пайщиков на общем собрании производится по принципу "Один пайщик - один голос", вне зависимости, например, от суммы паевого взноса, уплаченного им. Законом также установлены и иные нормы, защищающие права пайщиков потребительского общества. Высшая степень демократичности управления, некоммерческий характер деятельности потребительского общества, гарантия, хотя бы формальная, государственной поддержки,- все эти отличительные особенности потребительского общества представляет особую ценность при проведении агитации среди населения по вступлению в члены-пайщики, ибо, особенно у пожилых людей, пенсионеров, лиц социально незащищённых это находит явную поддержку, ассоциируется со временами, когда все торговые организации были государственными, а спекуляция (и, вообще, предпринимательство) были деяниями уголовно наказуемыми.
Потребительская кооперация – это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.
Традиционно
сложилась четырехуровневая организационная
структура потребительской
Потребительская кооперация в Российской Федерации - это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов.
Пайщиками потребительских обществ могут быть: граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.
Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.
Законодательство о потребительской кооперации состоит из настоящего Закона, других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.