Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43
7. Посмотрите на следующие два предложения и вставьте вместо многоточия слова «отчётный» или «отчётливый»:
А) их стройные силуэты становились всё более…………………
Б) каждый год на ………………… собраниях его разбирали «по косточкам».
8. Подчеркни слово (сочетание слов), близкие по значению:
а) свежий ветер (новый, тёплый, прохладный);
б) свежий хлеб (чёрствый, недавно испечённый, новый);
в) свежая рубашка (приятная, шёлковая. белая).
9. Прочитай следующий текст. В нём нарушен порядок предложений. Исправь последовательность предложений, указав цифры.
1. Часто в горах во время пожаров дети остаются в домах. 2. В Лондоне малышей из огня вытаскивают пожарные собаки. 3. От испуга они прячутся и молчат. 4. Одна такая собака спасла 12 детей.
______________________________
10. Вставьте в текст недостающие слова.
Когда
в ___________________ утро, летом, пойдёшь
в лес, то на полях, в траве,__
прил. 2
1. Прочитайте предложения, найдите речевые ошибки, исправьте.
а) А тебе завидно?
б) Всякую ягоду в руки берут, да не всякую в кузов ложат.
______________________________
в) Для начинки на порог
______________________________
2. Поставьте ударение в словах.
Банты, шарфы, столяр, щавель, каталог
3. Прочитайте ситуацию.
Переполненный автобус.
(- Кладите свёрток мне на колени.
- Спасибо! Ты очень добра?)
Добра ли девочка?
______________________________
4. Выполните интонирование предложений.
Приказание с оттенком
Ласковая просьба.
Мягкая просьба. Положи-ка книги.
Приглашение
исполнить совместно с
5. Рассмотри картинку. Как можно подробнее напиши о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
______________________________
6. Подчеркните слово (сочетание слов), близкие по значению.
Верный друг (преданный, старший, весёлый);
Верное средство (русское, прочное, испытанное);
Верный выстрел (громкий, меткий, раскатистый).
7. Слово «кисть» многозначное. Перечисли тебе известные значения этого слова.
______________________________
8. Представьте, что вы едете в автобусе. Определите, кто к вам может обратиться с такими словами.
- Милок, ты выходишь? Любой вежливый человек
- Эй, ты выходишь? Невоспитанный человек
- Мальчик, разреши пройти! Старушка
9. Вставьте в текст недостающие слова.
Завечерело. Где – то далеко за вершинами ________________ закатилось гаснущее ____________. А _____________ его горят на луковых стволах сосен. В игольчатый бархат одеты ______________Ёлки. Как на параде _____________ стройное __________________.
10. Исправьте предложения, так чтобы смысл текста был понятен каждому.
Мы с батей купили новый комп. К нему в комплекте была продана чёрная клава.
______________________________
прил. №3
1. Прочитайте предложения, исправьте речевые ошибки. Выразите своими словами просьбу. Как бы сказал ты?
а. - Бабушка, кушать хочу! Давай скорее шевелись!
______________________________
б. Столяр пилил доски пилой.
______________________________
в. Море пеной стало кидаться, люди не стали в море мыться.
______________________________
г. Что за прелесть Любочка! Вся в горошках юбочка, банты ‘ лучше всех.
______________________________
2. Про кого так говорят
Употребите эти выражения, рассказывая о Незнайке и Емеле.
______________________________
3. Рассмотрите схемы и посмотрите небольшие сценки. Какая сценка соответствует первой схеме, а какая – второй? (укажите стрелочкой.)
СЦЕНКА №1.
- Серёжа, я прошу тебя сейчас почистить клетку с попугаями.
- Извините, Ксения Николаевна, сейчас я не могу. В разде –
валке меня уже ждёт бабушка.
- Ну, если ждёт бабушка, то ладно. Но завтра попугаи ждут тебя.
СЦЕНКА№2.
- Ванюша, я бы хотела, чтобы ты записал свой весёлый рассказ
и украсил его рисунками. Я пошлю твою работу на конкурс.
- Хорошо, сделаю и принесу завтра.
- Спасибо!
4. В каком предложении выражена скрытая просьба? Подчеркните.
Проходите быстрее!
Проходите, пожалуйста, побыстрее!
Не трудно ли вам пойти побыстрее?
5. Выполните интонирование предложений.
Приказание с оттенком
нетерпения
Ласковая
просьба
Мягкая
просьба
6. Прочитайте текст. В нём нарушен порядок предложений. Исправьте это, указав цифрами последовательность предложений.
Каких только растений, птиц, зверей в нём не водится! Недалеко от города Курска создан необычный природный заповедник. Одних трав – несколько сотен видов!
7. Выбери правильное слово:
Животноводческая (1) фирма, 2) ферма);
Цветок(1) душистый, 2) душный)
Секретный (1) шифер, 2) шифр)
8. Определить
лексическое значение следующих слов:
клевый, в натуре,
вякать, чувак (чок)_________________________
9. Сконструируйте ситуацию. Где, кому, когда сказаны слова: Алёша, горло, шарф.
______________________________
10. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.
Летом небо редко закрыто _____
прил.№4
Урок речевой культуры
Тема: "Вежливый отказ"
Цели:
1. Познакомить с понятием “Вежливый отказ”.
2. Учить детей различать такие понятия как: вежливая речь, вежливое поведение.
3. Воспитывать в детях, навык вежливого приветствия, прощания, воспитывать умение выражать благодарить и отказ.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Весёлым, интересным, познавательным…)
- От чего это зависит? (От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга).
- Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое.
Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской:
На доске рисунок “кислого” солнышка
Встало солнце кислое,
Смотрит, небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие …
И едят ужасно
Кислое мороженое
Даже сахар
кислый!
Скисло всё варенье!
Потому, что кислое
Было настроение.
- Почему прохожие в стихотворении “несчастные”? (У них “кислое” настроение).
- Что значит “кислое” настроение? (произвольные ответы детей)
- А как мы узнаём, что у человека “кислое” настроение? (произвольные ответы детей)
2. Речевая разминка
- А сейчас проведём речевую разминку. Если правильно выполните задание, то прочтёте в средних клеточках слово, которое показывает “кислое” настроение. Какие предлоги нужно употреблять в данных словосочетаниях. Напишите их в клеточках.
- Так какое же слово показывает “кислое” настроение? (Слеза).
- Дети, а как можно “поднять” настроение? Можно ли это сделать с помощью комплимента? (произвольные ответы детей)
- Поднимите настроение “солнышку”:
(Учащиеся говорят комплименты “солнышку”, а учитель незаметно переворачивает табличку с грустным солнышком на улыбающееся).
- Поднялось ли у нас настроение?
- Весело ли стало нам?
- Попробуйте сделать вывод! (Нужно говорить людям добрые, вежливые слова. И им, и нам становится от этого лучше, радостнее).
- Так что такое “ВЕЖЛИВОСТЬ”? (Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил приличного поведения).
(На доску вывешивается табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).
- В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: