Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43
- развитие
внимания к звуковой стороне
слышимой речи (повторение вопроса,
хоровое повторение вывода, чередование
индивидуальных ответов с
- учебное общение в паре или в группе (разыгрывание речевых ситуаций, их анализ;
- подбор
точных формулировок для
- выделение голосом главного.
2. Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Используем следующие приёмы работы над предложением:
1) чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки, например: «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица». К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Например, учитель предлагает детям послушать стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Затем предлагает учащимся составить своё предложение по этому образцу, но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. Дети составляют предложения: «Здравствуй, утро! Здравствуй, луг!».
2) конструктивные упражнения:
а) построение предложения из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:
- все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»;
- некоторые
слова даны в нужной форме,
а часть слов - в начальной форме:
«видеть, белочку, маленькая,
б) работа с деформированным текстом. Например,
- Живёт, большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.
- Гнёздышко, а, птички, в его ветвях, маленькой.
- Целый, они, хлопочут, день.
4) редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты.
5) основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие:
- составление предложения по опорным словам (2-3 слова);
- составление предложения по предметной или сюжетной картинке;
- составление
предложения по заданному
- составление предложения по узкой теме, заданной учителем или учащимися;
- свободное составление предложения (задание звучит так: «Составьте предложение любого вида и на любую тему»).
3. Приёмы работы над связной речью:
1) моделирование структуры текста. Например, с помощью памятки «Текст» - определи:
- тему (о чём будешь писать, говорить);
- главную
мысль (что главное хочешь
- название (если его нет), передай в нём тему, главную мысль;
- содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь);
- план текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их).
2) редактирование своего текста. Например, по памятке «Редактор» - проверь:
- понятна
ли тема, ясна ли главная мысль,
передаёт ли их название
- движется ли мысль от предложения к предложению, не нарушен ли их порядок;
- удачны ли начало и конец текста;
- правильно ли, точно ли выражены мысли.
3) составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса.
5) передача сюжета в диалогической форме.
6) составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по заданному началу.
7) составление схем, определяющих состав и последовательность выполняемых операций, например, перед выполнением задания «написать письмо родным», можно использовать схему письма.
8) чтение стихотворных отрывков, предложений с пропущенными словами [20, с 3 - 34].
Следует отметить важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».
Именно
коммуникативная компетенция
Итак, нами рассмотрены приёмы
формирования коммуникативной
Эксперимент прошёл в 3 этапа. На первом констатирующем этапе эксперимента выявили первоначальный уровень сформированности коммуникативной компетенции младших школьников. На формирующем этапе эксперимента были разработаны и проведены с целью формирования коммуникативной компетенции младших школьников конспекты уроков речевой культуры. На третьем контрольном этапе эксперимента определили итоговый уровень сформированности коммуникативной компетенции младших школьников.
Цель: определение стартового уровня
сформированности
Для того чтобы формирование
коммуникативных умений
Уровень сформированности критериев определяется по суммарным баллам. Каждое правильно выполненное задание оценивается на 5 баллов, тем самым общее количество баллов, которые может получить ученик – 50 баллов. Выделяется всего пять уровней: низкий (1 -10 баллов), ниже среднего (11 -20 баллов), средний (21 – 30 баллов), выше среднего (31 – 40 баллов), высокий (41 – 50 баллов).
Низкий уровень развития коммуникативной компетенции характеризуется:
Уровень ниже среднего. Имеются некоторые отрывочные знания, но испытуемый не может ими оперировать. Допускаются ошибки в общей композиции высказывания в конструкции фраз, в употреблении слов, выражений; низкий уровень смысловой ассоциации; наличие случаев, когда встречаются в речи лишние слова, жаргонизмы, диалектизмы; ошибки в произношении; неточный выбор адресата.
Средний уровень. Удовлетворительное владение речевыми умениями и навыками. Средний уровень развития смысловой ассоциации. Встречаются ошибки в словоупотреблении некоторых слов; недочёты в композиции высказывания в конструкции фраз, в произношении слов.
Уровень выше среднего. Хорошее владение речевыми умениями и навыками, возможны некоторые ошибки.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами использовались два метода: сбора (учащиеся выполняли тест) и регистрации данных (педагогическая оценка), свидетельствующих о степени владения каждым учеником коммуникативной компетенцией.
Количественные характеристики
Показатели теста: «Уровень сформированности коммуникативной компетенции»
Таблица № 1
№ | Ф.И. | Суммарный балл | Оценка | Уровень |
1 | Андреева Лиза | 26 баллов | средний | 3 |
2 | Бабанова Анжела | 29 баллов | средний | 3 |
3 | Долинина Диана | 20 баллов | ниже среднего | 2 |
4 | Зорина Оля | 24 балла | средний | 3 |
5 | Казакевич Ангелина | 32 балла | выше среднего | 4 |
6 | Кривцова Настя | 16 баллов | ниже среднего | 2 |
7 | Конев Артём | 32 балла | выше среднего | 4 |
8 | Коротков Павел | 26 баллов | средний | 3 |
9 | Куталевская Анна | 22 балла | средний | 3 |
10 | Насекин Сергей | 19 баллов | ниже среднего | 2 |
11 | Назаруков Витя | 17 баллов | ниже среднего | 2 |
12 | Парщуков Никита | 32 балла | выше среднего | 4 |
13 | Поляков Влад | 26 баллов | средний | 3 |
14 | Прудаев Данил | 29 баллов | средний | 3 |
15 | Саламанова Валерия | 24 балла | средний | 3 |
16 | Секерин Миша | 25 баллов | средний | 3 |
17 | Тарачёв Егор | 18 баллов | ниже среднего | 2 |
18 | Темников Данил | 17 баллов | ниже среднего | 2 |
19 | Тимошенко Анна | 26 баллов | средний | 3 |
20 | Уруспаев Валентин | 23 баллов | средний | 3 |
21 | Усков Саша | 28 баллов | средний | 3 |
22 | Фёдорова Ира | 23 балла | средний | 3 |
23 | Чудин Кирилл | 32 балла | выше среднего | 4 |