Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43
Итак, в этом параграфе мы рассмотрели
основные речеведческие понятия
к ним относят: язык, речь, культура речи,
нормативный коммуникативный этический
эстетический компоненты, текст, качества
речи, коммуникативная компетенция.
В материалах модернизации (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования») образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» формулирует задачу следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [8, с 24].
Внедрение компетентностного подхода, начиная с начальной ступени образования затруднено тем, что большинство школьных программ, используемых в современной начальной школе, создавались до появления компетентностного подхода.
Для компетентностного подхода в качестве смыслоопределяющих категорий выступают – «компетенция» и «компетентность» в разном соотношении друг с другом.
Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия "компетенция" и "компетентность" следующим образом: Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [24, с 29].
Т.В. Иванова определяет такие виды компетенций:
Нас будет интересовать коммуникативная компетенция, рассмотрим её более подробно.
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника.
Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.
Рассмотрим каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника: во – первых, она влияет на учебную успешность, во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения, в – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих понятий, систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учётом адресата, стиля.
Многие авторы считают коммуникативную компетентность не набором коммуникативных умений и навыков, а целостной системой, совокупностью 4 групп характеристик.
В структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Раскроем смысл каждого компонента, его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для младшего школьника.
Когнитивный компонент образует знания о ценностно – смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребёнок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.
Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.
Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, отчуждённость и эгоистичность, заносчивость и тревожность, агрессивность и конфликтность негативным образом сказываются на общении. Несомненно, коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, честности и эмоциональной стабильности. В младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения вполне возможны.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнёра, но и предвосхищать его. Это очень важно, ведь именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у младшего школьника.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребёнка.
Формирование познавательной и коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности.
В данном параграфе мы рассмотрели компетентностный подход как один из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Выделили смыслоопределяющие категории компетентностного подхода (компетенция и компетентность), развели понятия «компетентность» и «компетенция», познакомились с классификацией компетенций Т.В. Ивановой. Более подробно ознакомились с коммуникативной компетенцией, и её компонентами.
Качество образования по культуре речи в начальном звене определяется уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Мы выделили следующие критерии речевого развития, позволяющие определить степень коммуникативной компетенции [9,c,118-119]:
Критерии оценки речи учащихся:
Качества литературной речи:
В современной методике постепенно утверждается культуроведческий аспект преподавания языка в начальной школе (вводятся тексты о быте русского народа, истории русских имен, фамилий, исконно русских географических названий, речевом этикете, глубоко изучается фольклор).
Таким образом, к критериям речевого развития младшего школьника относят: критерии, позволяющие определить степень коммуникативной компетенции (объём словаря, речевая память, слуховая и смысловая ассоциативность, творение речи), критерии оценки речи учащихся (манера речи, общая композиция высказывания, конструкция фраз, внешняя форма, качество образов). Культурной речи присущи следующие требования: правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, уместность, образность, доступность. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований (критерий). Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась серьёзная работа лишь над отдельными сторонами речи. Все эти требования касаются содержания, структуры речи, речевого оформления устных сообщений и письменных сочинений и отражают потребности общения в современном мире.
Рассмотрим приёмы, способствующие
формированию коммуникативной
Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через: