Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. «Ника Самофракийская доныне не победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури, бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев».
1. Введение.
2. Древнегреческая литература.
2.1. Язык древнегреческой литературы.
2.2. Периодизация греческой литературы.
2.3. Истоки древнегреческой литературы.
2.3.1. Народнопоэтическое творчество и мифология.
2.3.2. Сказки, басни (Эзоп), загадки и пословицы.
2.3.3. Народная песня, ее происхождение и формы.
3. Героический эпос.
3.1. Сказание о Троянской войне.
3.2. Главные образы поэм.
3.3. Поэтика гомеровского эпоса.
3.4. Значение поэм Гомера.
4. Структура и особенности строения трагедии и комедии.
4.1. Фольклорно – обрядовые истоки театра.
4.2. Становление трагедии.
4.3. Особенности драмы.
5. Архитектура древнегреческого театра.
5.1. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
5.2. Театр эпохи эллинизма.
6. Древнеримский театр.
6.1. Истоки римского театра.
6.2. Римский театр эпохи республики.
6.3. Римский театр императорской эпохи.
7. Организация театральных представлений.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.
План:
1. Введение.
2. Древнегреческая литература.
2.1. Язык древнегреческой литературы.
2.2. Периодизация греческой литературы.
2.3. Истоки древнегреческой литературы.
2.3.1. Народнопоэтическое творчество и мифология.
2.3.2. Сказки, басни (Эзоп), загадки и пословицы.
2.3.3. Народная песня, ее происхождение и формы.
3. Героический эпос.
3.1. Сказание о Троянской войне.
3.2. Главные образы поэм.
3.3. Поэтика гомеровского эпоса.
3.4. Значение поэм Гомера.
4. Структура и особенности строения трагедии и комедии.
4.1. Фольклорно – обрядовые истоки театра.
4.2. Становление трагедии.
4.3. Особенности драмы.
5. Архитектура древнегреческого театра.
5.1. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
5.2. Театр эпохи эллинизма.
6. Древнеримский театр.
6.1. Истоки римского театра.
6.2. Римский театр эпохи республики.
6.3. Римский театр императорской эпохи.
7. Организация театральных представлений.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.
1. Введение
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. «Ника Самофракийская доныне не победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури, бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев».
Античность осталась и вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Аполлона. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.
Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальную культуру, которую можно рассматривать как базу мировой культуры.
В противоположность искусству Востока, носившему на себе характер суровости, мертвенного символизма и неподвижности, искусство греков было в древнем мире первым проявлением живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Достигнув до этой степени, древние греки оставили по себе бессмертные образцы во всех художественных отраслях, создали дивные памятники, которым подражали и продолжают подражать другие народы. Причины, по которым Греции придавалось столь великое значение во всемирной истории искусства, были те же, что и способствовавшие необычайному развитию ее культуры вообще. Географические условия страны, с трех сторон омываемой морем, ограниченной с севера высоким горным хребтом, прорезываемой внутри умеренно возвышенными горами, образующей на юге множество полуостровов и мысов, почти соприкасающейся посредством островов Архипелага с древнейшим очагом цивилизации - Азией. Климат жаркий, но не тропически удушливый, благодатный, умеряемый по временам дождями и близостью моря. Свойства почвы, неодинаковой в различных областях, вообще плодоносной, но не настолько, чтобы человек мог пользоваться ею, не прилагая к ее обработке труда; разнохарактерность населявших страну племен, принадлежавших, однако, к одной расе и соединенных между собою единством верований, общностью языка и главных обычаев жизни. Антропоморфизм религии, чуждой тех устрашающих, чудовищных представлений, какие мы находим в культах Востока; образ правления патриархально-монархический, а потом основанный на широко-республиканских началах и наконец, интеллектуальная одаренность, и физическая красота расы. Представляется несомненным, что зачатки своего искусства Греция получила из Азии и Египта или непосредственно, или при содействии финикиян и что к этим зачаткам примешались элементы туземные, воспринятые от племени, населявшего страну до эллинов. Это доказывают следы сооружений, дошедшие до нас от доисторических времен Греции, равно как и находки, добытые при археологических раскопках в последние четверть века. В разных пунктах греческой территории, в Микенах, Аргосе, Тиринфе и других местах, сохранились остатки крепостных стен страшной толщины (акрополей), сложенных из огромных каменных глыб, более или менее плотно пригнанных друг к другу, но не соединенных между собою никакими материалами. Сами греки не могли вообразить себе, чтобы такие сооружения были работою обыкновенных людей, и приписывали их мифическим циклопам, вследствие чего эти стены получили название «циклопических». Встречаются также стены, сложенные более правильно, из отесанных камней, как, например, в Миссолонгах, и свидетельствующие уже о некотором прогрессе строительного дела. И в тех и других, особенно же в устройстве и обделке их ворот, заметно влияние малоазийского искусства. Еще более родственны ему так называемые «сокровищницы» (тезаурусы), из которых самая любопытная находится в Микенах и называется «Гробница Атрея» устаревшее название (Гробница Агамемнона). Это - род круглых подземных пещер, устроенных из камня и служивших либо для хранения оружия и драгоценностей, либо царскими усыпальницами, а, может быть, и удовлетворявшие разом обоим назначениям. Раскопки, произведенные Генрихом Шлиманом в Гиссарлыке, Микенах и Тиринфе, на острове Санторине, доставили множество предметов всякого рода: сосудов, оружия, воинских доспехов, золотых украшений и прочих изделий, подтверждающих влияние Востока на греческое искусство этой ранней эпохи, но, с другой стороны, доказывающих и зачатки его своеобразного развития.
2. Древнегреческая литература
2.1. Язык древнегреческой литературы
По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры, дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка. Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.
В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших на местных наречиях. Однако они не теряли сознания своего единства и принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно
отличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы и
дорийцы.
Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась
особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта
легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для
эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной
лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел
особенно важное значение в литературе.
Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К
разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много
искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров
- эпоса, лирики и трагедии.
Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности
местных диалектов, и из поздней поры - тексты писем и различных записей
простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.
Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим
богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих
всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу
приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих
его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.
Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения.
Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии
времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния,
длительность и моментальность действия (аорист).
В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от
современного языка и от других европейских языков своими мелодическими
свойствами. Слоги в нем различались по «количеству» : одни - долгие, другие
- краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем
краткий, и обладал большей высотой звука. Это создавало основу для
музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до нашей эры в греческом языке произошли
изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение,
основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на
тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у
большинства европейских народов.
2.2. Периодизация греческой литературы
История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее
культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в
социально-экономической, политической областях. Современной наукой
выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы.
I. Архаический - который охватывает время до начала V века до нашей эры. Это эпоха
«ранней Греции», когда происходит медленное разложение патриархально-
родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет
нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология,
прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос
Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII-VI веках до
нашей эры.
II. Аттический (или классический) - охватывает V-IV века до нашей эры, когда
греческие полисы и, в первую очередь - Афины, это «око Эллады»,
переживают расцвет, а затем – кризис, теряют независимость, оказавшись
под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех
художественных сферах. Это, прежде всего, греческий театр, драматургия
Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография
(Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия
(Платон, Аристотель).
III. Эллинистический - охватывает время с конца IV века до нашей эры до конца I века
нашей эры. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая
комедия (Менандр).
IV. Римский - когда Греция становится провинцией Римской
империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.
2.3. Истоки древнегреческой литературы
2.3.1. Народнопоэтическое творчество и мифология
Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное
народное творчество и прежде всего - мифы, в которых содержалась целая сокровищница сюжетов и образов.
Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека
пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего
мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Много
интересных высказываний мы находим у А.М.Горького. «Чем древнее сказка и
миф» - писал он – «тем с большей силой звучит в них победное торжество
людей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпит
наказание от богов за его службу людям». Фантазия древнейших мифов имела
резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплодная
фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и
призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.
Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотя бы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудь устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития общественного сознания.
Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни -
различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников
и пастухов, материнского права и так далее.
Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества,
продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи.
Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоеде
циклопе Полифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о жертвоприношении Ифигении.
Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествований
было делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канву
вкраплялись воспоминания об исторических событиях.
2.3.2. Сказки, басни (Эзоп), загадки и пословицы
Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая
недостоверность рассказа отличает ее от мифа.
В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в гинекее, то есть в женской половине дома. Они содержали фантастические рассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенных чудовищах.
Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устного народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса, возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и скотоводов.
Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V веке до нашей эры, обычно
приписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу.
Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическом изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известными сюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным
эпохам.
Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое
количество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработались
определенные стихотворные размеры, многие поговорки были обличены в стихотворную форму.
Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудрецам VI -
VII веков. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон,
Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон.
2.3.3. Народная песня, ее происхождение и формы
В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили
выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти
только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид
песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной
песни.
Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо
связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом.
У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеет
практическое значение - помогает в работе или даже организует ее.
Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разные
виды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, при пряже, тканье и так далее. Часто эти песни сопровождались мимическими телодвижениями, изображавшими сам процесс работы.
Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрение
древних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями.
Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; для этой цели на них помещались флейтисты, для того чтобы в такт их музыке гребцы поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. К сожалению, не сохранилось ни одной такой песни.
Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у
других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется «Гименей», а песни погребального обряда назывались «Френами». У первобытных народов они имели религиозное значение.
Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные
формы первобытного народного творчества.
В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных
Информация о работе Происхождение и специфика древнегреческого театра