Происхождение и специфика древнегреческого театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. «Ника Самофракийская доныне не победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури, бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев».

Содержание

1. Введение.
2. Древнегреческая литература.
2.1. Язык древнегреческой литературы.
2.2. Периодизация греческой литературы.
2.3. Истоки древнегреческой литературы.
2.3.1. Народнопоэтическое творчество и мифология.
2.3.2. Сказки, басни (Эзоп), загадки и пословицы.
2.3.3. Народная песня, ее происхождение и формы.
3. Героический эпос.
3.1. Сказание о Троянской войне.
3.2. Главные образы поэм.
3.3. Поэтика гомеровского эпоса.
3.4. Значение поэм Гомера.
4. Структура и особенности строения трагедии и комедии.
4.1. Фольклорно – обрядовые истоки театра.
4.2. Становление трагедии.
4.3. Особенности драмы.
5. Архитектура древнегреческого театра.
5.1. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
5.2. Театр эпохи эллинизма.
6. Древнеримский театр.
6.1. Истоки римского театра.
6.2. Римский театр эпохи республики.
6.3. Римский театр императорской эпохи.
7. Организация театральных представлений.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

   Несмотря на попытки  драматургов  приспособить  греческую  трагедию  к римским вкусам, она  оказывалась  для  значительной  части  римской  публики сложной по своему содержанию.

   Простой народ в Риме с большим удовольствием смотрел комедию,  которая была ему понятнее, так как ближе стояла к жизни.  Ни  трагедии,  ни  комедии этой поры до нас не дошли.

 

6.3. Римский театр императорской эпохи

 

   В I в. до н. э. республика в Риме пала. После убийства Цезаря и победы

над Антонием в 31 г. до н. э. императором в Риме стал  Октавиан,  получивший

впоследствии почетное прозвище Август («Священный» ). Август  хорошо  понимал

общественное значение театра и всячески содействовал  его  развитию.  Прежде

всего, Август хотел возродить на римской  сцене  трагедию  греческого  типа,

видя именно в ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан.  Эти

стремления Августа были  поддержаны  одним  из  выдающихся  римских  поэтов,

Горацием, и нашли отражение в его «Науке поэзии».

   Проводя политику Августа, Гораций выступает за идейное, содержательное

искусство, основой  которого  являются  мудрость.  Поэт,  с  одной  стороны,

должен  быть  человеком  высокообразованным,  так  как  он   выступает   как

воспитатель и наставник граждан. С другой - его искусство должно быть эмоционально, изящно, поэтому ему нужно шлифовать свои произведения,  прежде чем выставлять их на суд публики.

   Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный жанр не

увенчались  успехом.  Хотя  представления  устраивались  часто,  они  носили

главным образом развлекательный характер. Общественная роль  театра  заметно

снизилась. Такая тенденция особенно усилилась при преемниках Августа.

   Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его репертуаре.

После установления  диктатуры  Октавиана  трагедия  пришла  в  упадок.  Если

трагедии и  ставились  во  времена  империи,  то  только  в  виде  отдельных

эффектных сцен, дававшим возможность актерам показать свое  мастерство.  Эти

актеры  (их  называли  трагедами)  надевали  костюмы  и   маски,   как   для

выступления в трагедии, однако их роль сводилась в  основном  к  пению,  так

как актерские арии составляли главную часть представления.  Исполнение  арий

из трагедий как самостоятельное представление сохранилось в Римской  империи

вплоть до последних дней ее существования.

   От трагедии императорской эпохи до нас не дошло ничего, кроме трагедий

философа Сенеки.

   Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни, когда отношение к

нему Нерона изменилось и он вынужден был более  осторожно  высказывать  свои

взгляды на существующие порядки. Всего он написал 9 трагедий,  заимствуя  их

сюжеты из греческой мифологии. По своему строению трагедии Сенеки тоже  мало

отличаются от греческих: партии хора чередуются у него  с  партиями  героев,

на сцене находятся не более  трех  актеров  одновременно.  Но  под  влиянием

социальных  и  политических   условий   трагедии   Сенеки   получили   новую

направленность. Мрачная эпоха Нерона, с ее жестокостями и угрозами  кровавой

расправы, как дамоклов меч висевшей над каждым, определила разработку тем.

   Герои Сенеки - люди,  наделенные  сильными,  испепеляющими  страстями.

Изображение этих страстей, невольно приводящих героя к  гибели,  изображение

сильных аффектов, чудовищных пороков, состояний, близких к патологии, -  все

это становится главным для поэта.

   Среди героев Сенеки - жестокосердные  тираны,  попирающие  все  законы

человечности, способные на  любые  преступления  ради  удовлетворения  своей

страсти. Героини, женщины с мужской душой, тоже не останавливаются ни  перед

чем ради удовлетворения своих желаний.

   Персонажи трагедий Сенеки однолинейны: драматург  выделяет  какую-либо

одну черту в характере и доводит ее до предела. В  драмах  Сенеки  постоянно

встречаются сцены страшной мести, кровавых преступлений. Очевидно, это  было

отражением тогдашней жизни с ее атмосферой жестоких репрессий.

   До сих пор  остается  спорным  вопрос  о  сценической  жизни  трагедий Сенеки. Скорее всего они предназначены для чтения,  но  не  для  постановки: трагедии лишены динамики, некоторые сцены технически невозможно исполнить.

 

7. Организация театральных представлений

 

   Представления устраивались в Риме во время  различных  государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся  в сентябре  в  честь  Юпитера,  Юноны  и  Минервы;  на  празднике  плебеев - Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле.

   Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I века до нашей эры; сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4 - 5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках  перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания.

   Играли в постановках уже не любители, а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими занимали гораздо более низкое общественное положение. Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином - антрепренером, который   по договоренности с властями организовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли. Все женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали.

   Актеры - профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III - II  веке

до нашей эры, играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно - в

130 г. до нашей эры. Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях - когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества.

   Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г. до нашей эры. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I века до нашей эры в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих пор сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

 

8. Заключение

 

   Завершив обзор основных вех истории греческой литературы, подведем некоторые  итоги. Главный из них в том, что древние эллины оставили непреходящие художественные ценности. Поставленные в их сочинениях коренные проблемы бытия: жизни и смерти, долга, свободной воли и рока, судьбы  — исполнены глубокого общечеловеческого значения. Литература Древней Греции оказала всепроникающее воздействие на становление и развитие римской словесности. И, вместе с тем, она словно отбросила властную тень на будущее. Вот почему, приобщаясь мировой литературы, и последующих эпох будь то средневековье, Возрождение, новое время, — мы неизменно будем с благодарностью возвращаться к ее истокам в античности.

   Древнегреческая литература выросла из фольклора, и мифология была не только ее арсеналом, но и почвой. Она, особенно гомеровский эпос, запечатлела детство человечества. Многие художественные формы, жанры и стили, глубинные мотивы и сюжеты, которые получат дальнейшее развитие в литературе, прежде всего, европейских  стран, были впервые эстетически освоены и закреплены древними греками. Без их художественных открытий и провидений уже невозможно сегодня понять Данте и Петрарку. Рабле и Ронсара, Эразма Роттердамского и Шекспира, Корнеля и Расина, Мольера и Вольтера, Лессинга и Гердера, Гёте и Шиллера, Пушкина и Жуковского, Гоголя и Толстого, Джойса и О'Нила, Брехта и Камю. Как нельзя представить мировую философию, эстетику, политологию, историческую науку без Платона и Аристотеля, Демосфена, Геродота и Фукидида.

   Древнегреческая литература развивалась в обширных временных рамках: на разных исторических этапах наблюдалась смена жанров, тематики и проблематики, трансформировалась сама концепция человека. Древнейший период — это расцвет мифологии, отличающейся не только завидным богатством сюжетов и образов, но и глубоким жизненным содержанием, что сделало ее явлением мировой культуры.

   Никогда не повторяющуюся ступень в истории человечества художественно запечатлел героический эпос, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Их герои — Ахилл и Гектор, Одиссей и Аякс, Андромаха и Пенелопа — неизменные духовные спутники каждого нового поколения, вступающего в жизнь. Смена художественных ориентиров в VII — VI веках до нашей эры приводит к расцвету лирической поэзии, появлению большой группы ярких мастеров стиха от Архилоха до Анакреонта и Сапфо.

   Расцвет афинской государственности в V—IV веках до нашей эры и особенно «век

Перикла», когда Афины стали «оком Эллады», — классический период греческой литературы. Создание великих памятников архитектуры, прежде всего шедевров Акрополя, совпадает со взлетом драмы, попадающим на V век до нашей эры. Это самое блистательное достижение литературы классического периода. Трудно переоценить роль театра в жизни эллинов; масштабные нравственно – этические проблемы, получившие сценическое воплощение, оказывали живое воздействие на умонастроение зрителей, влияли на духовный климат гражданского общества.

   Три великих трагика — Эсхил, Софокл и Еврипид — с большой наглядностью запечатлели этапы в эволюции греческой трагедии, развитие ее проблематики, ее формы и  структуры. Если герои Эсхила — Прометей, Клитемнестра, Агамемнон, масштабные, монументальные — действовали под влиянием высших сил, направлялись богами, то Софокл уже создавал возвышенные героические характеры людей, «какими они должны быть» (Эдип, Антигона, Электра). Еврипид, этот «философ сцены», в еще большей мере приблизил героев к действительности, к психологии бытовой реальности, представив их людьми, «какие они есть» (Ясон, Медея, Федра, Ифигения).

   «Отец   комедии» Аристофан, фигура «знаковая» для свободного демократического общества, заложил основы драматургии, политически «ангажированной», социально активной, исполненной сатирического пафоса. От него же идет и антивоенная линия в мировой литературе.

   Классический период означал, особенно в IV веке до нашей эры, и становление прозаических жанров, которые также явили совершенные в художественном отношении образцы, будь то историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Демосфен), философский диалог (Платон), эстетические работы (Аристотель).

   Значительный этап — эллинистический — отмечен резко изменившейся идеологической   и художественной атмосферой. Наиболее впечатляющими литературными явлениями стали новоаттическая комедия (Менандр) и александрийская поэзия (Феокрит, Каллимах, Аполлоний Родосский). Закат греческой литературы также по-своему красочен. Велик вклад в биографический жанр Плутарха, интересны ранние формы романа (Лонг, Гелиодор), сохраняет актуальность наследие «Вольтера классической древности», Лукиана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Список используемой литературы.

 

Античная литература. Греция. Антология. Часть первая. М.,1989

Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира.

Головня В.В. Древнегреческий театр, в кн.: История зарубежного театра. Театр

Западной Европы, т.1,  с. 11-54.

Дмитреева Н.А. Античное искусство.

История Древней Греции под ред. Кузищина В.И. М., "Высшая школа", 1996

Каллистов Д.П. Античный театр Ленинград: Искусство, 1970

Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции.

Колпинский Ю.Д. По Греции и Италии.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., "Высшая школа", 1990

Полевой В.М. Искусство Греции.

Тронский И.М. История античной литературы Ленинград, 1946

Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной

мысли Ленинград: ЛГУ, 1991

Ярхо В.Н. Трагический театр Софокл

             

             

 

 

26

 



Информация о работе Происхождение и специфика древнегреческого театра