Рыцарская литература Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 09:36, реферат

Описание

Рыцарская культура средневековья – один из мощных корней, на которые опирается ствол современной европейской, а через неё и общечеловеческой культуры. В рамках этой культуры формировались основы большинства светских литератур европейских стран и даже, более того, литературные языки многих из них. Так, например, создатель итальянского литературного языка великий поэт Данте Алигьери прямо называл своим учителем в поэзии провансальского трубадура Арнаута Даниэля. Испанские романсы, воспевавшие подвиги рыцарей, сыграли немалую роль в консолидации Испании и реконкисте – освобождении испанских территорий от арабского господства.Если проследить, какие феномены культуры порождало рыцарское мировоззрение, и мировосприятие по мере исторического хода времени можно полнее понять сущность феномена рыцарской культуры

Содержание

1.Вступление.
2.Основная часть.
1. Рыцарская культура в координатных осях «прошлое-будущее» и «Север-Юг»
2. Общая характеристика средневековой эпохи
3. Рыцарь. Происхождение термина, сословные рамки, место в мире
4. Культурное наследие рыцарской эпохи
4.1. Эпическая поэзия. «Шансон де жест», песни о деяниях
4.2. Испанское романсеро, «Захват Испании маврами», «Песнь о моём Сиде»
4.3. Куртуазная поэзия. Провансальская поэзия трубадуров. Северофранцузские
труверы
4.4. Рыцарский роман
4.5. Миннезанг
3.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по лит-ре.docx

— 57.59 Кб (Скачать документ)
 
 

    Федеральное агентство по образованию

    Братский  педагогический колледж

    государственного образовательного учреждения

    высшего профессионального образования

    «Братский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ 

    по  учебной дисциплине «Литература» 

    на  тему: «Рыцарская литература Средневековья». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил  студентка 3 курса

    Специальность

    050702.52 Организация воспитательной деятельности

    С.Г.

    Научный руководитель:

    С.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Братск 2008 

                                                                                         

                                              Содержание. 
 
 
 

1.Вступление. 

2.Основная  часть. 

     1. Рыцарская культура в координатных осях «прошлое-будущее» и «Север-Юг»

     2. Общая характеристика средневековой эпохи

     3. Рыцарь. Происхождение термина, сословные рамки, место в мире

     4. Культурное наследие рыцарской эпохи

            4.1. Эпическая поэзия. «Шансон де жест», песни о деяниях

            4.2. Испанское романсеро, «Захват Испании маврами», «Песнь о моём Сиде»

            4.3. Куртуазная поэзия. Провансальская поэзия трубадуров. Северофранцузские               

                   труверы

            4.4. Рыцарский роман

            4.5. Миннезанг 

3.Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Вступление. 

      Рыцарская культура средневековья – один из мощных корней, на которые опирается ствол современной европейской, а через неё и общечеловеческой культуры. В рамках этой культуры формировались основы большинства светских литератур европейских стран и даже, более того, литературные языки многих из них. Так, например, создатель итальянского литературного языка великий поэт Данте Алигьери прямо называл своим учителем в поэзии провансальского трубадура Арнаута Даниэля. Испанские романсы, воспевавшие подвиги рыцарей, сыграли немалую роль в консолидации Испании и реконкисте – освобождении испанских территорий от арабского господства.

        Внутри себя в исторической и географической протяжённости средневековая рыцарская культура представляет собой любопытнейшее переплетение взаимовлияний и взаимодействий.

       Очень многие символические понятия, без которых малопредставима, скажем, символическая поэзия русского «Серебряного века», так же имеют своё происхождение в рассматриваемой культуре. Достаточно в качестве примера привести цикл стихов А. Блока «О Прекрасной Даме».

      Если проследить, какие феномены культуры порождало рыцарское мировоззрение, и мировосприятие по мере исторического хода времени можно полнее понять сущность феномена рыцарской культуры. 

                     2.Основная часть.

   

    1.Рыцарская культура в координатных осях «прошлое-будущее» и «Север-Юг»

        Чтобы говорить о рыцарской культуре Средневековья, необходимо для начала определиться с тем, что называют Средневековьем, и с тем, что понимается под словом «рыцарство». Начнём с первого.

      Что такое Средние века? Традиционно  принято называть так период истории  Европы, заключённый между 5-м и 15-м  веками новой эры. Но эта традиция не современна самому означаемому периоду. Наименование средние а ещё – тёмные, ввели для интересующего нас времени деятели культуры Эпохи Возрождения (термин «Средние века» (лат. medium ævum — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483).). Так средние – между чем и чем? Ответ прост: между окончательным падением Западной Римской империи (4 сентября 476 г. Одоакр, предводитель племени ругиев, снимает порфиру с малолетнего последнего императора Вечного Рима; знаки императорской власти отправляются в Восточную Римскую империю, в Константинополь) и «возрождением античных традиций», каковым итальянские гуманисты 15 в полагали в основном итальянскую культуру своего времени. В дальнейшем именно такие временные границы были приняты как устоявшиеся исследователями истории и культуры Европы. 

      2. Общая характеристика средневековой эпохи

         Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

      Раннее  Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х—XI веков);

      Высокое (Классическое) Средневековье. От X—XI веков до примерно XIV века;

      Позднее Средневековье, XIV и XV века.

      Раннее  Средневековье — время, когда  в Европе происходили бурные и  очень важные процессы. В первую очередь лицо будущей средневековой  Европы определял процесс варваризации бывших римских территорий. Процесс начался вместе с вторжениями так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Именно эти вторжения и привели к падению Рима, но неверно считать, что на этом они закончились. Эти войны, набеги, Великое переселение народов, привели к тому, что на территории нынешней Западной и, отчасти, Восточной и Центральной Европы образовалось своего рода «лоскутное одеяло» культур, национальностей, вер. Притягательность римской цивилизации для варваров была очень высокой. Причём не в плане материальной культуры – у многих из так называемых варварских народов были очень высоко развиты ремёсла, особенно кузнечное, ювелирное, ткацкое. Нет, благоговели именно перед величием Рима и стремились перенять какие-то элементы римского общественного устройства и общественных институтов – как сами их понимали. Предводители варваров приглашали римлян в качестве советников, перенимали римские нравы, украшали себя римскими титулами консулов, патрициев и т.д. Они выступали не в роли врагов, а в роли поклонников римского политического устройства. Их скорее можно было принять за узурпаторов римской власти. Они составляли как бы последнее поколение тех иноземцев—испанцев, галлов, африканцев, иллирийцев, выходцев из восточных провинций, — которые постепенно захватывали высшие магистратуры и овладевали империей. Но ни один варварский владыка не осмеливался объявить себя императором. Когда Одоакр сместил императора Западной Римской империи Ромула Августула, он отослал императорские инсигнии восточному императору Зенону в Константинополь, давая понять, что одного императора достаточно. «Мы преклоняемся перед титулами, даруемыми императором, более, чем перед нашими собственными», — писал один варварский король императору. Самый могущественный из этих королей, Теодорих, приняв римское имя Флавий, написал императору: «Я раб ваш и сын ваш»1 — и объявил, что единственное его желание — сделать свое королевство «похожим на ваше, двойником вашей беспримерной империи». Таким образом, оба лагеря как бы шли навстречу друг другу. Деградирующие, внутренне варваризирующиеся римляне опускались до уровня поднимающихся, обретающих внешний лоск варваров.

      Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое  в Риме к концу его существования  было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования  на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения  империи отнюдь не прекратился. Это  второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья  в Западной Европе.

      Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи  новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство  из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные  вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно  воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий  был коронован в Риме католическим папой как император всего  европейского запада. Позднее (900 год) Священная  Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким  императорам или королям. Однако процессы формирования государственных  образований продолжались и в  последующие периоды. Характерной  особенностью жизни в раннее Средневековье  были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной  Римской империи. И эти грабежи  и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

      В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и  возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило  создать более крупные государственные  структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому  удалось остановить вторжения, существенно  ограничить грабежи, а затем и  перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев  Восточную Римскую империю, а  в 1099 году захватили у мусульман  Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны  навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его  островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства  Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли  в орбиту западной культуры.

      Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов  и общеевропейской экономики. Жизнь  в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым  и цивилизованным, чем во времена  античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее  готическое искусство, причем наряду с  архитектурой и литературой развивались  все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как  «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело  то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и  эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская  система Средневековья — схоластика.

      Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV—XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная  смерть»), тоже принесли неисчерпаемые  человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя  война. Однако в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие  от мора и войны, получали возможность  устраивать свою жизнь лучше, чем  в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить  для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких » сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу. 

      3. Рыцарь. Происхождение термина, сословные рамки, место в мире

         Происхождение рыцарства и время его возникновения — вопросы темные, до сих пор вызывающие споры в специальной литературе. Одни уводят возникновение рыцарства к Гомеру и древней Элладе, другие начинают с «Германии» Тацита, третьи берут за исходный пункт раннее Средневековье, указывая на «Эдды» и «Беовульфа», а кое-кто помещает рыцарство целиком в развитый феодализм и выводит его из Крестовых походов.  Рыцарство как военное сословие неизменно тесно связано со службой на коне; недаром в большинстве западно-европейских языков сам термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник», «кавалерист» (нем. Ritter, фр. chevalier, итал. cavaliere, ucn. caballero). Конная же служба впервые установилась на средневековом Западе при Каролингах, точнее при Карле Мартелле (начало VIII века), и именно за нее он стал раздавать земельные пожалования. Эти пожалования назывались «военными бенефициями» и позднее превратились в наследственные владения — лены или феоды, а их держатели, соответственно, — в феодалов (рыцарей). Формулировка понятия «рыцарь» в терминах средневековых юристов — «свободный человек, два поколения предков которого носили оружие». Впрочем, ограничения, которые накладывало это определение, были весьма условными: к зарождавшемуся рыцарскому сословию мог присоединиться и несвободный-министериал, и свободный человек практически из любого социального слоя. Позже, когда сословие полностью сформировалось и даже расслоилось внутри себя на богатых рыцарей, сеньоров крупных поместий, на титулованных и не титулованных рыцарей, всё же оставалось то, что позволяло уже в конце эпохи говорить, что даже король по сути лишь «первый из рыцарей» своего королевства.

Информация о работе Рыцарская литература Средневековья