Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:17, курсовая работа
Во всем мире кооперативное движение выступает активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.
Введение………………………………………….…………………….…3
1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и потребительских союзов……………………………….…………………….…5
2. Потребительские общества: цели, виды деятельности и
правомочия……………………………………………………….………….…..9
3. Образование, реорганизация и ликвидация потребительских
обществ по закону «О потребительской кооперации в Российской
Федерации»………………………………………………………………….….15
4. Образование кооперативных союзов и создание системы
потребительской кооперации……………………………………………….…20
5. Концепция совершенствования организационного построения
структуры органов управления в потребительской кооперации…………....28
Заключение………………………………………………………….……32
Список использованных источников…………………………………...36
Общее собрание потребительского общества или принявший решение о ликвидации потребительского общества орган назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и строки ликвидации потребительского общества.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
При ликвидации потребительского общества имущество его неделимого фонда разделу не подлежит и передается другому (другим) потребительскому обществу (потребительским обществам) на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества.
Таким образом, имущество потребительского общества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. Реорганизация потребительского общества (слияние, присоединение, разделение, выделение) осуществляется по решению общего собрания потребительского общества и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Преобразование потребительского общества осуществляется по единогласному решению всех пайщиков потребительского общества.
Ликвидация потребительского общества осуществляется по решению его общего собрания или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При
принятии общим собранием
Общее собрание потребительского общества или принявший решение о ликвидации потребительского общества орган назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации потребительского общества.
Имущество
потребительского общества, оставшееся
после удовлетворения требований кредиторов,
за исключением имущества
4.
Образование кооперативных союзов и создание
системы потребительской кооперации
С 1908 по 1914 года процесс концентрации в российском кооперативном движении развивался естественным путем. Слабые в финансовом отношении сельские потребительские общества создавали различные мелкорайонные объединения для оптовых закупок, поскольку вести торговые операции с Центросоюзом (МСПО) или даже с его филиалами из-за больших расстояний было экономически менее выгодно, чем с ближайшими частными оптовиками. Центросоюз (МСПО) поддерживал создание мелкорайонных, районных, межрайонных и губернских объединений, так как это способствовало удовлетворению мелких нужд потребительских обществ на наиболее выгодных условиях. Но одновременно руководители Центросоюза (МСПО) считали необходимым открывать и открывали «агентуры» (торговые представительства) и закупочные пункты в крупных городах.
В 1912 г. в связи с вступлением в Центросоюз (МСПО) шести провинциальных союзов возникла необходимость реорганизовать управление Союза. Наряду с Бюро (Правлением) было создано Большое бюро (Совет), куда вошли представители вновь принятых союзов и старых крупнейших потребительских обществ.
Однако с 1914 г. в России началось интенсивное и хаотическое создание союзов кооперативов различных видов. Таблица, приведенная М.Л.Хейсиным в его книге “История кооперации в России”, дает представление о союзном строительстве накануне и во время Первой мировой войны.
В этом бурном «союзном» строительстве было много анархии и хаоса, волевых решений,
диктуемых
зачастую кооперации амбициозностью отдельных
руководителей. Часто союзы создавались
там, где их образование не было продиктовано
экономической
Тем не менее, многие союзы потребительских обществ, как мелкорайонные, так и крупные региональные, вступали в Центросоюз (МСПО). В 1912 году членами Центросоюза (МСПО) было 6 союзов, а в 1917 году — 285. Резко увеличилось и число «союзных» потребительских обществ: с 776 в 1912 году до 3167 в 1917 году. Соответственно рос и аппарат Союза — и в торговых, и в оргинструкторском, и в издательском отделах. В 1914 году в Центросоюзе (МСПО) работали 320 человек, в том числе 66 — в оргинструкторском отделе. В 1917 году —1 174 и 227 человек.
Однако даже такой огромный аппарат был не в состоянии оперативно и с наименьшими издержками обслуживать заказы своих потребительских обществ и местных союзов. Достаточно сказать, что они приобретали через Центросоюз менее 10% от всех закупаемых товаров, но и со столь малым объемом Центр справлялся с трудом. Назрела необходимость концептуального пересмотра роли и функций Центра в кооперативной иерархии, его взаимоотношений с местными союзами и потребительскими обществами.
Уже с мая 1916 года Центросоюз (МСПО) начал сокращать оптовые операции с потребительскими обществами и расширять их с крупными районными и губернскими союзами. Тогда же, в мае 1916 года, 31-е собрание уполномоченных постановило преобразовать Центросоюз (МСПО), являвшийся союзом потребительских обществ, в Центральный союз потребительской кооперации, объединив в его деятельности функции общества оптовых закупок и идейно-организационного центра союзов потребительских обществ.
После февральской революции 19 сентября 1917 года Министерство промышленности и торговли Временного правительства уведомило Центросоюз (МСПО) о переименовании его из МСПО во Всероссийский центральный союз потребительских обществ — Центросоюз. Этим формальным актом завершился почти 19-летний период деятельности общероссийского кооперативного центра под вывеской МСПО.
В январе 1918 года Центросоюз прекратил торговые операции с первичными потребительскими обществами. Исключение составляли лишь крупнейшие, объединяющие не менее 10 тыс. человек, общества, являющиеся крупными оптовыми покупателями. Оптовые операции теперь велись в основном с уездными, губернскими и региональными союзами, а они, в свою очередь, обслуживали потребительские общества, причем как свои, так и не входящие в Центросоюз. Что касается разного рода услуг, то «союзные» потребительские общества продолжали ими пользоваться, особенно услугами оргинструкторского отдела, юридической и аудиторской служб.
В октябре 1918 года 33-е собрание уполномоченных утвердило новый устав и новую структуру управления Центросоюза: собрание уполномоченных — совет — правление.
Таким образом, в 1918 году Центросоюз из двухзвенной системы (потребительские общества — Центросоюз) преобразовался в многозвенную систему (потребительские общества — мелкооптовые, уездные, губернские, межрайонные и региональные союзы — Центросоюз).
Создание Московского союза потребительских обществ (МСПО) в конце ХIХ века в России стало возможным благодаря возникновению социально-экономических, юридических и идеологических предпосылок.
К
социально-экономическим
капиталистических отношений, конкуренции, рост цен, концентрацию финансового капитала. Средние слои населения России усиленно объединялись в совместные хозяйственные предприятия — кооперативы — в разных отраслях экономики: сельском хозяйстве, мелкой промышленности и торговле.
С развитием капитализма (с 1861 года) количество потребительских обществ и их членов возрастало. Потребительские общества стали объединяться для осуществления совместных оптовых закупок на Нижегородской ярмарке и провёдения совещания по правовым и организационным вопросам кооперативного движения. В августе 1896 году совещание кооператоров на Нижегородской ярмарке, в котором приняли участие представители 28 потребительских обществ, одобрило проект Нормального устава потребительских обществ.
13 мая 1897 года Нормальный устав потребительских обществ был утвержден Министерством внутренних дел России, и, таким образом, была создана юридическая предпосылка для развития кооперации и образования Центрального союза России. Кооперативы были узаконены Нормальным уставом потребительского общества и могли создавать объединения.
Созданию Центрального союза способствовал рост потребительских обществ. К 1898 году в России действовало 307 потребительских обществ, из которых 90 — городских, всесословных, 91 — фабрично-заводских, 56 сельских, 13 — обществ чиновников и служащих, 23 — железнодорожных, 23 офицерских. Почти половина обществ объединяла от 100 до 500 членов.
Идеологическая (субъективная) предпосылка возникновения Центрального союза связана с расширением
круга деятелей, энтузиастов кооперации, экономически и юридически подготовленных людей. К ним следует отнести:
Н. П. Гибнера, И. Х. Озерова, И. И. Янжула, В. И. Ануфриева, С. А. Каблукова, В. Н. Зельгейма. В создании Центрального союза активное участие принимали женщины — члены правления потребительского общества «Взаимная польза».
Следует отметить, что многие потребобщества не поддержали идею создания союза. Только 18 из 307 потребительских обществ изъявили желание стать учредителями Центрального союза — Московского союза потребительских обществ (МСПО). Это свидетельствует о том, что большинство кооператоров не понимали значения объединения, не осознавали того, что в условиях рынка только в единении кооперативы представляют мощную конкурентоспособную организацию.
Все организаторские заботы по созданию МСПО взяли на себя правления двух московских обществ потребителей: «Взаимная польза» (на Арбате) и «Экономическое общество офицеров» (в Кремле), возглавляемое Н. П. Гибнером. Было избрано подготовительное бюро в составе 5 человек, включая Н. П. Гибнера. Работа бюро была направлена на разработку и согласование с Министерством внутренних дел Положения о МСПО.
16 июня 1898 года Министерством внутренних дел России было утверждено Положение о Московском союзе потребительских обществ (МСПО), состоящее из 4 разделов и 29 параграфов.
В
Положении о МСПО были определены
следующие органы управления союза:
высший орган — собрание уполномоченных,
которое созывалось 1 раз в 4 месяца;
исполнительный орган бюро (правлёние);
контрольный орган —
Первое учредительное собрание Центросоюза (МСПО) состоялось 23—24 октября 1898 года. Учредителями союза стали 18 потребительских обществ, из которых 5—из Москвы и Московской области, а 13 — из других регионов России.
МСПО сразу стал Центральным союзом России. Однако в 1898 году было запрещено создавать центральные организации рабочих, поэтому союз назвали Московским союзом потребительских обществ.
В первое бюро (правление) МСПО были избраны: Н. П. Гибнер; В. А. Торгонский, В. И. Ануфриев, В. А. Галицинский, С. А. Каблуков; в ревизионную комиссию: И. Х. Озеров, В. И. Зубчининови Д. Д. Виноградов.
«Экономическое общество офицеров» для конторы МСПО выделило комнату в Кремле.
Адрес Центрального союза был звучным: «Москва, Кремль, Арсенал».
Первым
председателем правления
Н. П. Гибнер и другие члены правления были убеждены в том, что союз необходим для объединения кооперативов и развития потребительской кооперации России. Они находили все больше единомышленников среди лидеров потребительских обществ. Число потребительских обществ в МСПО постоянно росло. Если при учреждении союза в 1898 году его членами были 18 потребительских обществ, то в 1916 году — 3012 потребительских обществ.
С образованием губернских (областных) и уездных (районных) потребительских союзов членский состав Московского союза усложняется. Наряду с потребительскими обществами членами МСПО становятся также и потребительские союзы. Если в 1911 году в МСПО вступил 1 потребительский союз, то в 1916 году — 154 потребительских союза.
Таким образом, к 1916 году Московский союз превратился в крупный центр российской потребительской кооперации и был переименован в Центросоюз России.