Происхождение и специфика древнегреческого театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. «Ника Самофракийская доныне не победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури, бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев».

Содержание

1. Введение.
2. Древнегреческая литература.
2.1. Язык древнегреческой литературы.
2.2. Периодизация греческой литературы.
2.3. Истоки древнегреческой литературы.
2.3.1. Народнопоэтическое творчество и мифология.
2.3.2. Сказки, басни (Эзоп), загадки и пословицы.
2.3.3. Народная песня, ее происхождение и формы.
3. Героический эпос.
3.1. Сказание о Троянской войне.
3.2. Главные образы поэм.
3.3. Поэтика гомеровского эпоса.
3.4. Значение поэм Гомера.
4. Структура и особенности строения трагедии и комедии.
4.1. Фольклорно – обрядовые истоки театра.
4.2. Становление трагедии.
4.3. Особенности драмы.
5. Архитектура древнегреческого театра.
5.1. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
5.2. Театр эпохи эллинизма.
6. Древнеримский театр.
6.1. Истоки римского театра.
6.2. Римский театр эпохи республики.
6.3. Римский театр императорской эпохи.
7. Организация театральных представлений.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

              4.2. Становление трагедии

             

   Со временем драматургические представления Великих  Дионисий  начинают базироваться на определенном тексте. Обретают они  и  структуру,  постепенно закреплявшуюся,  Сначала   происходит   выход   актера,   за   ним   следует вступительная песнь хора, называемая  парод.  Далее  развертываются  речевые сцены между песнями хора — эписодии. Они отделяются друг от друга  стасимами (хоровыми партиями). Трагедия завершается эксодом — уходом  хора  со  сцены, сопровождаемым заключительным стасимом. Первоначально в  трагедии  действует один актер, который на ранних этапах простой рассказчик,  лишь  повествующий о событиях. Постепенно он овладевает  актерским  мастерством.  Эсхил  вводит второго  актера,  Софокл  —  третьего.  Закрепляется  и  определенный  объем трагедии; в ней до 1400 стихов.

   Создатели трагедий состязались друг с другом. Первое такое  состязание произошло во время 64-й Олимпиады, т.е. в последней  трети  VI  в.  до  н.э. Первым драматургом-трагиком  считается  Феспид  (2 половине VI века до нашей эры). Рассказывают, что он ездил по демам, то есть сельским округам, деревням, и давал представления. При этом  его  повозка  была  и  сценой,  и  служила  в качестве декораций. Известен и его ученик Фриних (2 половины V века до нашей эры),  не раз побеждавший в состязаниях, Он первым ввел в трагедию женские образы,  но от его трагедий  сохранились  незначительные  фрагменты.  Фриних    поставил трагедию на исторический сюжет «Взятие  Милета».  Ее  темой  было  восстание

греческого города Милета в Малой Азии, осада и жестокая расправа персов  над жителями. Трагедия так потрясла зрителей, что они не  могли  сдержать  слез, за что Фриних был оштрафован. По-видимому, причина была все-таки в том,  что в трагедии содержалась критика Афин, которые не оказали  Милету  необходимой помощи.

   Для  того   чтобы   драматические   представления   обрели   достойные воплощение,  необходимо  было  несколько   условий.   Во-первых,   добротный литературный текст. Во - вторых,  хорошо  подготовленные  актеры  и  хор.  В - третьих, наличие  сценической  площадки, места, на котором разыгрывалось драматургическое действо.

                           

              4.3. Особенности драмы

 

   Драма, являясь наряду с эпосом и лирикой одним  из  родов  литературы, обладает своей спецификой. Она  предназначается  для  постановки  на  сцене. Само  слово  драма  означает  действие.  Персонажи  раскрывают  себя   через высказывания и поступки. В отличие от эпического поэта,  драматург  не  имел возможности запечатлеть массовые сцены, битвы,  кораблекрушения и так далее.  Об этом мог рассказывать какой-либо персонаж, но показать это  зримо,  наглядно было невозможно. Если  в  эпосе  манера  повествовательная,  то  в  драме  — диалогическая.  В  ранней  драматургии  исключались   внутренние   монологи, «самохарактеристики героев». Автор  не  мог  растолковывать,  комментировать поведение персонажей, оценивать их поступки. Судьей был зритель.

   Драматурга связывали и определенный объем пьесы, и законы сцены. Время действия не превышало суток, декорации не менялись, все происходило в  одном месте.  Драматург  обязан  выпукло  и  рельефно  представить  индивидуальные характеры, предложить разрешение конфликта, донести до зрителя  идею.  Текст должен был дать актеру материал для создания  образа.  Герои,  как  правило, показывались в «момент истины», в  особых  экстремальных  ситуациях,   когда решительнее,  чем  когда-либо, выявляется глубинная суть действующего  лица. Каждая фраза,   подробность,  деталь  должны   были   быть  весомы.  Великие драматурги античности преподали потомкам неоценимые уроки мастерства.

   Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525—456  гг. до нашей эры). Его зрелые годы  прошли  в  героический  период  победоносной  войны греков  с  Персидской  державой.  Эсхил  был  участником  наиболее   крупных сражений  этой  войны  (при Марафоне,  Сапамине  и  Платеях).  Он  принимал деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в  Сицилию  и  там  же провел свои последние годы. Эсхилу  приписывали  создание  90  трагедий,  из которых сохранилось семь. Наиболее известные — «Персы» (472 г. до нашей эры), «Прикованный Прометей» (470 г. до нашей эры) и трилогия «Орестея» (458 г. до нашей эры), состоящая из трагедий «Агамемнон»,  «Хоэфоры»   и  «Эвмениды».  Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о  титане Прометее,  о  преступлениях  аргосских  царей  из  рода  Атридов.  Только  в «Персах» речь шла о реальных событиях — победе греков над персами в  морской битве  при  Саламине.   Однако   Эсхил   переосмысливает   общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет  рассказ  идеями своего времени. Эсхил отражает в  своих  произведениях  торжество  полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю,  патриотизм  греков, противопоставляя им высокомерие и  чванство  восточного  деспота  Ксеркса  в трагедии  «Персы»,  он  воспевает  бесстрашие  героев,  ради  людей  готовых поспорить с самими богами, торжество  цивилизованной  жизни  в  «Прикованном Прометее» и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и  тиранию Зевса.  В  трилогии  «Орестея»    его   творчество   пронизано   философскими рассуждениями о  смысле  человеческого  существования,  отношениях  людей  и богов.  Для  Эсхила  свободная  и  нравственная  жизнь  возможна  только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места  тем тягчайшим  преступлениям,  которыми  насыщена   предшествующая   до-полисная эпоха. Такая устроенная жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила  прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.

   В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496 — 406 гг. до нашей эры), Софокл, по  преданию,  написал  свыше  120  трагедий,  из которых дошло только семь. Среди них самыми  знаменитыми  стали  две:  «Царь Эдип» (429— 425 гг. до нашей эры) и «Антигона» (442 г. до нашей эры). В  них  Софокл говорит о месте человека в обществе и мире. Что такое человек  —  марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы? В образах фиванского  царя Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы.  Эдип  — мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим  народом,  но тем не менее он игрушка в руках могущественных  богов.  Боги  судили  ему  вести преступную жизнь: убить своего отца, жениться на матери  и  родить  странные существа,  которые  были  ему  детьми,  но  вместе   с   тем   и   братьями. Пророчество  сбывается,   хотя  Эдип,  кажется,  сделал   все,   чтобы   его отвратить. И когда наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со  своей страшной  долей.  Он  бунтует   против   несправедливости судьбы, против жестокости богов. Он сломлен, но не  раздавлен.  Он  бросает  вызов  богам. Ослепив себя, он уходит из Фив и скитается по  Греции,  стремясь  очиститься от наложенного роком преступления. Ушедший из мира, старый и больной, но  не сломленный нравственно Эдип достигает духовного очищения, находит  последнее пристанище в предместье Афин Колоне, становится героем-покровителем  Колона. Эдип  силой  своего  страдания  сумел  преодолеть  тяжелые   удары   судьбы, намеченной богами, и тем победил их. Софокл  утверждает  идею  всемогущества человека, беспредельности его сил,  возможности  противостоять  неотвратимой судьбе. Центральная идея трагедии выражена им в прекрасных стихах:

                

                    Много в природе дивных сил,

                    Но сильней человека — нет.

                    Он под вьюги мятежный вой

                    Смело за морс держит путь:

                    Кругом вздымаются волны —

                    Под ними струг плывет...

                    И беззаботных стаи птиц,

                    И породы зверей лесных,

                    И подводное племя рыб

                    Власти он подчинил своей.

   

   Поставленная Софоклом проблема места человека в мире и обществе станет вечной темой всего мирового искусства.  В  творчестве  Еврипида  с  Каламина (480—406 гг. до нашей эры)  греческая  драма  обогатилась  новыми  достижениями. Наиболее  прославленной  пьесой   Эврипида,   в   которой   отразилось   его новаторство, является знаменитая «Медея», поставленная в 431 г. до нашей эры. В пьесе речь идет о страшной мести Медеи,  дочери  колхидского  царя,  которую предводитель аргонавтов Ясон увез из Колхиды в  Грецию  и  здесь  бросил  на произвол судьбы,  вступив  в  выгодный  брак  с  дочерью  коринфского  царя. Оскорбленная до  глубины  души  вероломством  Ясона,  которому  она  помогла добыть золотое руно, которого спасла от гибели ценой  смерти  своего  брата, ради него оставила свою  страну,  Медея  вынашивает  планы  жестокой  мести.

Совершенно неожиданно для себя самой Медея  приходит  к  мысли  об  убийстве своих детей от Ясона. Еврипид психологически тонко рисует страшное  смятение чувств  любящей  матери  и  жестокой  мстительницы.  В  этой  пьесе  Еврипид разрабатывает несколько принципиально новых  художественных  приемов.  Образ Медеи дан в развитии — любящая жена, нежная мать превращается  в  ненавидящую своего мужа женщину и убийцу своих собственных  детей.  Человек  у  Эврипида меняется  внутренне,  его   раздираемая   противоречивыми   страстями   душа страдает,  и  какая  из  этих  страстей  одержит  верх,  к  каким   страшным последствиям  это  приведет,  человек  и  сам  не   знает.   Непредсказуемый результат борьбы страстей в душе человека и есть его  судьба.  В  творчестве Эврипида  получила   разработку   замечательная   художественная   идея   об исследовании внутреннего мира человека, бушующих  там  низменных  и  высоких страстях.  Подобная  трактовка  образов   стала   художественным   открытием Еврипида и оказала огромное воздействие на последующие  судьбы  греческой  и мировой литературы. Неудивительно, что  сохранилось  18  пьес  Еврипида  (из 92), то есть больше, чем пьес Эсхила и Софокла вместе  взятых.  Художественный метод  Эврипида  оказал  влияние  на  Шекспира,  в  театрах  нашего  времени ставится его бессмертная «Медея», а бушующая  буря  противоречивых  страстей главной героини и сейчас потрясает своей художественной правдой.  

   В целом творчество афинских трагиков V веке до нашей эры стало замечательным художественным  открытием  древнего  мира,  определило  многие   направления дальнейшего движения мировой литературы.

 

 

5. Архитектура древнегреческого театра

 

   Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

   Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.

   На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

   Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия — карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

   Трагедия, по свидетельству Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия — от запевал фаллических песен, то есть песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

   Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова «трагедия» и «комедия». Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос — «козел» и одэ — «песнь», то есть «песнь козлов». Это название вновь ведет нас к сатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. «Комос» — это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».

   Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

   Уже во второй половине VI века до нашей эры трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI век до нашей эры). Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до нашей эры на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

   Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик» ), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

   Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актером и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

   В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит «подражание», «воспроизведение» ); исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и так далее. Песни комоса и мимы — это главные истоки древней аттической комедии.

Информация о работе Происхождение и специфика древнегреческого театра