Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:40, реферат
САТИРА (латинское satira; от более раннего satura – букв. «паштет, фарш, смесь, всякая всячина»):
1). Определенный стихотворный лиро-эпический малый жанр, сложившийся на древнеримской почве (в творчестве поэтов-сатириков Невия, Энния, Луцилия, Горация, Персея, Ювенала и др.) и возрожденный в 17–18 вв. литературой классицизма (сатиры М.Ренье, Н.Буало, А.Д.Кантемира и др.). История и поэтика этого жанра изучены литературоведением достаточно полно.
В сатирической основе крыловских басен, их направленности против богатых и знатных с особенной полнотой выражен демократический характер мировоззрения баснописца, выступавшего в них в качестве народного защитника и под покровом сказочных басенных образов говорившего суровую и смелую правду о несправедливости крепостнического общества, о притеснении и угнетении сильными и знатными простых тружеников, народных масс.
Заключение:
Сатирическая журналистика 18 века
П.Н. Верков справедливо заметил, что "Русская журналистика 18 века представляет серьезную и важную часть умственной жизни русского общества той эпохи, В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, русская журналистика под пером прогрессивных журналистов -Новикова, Фонвизина, Крылова, Радищева, Пнина - превращается в явление, прочно вошедшее в сознание общества и не только отражающее жизнь общества, но и серьезно на нее воздействующее. Возникнув как элемент правительственной политики, журналистика 18 века лишь со второй половины столетия пытается стать выражением не правительственных мнений, а стремлений и исканий оппозиционно настроенных общественных групп" (95, с.21).
Исследование показало, что сатирико-обличительное направление, определявшее характер развития всей русской литературы 18 столетия, способствовало появлению в журналах 1774-1789 годов произведений, в которых резко высмеивались различные негативные явления русской жизни.
Верно заметил Н.А. Добролюбов: "Красивенькие описания, звучные дифирамбы и всякого рода общие места исчезают перед произведениями, в которых развивается общественное содержание, является потребность в изображении нравов. А так как нравы, от начала человеческих обществ до наших времен, были всегда очень плохи, то изображение их всегда переходит в сатиру" (134,с.314).
Нравоописательная сатира занимает ведущее место на страницах журналов анализируемого периода, борьба с "повреждением нравов" надолго определила направленность большинства произведений. Осуждались такие пороки, как корыстолюбие и казнокрадство, взяточничество в суде и мошенничество, социальное неравенство и жестокость помещиков. Объектами осмеяния стали невежды, лицемеры, скупцы, бездарные рифмоплеты и т.д. Тенденции, не нашедшие пока окончательных решений: это и жанровый синкретизм, и "эстетика народной смеховой культуры" (М. Бахтин), и ярко выраженный гражданский пафос, соединенный с нравоучительностью, и т.п.
Выражением просветительской основы русской литературы 18 века является публикация материалов, "полезных" для воспитания в читателе тех или иных качеств, соответствующих облику идеального "сына отечества".
Сатира, правда, еще нередко перемежается с несмелой критикой "на общий" порок. Но, вместе с тем, появляется немало произведений, привлекших смелостью высказываний, ярко выраженной антидворянской и антиправительственной направленностью ("Послание к Правдону", "Придворная жизнь" и др.).
Большим достижением литературы того времени было стремление к правдивости изображения, придание сатирическому осмеянию действенности и осязательности. В таких очерках, как "Беседа о том, что есть сын Отечества", "Ученый гражданин", "Придорожная гостиница" и других поднимались такие вопросы, как борьба с екатерининским деспотизмом, крепостным правом, выдвижение идеи парламентарных учреждений, свободы личности и общества в целом.
Просветительская идеология была тесно связана с сатирой, поэтому идеи воспитания, просвещенного монарха и другие были , соединены с критикой "страстного" царя, высмеиванием дворян злонравных и т.п.
Резко высмеивались роскошь, праздность, эгоизм и другие, пороки дворянского общества. Причем, авторы, как правило, не ограничивались только вскрытием причин обличаемых пороков, но также предлагали способы устранения их (труд, взаимное уважение всех членов общества, воспитание молодежи в духе разумно обоснованной морали и т.д.) Обращаясь к мыслям и чувствам "естественного" человека, просветители верили в силу положительного примера, учили распознавать порок и уметь его избежать. Характерной особенностью таких произведений является то, что "страстное возмущение", гневные обличения обязательно дополнялись веселым юмором и тонким остроумием.
В журналах была продолжена традиция использования таких сатирических жанров, как стихотворное послание (наставление), басня, эпиграмма и др. Широко применялись внелитературные жанры ("объявления", "рецепты" и др.). Форма деловых документов, газетных объявлений играет здесь второстепенную роль. Главное - изображаемое явление, порок. В центре внимания авторов названных произведений стоят такие проблемы, как тяжесть положения крепостного крестьянства, неправосудие и взяточничество суда, нравственная распущенность молодежи и т.д.
Для большого
числа острых эпиграмм, помещенных
почти во всех журналах анализируемого
периода, также характерна широта тематики
и актуальность поставленных проблем.
В сатирических и собственно комических
эпиграммах рассматривались вопросы,
имеющие общественно-
Таким образом, очевидно, что с закрытием "Кошелька" сатирическая журналистика не прекратилась. Она вступила в другую, более умеренную стадию своего развития, подготавливая почву для изданий Н. Страхова, И.А. Крылова и других сатириков конца 18- -начала 19 веков. Об этом свидетельствует анализ произведений, напечатанных в журналах 1774-1789 годов, где нами выявлен стойкий интерес писателей к сатире как действенному средству общественной борьбы.