Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа

Описание

Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа!!!.doc

— 410.50 Кб (Скачать документ)

- развитие  внимания к звуковой стороне  слышимой речи (повторение вопроса,  хоровое повторение вывода, чередование  индивидуальных ответов с хоровыми);

  - учебное общение в паре или в группе (разыгрывание речевых ситуаций, их анализ;

- подбор  точных формулировок для ответа  на вопрос учителя;

- выделение  голосом главного.

  2.   Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Используем следующие приёмы работы над предложением:

1) чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки, например: «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица». К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Например, учитель предлагает детям послушать стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»:

Здравствуй  лес, дремучий лес,

Полный  сказок и чудес!

Затем предлагает учащимся составить своё предложение по этому образцу, но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. Дети составляют предложения: «Здравствуй, утро! Здравствуй, луг!».

2) конструктивные упражнения:

а) построение предложения из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:

- все  слова даны в нужной форме:  «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»;

- некоторые  слова даны в нужной форме,  а часть слов - в начальной форме:  «видеть, белочку, маленькая, дети, лес, в».

б) работа с деформированным текстом. Например,

- Живёт,  большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.

- Гнёздышко,  а, птички, в его ветвях, маленькой.

- Целый,  они, хлопочут, день.

4) редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты.

5) основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие:

- составление  предложения по опорным словам (2-3 слова);

- составление  предложения по предметной или  сюжетной картинке;

- составление  предложения по заданному обороту  речи, фразеологизму, крылатому выражению;

- составление  предложения по узкой теме, заданной  учителем или учащимися;

- свободное составление предложения (задание звучит так: «Составьте предложение любого вида и на любую тему»).

3. Приёмы работы над связной речью:

     1) моделирование структуры текста. Например, с помощью памятки «Текст» - определи:

- тему (о чём будешь писать, говорить);

- главную  мысль (что главное хочешь сказать);

- название (если его нет), передай в нём  тему, главную мысль;

- содержание  и порядок предложений (с чего  начнёшь, как продолжишь, что потом  скажешь нового, чем закончишь);

- план  текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их).

2) редактирование своего текста. Например, по памятке «Редактор» - проверь:

- понятна  ли тема, ясна ли главная мысль,  передаёт ли их название текста, выделены ли красной строкой  части текста;

- движется  ли мысль от предложения к  предложению, не нарушен ли  их порядок;

- удачны  ли начало и конец текста;

- правильно  ли, точно ли выражены мысли.

3) составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса.

5) передача сюжета в диалогической форме.

6) составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по заданному началу.

7) составление схем, определяющих состав и последовательность выполняемых операций, например, перед выполнением задания «написать письмо родным», можно использовать схему письма.

8) чтение  стихотворных отрывков, предложений с пропущенными словами [20, с 3  - 34].

     Следует отметить важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения.

      Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».

Именно  коммуникативная компетенция способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

     Итак, нами рассмотрены приёмы  формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках  речевой культуры. Данные приёмы способствуют отработке навыков правильного произношения и употребления слов повседневного речевого общения, а также позволят разнообразно и неутомительно научить детей говорить правильно.  

ГЛАВА III. Опытно – экспериментальная работа

      Опытно - экспериментальная работа проходила во 2  «Б» классе школы №24 г. Тюмени с 6 апреля по 17 мая. Класс состоял из 28 учеников, но удалось провести эксперимент на 23 учениках.

     Эксперимент прошёл в 3 этапа. На первом констатирующем этапе эксперимента  выявили первоначальный уровень сформированности коммуникативной компетенции младших школьников. На формирующем этапе эксперимента были разработаны и проведены с целью формирования коммуникативной компетенции младших школьников конспекты уроков речевой культуры. На третьем контрольном этапе эксперимента определили итоговый уровень сформированности коммуникативной компетенции младших школьников.

3.1. Выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

     Цель: определение стартового уровня  сформированности коммуникативной  компетенции младших школьников.

     Для того чтобы формирование  коммуникативных умений младших  школьников осуществлялось эффективно, необходимо знание их уровня  развития на данный момент. Выявление имеющегося у младших школьников уровня развития коммуникативных умений осуществлялось при помощи тестирования (прил. №1).

     Уровень сформированности критериев определяется по суммарным баллам.      Каждое правильно выполненное  задание оценивается на 5 баллов, тем самым общее количество баллов, которые может получить ученик – 50 баллов. Выделяется всего пять уровней: низкий (1 -10 баллов), ниже среднего (11 -20 баллов), средний (21 – 30 баллов), выше среднего (31 – 40 баллов), высокий (41 – 50 баллов).

         Низкий уровень развития коммуникативной компетенции  характеризуется:

  1. показатель «Правильность». Не соответствие литературной норме;
  2. показатель «Чистота». Употребление жаргонизмов и диалектизмов, присутствие лишних слов (ну, значит, так сказать);
  3. показатель «Точность». Испытуемый не смог передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Неосознанное употребление слов в речи.
  4. показатель «Логичность». Нарушена конструкция фраз,  последовательность изложения мысли.
  5. показатель «Ясность». Неправильное творение речи в соответствии с её содержанием и с ориентацией на человека, к которому она обращена;

     Уровень ниже среднего. Имеются некоторые отрывочные знания, но испытуемый не может ими оперировать. Допускаются ошибки в общей композиции высказывания в конструкции фраз, в употреблении слов, выражений; низкий уровень смысловой ассоциации; наличие случаев, когда встречаются в речи лишние слова, жаргонизмы, диалектизмы;   ошибки  в произношении; неточный выбор адресата.

     Средний уровень. Удовлетворительное владение речевыми умениями и навыками. Средний уровень развития смысловой ассоциации. Встречаются ошибки в словоупотреблении некоторых слов; недочёты в композиции высказывания в конструкции фраз,  в произношении слов.

     Уровень выше среднего. Хорошее владение речевыми умениями и навыками, возможны некоторые ошибки.

     В ходе констатирующего этапа эксперимента нами использовались два метода: сбора (учащиеся выполняли тест) и регистрации данных (педагогическая оценка), свидетельствующих о степени владения каждым учеником коммуникативной компетенцией.

Количественные  характеристики

Показатели теста: «Уровень сформированности коммуникативной компетенции»

Таблица № 1

Ф.И. Суммарный балл Оценка Уровень
1 Андреева Лиза 26 баллов средний 3
2 Бабанова Анжела 29 баллов средний 3
3 Долинина  Диана 20 баллов ниже среднего 2
4 Зорина Оля 24 балла средний 3
5 Казакевич Ангелина 32 балла выше среднего 4
6 Кривцова Настя 16 баллов ниже среднего 2
7 Конев Артём 32 балла выше среднего 4
8 Коротков Павел 26 баллов средний 3
9 Куталевская Анна 22 балла средний 3
10 Насекин Сергей 19 баллов ниже среднего 2
11 Назаруков Витя 17 баллов ниже среднего 2
12 Парщуков Никита 32 балла выше среднего 4
13 Поляков Влад 26 баллов средний 3
14 Прудаев Данил 29 баллов средний 3
15 Саламанова  Валерия 24 балла средний 3
16 Секерин Миша 25 баллов средний 3
17 Тарачёв Егор 18 баллов ниже среднего 2
18 Темников Данил 17 баллов ниже среднего 2
19 Тимошенко Анна 26 баллов средний 3
20 Уруспаев Валентин 23 баллов средний 3
21 Усков Саша 28 баллов средний 3
22 Фёдорова Ира 23 балла средний 3
23 Чудин Кирилл 32 балла выше среднего 4

Информация о работе Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры