Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа

Описание

Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа!!!.doc

— 410.50 Кб (Скачать документ)

Автономное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Тюменский педагогический колледж  №1» 
 
 

ПК  русского языка и литературы 
 
 
 

выпускная квалификационная работа 

Выполнила: студентка

Поспелова А.Ю.

специальность: 0507

«препод. в нач. кл.»

группа  417 школьное

 отделение

научный руководитель:

 Богатырёва  Т.И. 
 
 
 
 

                                                 

  Тюмень 2011

СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность исследования

     Постоянно растущие темпы обновления знаний приводят к непрерывному образованию.    Повышение качества образования является одной из важных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах "Стратегии модернизации содержания общего образования" (2001 г.) и "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса.

     Формирование  коммуникативной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

      Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка - подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

     Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.

     Предмет исследования – приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.

     Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.

     Задачи:

1. Раскрыть  речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.

2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».

3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

     Гипотеза – если педагог будет формировать коммуникативную компетенцию на уроках речевой культуры, то у учащихся повысится уровень сформированности речевой культуры, уровень знаний по предмету, уровень развития мышления и изменится отношение к предмету.

     Методы исследования

Теоретические методы:

  1. теоретический анализ и синтез; 
  2. абстрагирование;

 Эмпирические методы:

  1. изучение литературы;
  2. изучение результатов деятельности учащихся;
  3. наблюдение за работой учащихся;
  4. тестирование, анкетирование;
  5. педагогический эксперимент.

       Практическая направленность

Материал  исследования может быть использован студентами специальности «Преподавание в начальных классах» при подготовке к практике и педагогами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Язык и  речь. Речеведческие понятия как основа формирования коммуникативной компетенции

§ 1.1 Язык и речь. Понятие о культуре речи

     Термины язык и речь многозначны. Иногда они соотносятся как синонимы, обозначая одно и то же явление. Например: В его языке много иностранных слов и Его речь изобилует иностранными словами. Однако если сказать: Он изучает русский язык и Он изучает русскую речь, то различие между этими словами становится очевидным. Изучить язык – значит:

  • овладеть его фонетической системой;
  • познать особенности изменения различных грамматических категорий слов, т.е. понять, как склоняются существительные, прилагательные, как изменяются глаголы;
  • освоить модели сочетаемости слов, модели построения предложений.

     Язык воспринимается как система, представленная в моделях, как нечто абстрактное, существующее в потенции, т.е. не в явном, а в скрытом виде, и проявляется при известных условиях.  Изучить речь -  значит познать, усвоить особенности звучащей речи, её специфику. Речь представляет собой как нечто  материальное, мы её слышим (устная речь) или воспринимаем зрением (письменная речь).

     Язык – продукт деятельности  коллектива. Представление о характерных чертах того или иного языка мы имеем благодаря огромной работе многих лингвистов, которые исследуют индивидуальные языки, зафиксированные в различных памятниках письменности (летописи, договоры, указы, грамоты,  письма, научные труды, художественные и публицистические произведения), изучают всевозможные записи устной речи. Данные о фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе обобщаются, описываются в научных статьях, монографиях, грамматиках, словарях. Так вырисовывается системная организация структуры национального языка. Язык объективен и обязателен для всех.

     Речь отражает опыт индивидуума.  У каждого человека свой больший  или меньший словарный запас,  своё знание и умение использовать  слова, модели их сочетаемости, модели построения предложений. Поэтому речь субъективна и произвольна.

     Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности как социального феномена [4, с 17] .

      Анализ научной литературы по лингвистике, культурологии, педагогике показывает, что понятие «культура речи» трактуется как владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

      «Итак, культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», – так определяет понятие культуры речи Е.Н. Ширяев[27, с. 74].

     Термин культура речи многозначен. «Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи» [28, с. 33].

     К настоящему времени в науке установлено, что культура речи состоит из трех компонентов: нормативного, коммуникативного и этического. Вместе с тем, важную роль для дисциплин культурологического цикла играют такие качества речи, как эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность, ассоциативность. Перечисленные качества речи целесообразно выделить в эстетический компонент культуры речи. Исходя из вышесказанного, культура речи состоит из четырех компонентов: нормативного, коммуникативного, этического и эстетического (см. рис.1)[2, с. 41]. 

Рис. 1. Основные компоненты культуры речи

      Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильности. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата.

      Язык  располагает богатым арсеналом  средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств  необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.

      Соблюдение  норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.

      Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. Поэтому используется термин коммуникация. Коммуникация – общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.

      Результатом речевой деятельности говорящего является текст. Текст – это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Текст играет важную роль в развитии  речевой культуры  человека, так как конечная цель освоения русского языка в школе – научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной формах.

      Важным  является понятие о качествах  речи. Качества речи – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. В филологии различают речевую культуру личности; речевую культуру общества[22, с. 106].

      Речевая культура личности индивидуальна. Она  зависит от эрудиции в области  речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

      Речевая культура общества есть отбор, собирание  и хранение лучших образцов речевой  деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного  языка. Такого понимания речевой  культуры придерживается Ю.В. Рождественский [5,с. 221].

     Конечно, в рамках науки о культуре речи рассматриваются не только примеры высокого уровня владения литературными нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм как в речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества. Успешное общение между людьми требует коммуникативной компетенции участников такого общения. Коммуникативная компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения. Основными понятиями культуры речи являются также такие понятия, как литературный язык, нормы языка, стиль, языковой стандарт, виды и формы речи, речевой этикет [7, с 75].

Информация о работе Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры