Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 09:36, реферат
Рыцарская культура средневековья – один из мощных корней, на которые опирается ствол современной европейской, а через неё и общечеловеческой культуры. В рамках этой культуры формировались основы большинства светских литератур европейских стран и даже, более того, литературные языки многих из них. Так, например, создатель итальянского литературного языка великий поэт Данте Алигьери прямо называл своим учителем в поэзии провансальского трубадура Арнаута Даниэля. Испанские романсы, воспевавшие подвиги рыцарей, сыграли немалую роль в консолидации Испании и реконкисте – освобождении испанских территорий от арабского господства.Если проследить, какие феномены культуры порождало рыцарское мировоззрение, и мировосприятие по мере исторического хода времени можно полнее понять сущность феномена рыцарской культуры
1.Вступление.
2.Основная часть.
1. Рыцарская культура в координатных осях «прошлое-будущее» и «Север-Юг»
2. Общая характеристика средневековой эпохи
3. Рыцарь. Происхождение термина, сословные рамки, место в мире
4. Культурное наследие рыцарской эпохи
4.1. Эпическая поэзия. «Шансон де жест», песни о деяниях
4.2. Испанское романсеро, «Захват Испании маврами», «Песнь о моём Сиде»
4.3. Куртуазная поэзия. Провансальская поэзия трубадуров. Северофранцузские
труверы
4.4. Рыцарский роман
4.5. Миннезанг
3.Заключение.
Поэтических текстов, созданных в ту эпоху, чрезвычайно много, и сегодня, конечно, уже никто не знает, кто были авторы большего числа их, но среди поэтов бесцветных появлялись и запоминающиеся фигуры с яркой индивидуальностью. Наиболее известными трубадурами были трепетный Бернарт де Вентадорн, пылкий Гираут де Борнейль, суровый Маркабрюн, рассудительный Пейролъ, мечтательный Джауфре Рюделъ.
В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.
Кансона
(«песня») в повествовательной форме излагала
любовную тему:
В час, когда разлив потока
Серебром струи блестит,
И цветет шиповник скромный,
И раскаты соловья
Вдаль плывут волной широкой
По безлюдью рощи темной,
Пусть мои звучат напевы!
От тоски по вас, Далекой
Сердце бедное болит.
Утешения никчемны,
Коль не увлечет меня
В сад, во мрак его глубокий,
Или же в покой укромный
Нежный ваш призыв, - но где вы?!
(Джауфре
Рюделъ)
Вот прямо на этом примере можно увидеть яркий след, оставленный куртуазной поэзией Прованса в европейской и мировой культуре. Французский поэт Эдмон Ростан написал на сюжет любви Джауфре Рюделя к далёкой «неведомой» принцессе Триполитанской свою великолепную пьесу «Принцесса Грёза».
Альба
(«утренняя заря») посвящалась земной,
разделенной любви. В ней рассказывалось
о том, что после тайного свидания
влюбленные расстаются на заре, и о
приближении утренней зари их предупреждает
слуга или друг, стоящий на страже:
Молю тебя, всесильный, светлый Бог,
Чтоб друг живым уйти отсюда мог!
Да бодрствует над ним твоя десница!
С зари вечерней здесь свиданье длится,
И близок час рассвета…
Мой милый друг! Я с вечера не спал,
Всю ночь я на коленях простоял:
Творца молил я жаркими словами
О том, чтоб снова свидеться мне с вами.
А близок час рассвета.
(Гираут де Борнейль)
Баллада
в то время в Провансе обозначала
хоровую плясовую песню:
Все цветет! Вокруг весна!
- Эйя! -
Королева влюблена,
- Эйя! -
И, лишив ревнивца сна,
- Эйя! -
К нам пришла сюда она,
Как сам апрель, сияя.
А ревнивцам даем мы приказ:
Прочь от нас, прочь от нас!
Мы резвый затеяли пляс.
(Безымянные песни)
Пасторела
- песня, в которой рассказывалось о встрече
рыцаря и пастушки:
Встретил пастушку вчера я
Здесь, у ограды блуждая.
Бойкая, хоть и простая
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная,
Чепчик - от ветра прикрыться
К ней обратился тогда я:
- Милочка! Буря какая
Нынче взметается злая!
-Дон!-отвечала девица,
Право, здорова всегда я,
Сроду простуды не зная, -
Буря пускай себе злится!..
(Маркабрюн)
Плач
- песня, в которой поэт тоскует, оплакивает
свою долю либо скорбит о смерти
близкого человека:
Нет, не вернусь я, милые друзья,
В наш Вентадорн: она ко мне сурова.
Там ждал любви - и ждал напрасно я,
Мне не дождаться жребия иного!
Люблю ее - то вся вина моя,
И вот я изгнан в дальние края,
Лишенный прежних милостей и крова...
(Бернарт де Вентадорн)
Тенсона
- стихотворный спор, в котором принимают
участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная
Дама, поэт и Любовь:
Я велел с недавних пор
Сердцу моему молчать,
Но Любовь со мною спор
Не замедлила начать:
- Друг Пейроль, решили, знать,
Распрощаться вы со мной,
Да и с песнею былой?
Что ж, бесславный ждет удел
Тех, кто сердцем охладел!
- Ах, Любовь, на ваш укор
Мне не трудно отвечать:
Долго Донны светлый взор
Я готов был воспевать,
Но в награду мог стяжать
Только боль обиды злой,
Дайте ж наконец покой!
Я роптать на вас не смел,
Но уж песни-то отпел!
(Пейроль)
Сирвентес
- песня, в которой поднимаются уже социальные
вопросы, главный из которых: кто больше
достоин любви - учтивый простолюдин или
бесславный барон?
- Перигон? Порой бесславно
Жизнь ведет свою барон,
Он и груб и неумен,
А иной виллан бесправный
Щедр, учтив, и добр, и смел,
И в науках преуспел.
Что Донне можете сказать:
Кого из этих двух избрать,
Когда к любви ее влечет?
- Мой сеньор! Уже издавна
Был обычай заведен
(И вполне разумен он!):
Если Донна благонравна,
С ровней связывать удел
Тот обычай повелел.
Как мужику любовь отдать?
Ведь это значит потерять
И уваженье и почет...
(Дальфин
и Перигон)
Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач, свидетельствует о том, что хотя любовная тема и занимала в ней господствующее положение, она не являлась единственной. Трубадуры охотно откликались на злобу дня, касались в своих песнях вопросов политических и социальных.
Трубадуры
были первыми куртуазными лириками
Европы. За ними последовали северофранцузские
труворы, давшие миру ещё несколько новых
жанров – «куртуазная баллада» и «лэ»
- сюжетная новелла в стихах. А им наследовали
немецкие миннезингеры - «певцы любви».
Но прежде чем говорить о них, необходимо
сказать о куртуазном рыцарском романе,
который явился одновременно и совершенно
новым жанром литературы и – в плане тематики
- связующим звеном между любовной поэзией
Франции и Прованса и мистико-философской
лирикой миннезанга.
4.4 Рыцарский роман
В XII веке появились, быстро получив широкое распространение, рыцарские романы, излагавшие в прозе либо в стихах различные рыцарские приключения, по мере того как рыцари разных стран Европы познакомились более друг с другом и обогатились впечатлениями от далеких стран в процессе крестовых походов на Восток. Наибольшей известностью пользовались циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции, и романы Амадиса Голльского, читавшиеся в Испании, Франции и Италии.
Роман
был совершенно новым литературным
жанром. Создание романа предполагает
не только вдохновение и особое творческое
восприятие мира, но и обширные знания.
Авторами были чаще всего ученые люди,
пытавшиеся примирить идеалы куртуазности
и всеобщего равенства перед
Богом с реальными придворными
обычаями и нравами эпохи; идеалы
куртуазности являлись своеобразным протестом
против не очень поэтичной
Первые
романы появились во Франции, в англо-нормандской
культурной среде, как своеобразный
сплав кельтских эпических
Одним из создателей рыцарского романа был Кретьен де Труа (30-90-е гг. XII в.). Сюжеты его многочисленных произведений прочно вошли в арсенал европейской словесности, но наиболее знаменит «Ивейн, или Рыцарь со львом». Сюжет и герои романа связывают его с британским циклом о короле Артуре, сенешале Кее, королеве Геньевре, рыцарях Ивейне, Ланселоте и других. Важной приметой того мира, в котором живут и действуют герои, является переплетение реалистических и фантастических элементов. По описанию турниров, многолюдных охот, осад можно составить представление о быте обитателей средневековых городов и замков, его праздничности; вместе с тем чудесное встречается в романе на каждом шагу (вся природа заколдована и населена загадочными существами) и, передается через будничное, обыденное. Мир, созданный фантазией Кретьена де Труа, - воплощение рыцарственности, и действия героев, живущих в этом мире, направлены на совершение подвига, «авантюры». При этом не любовь толкает рыцаря на «авантюру», хотя любовь к даме играет в романе олень большую роль, ибо способность к любви - непременное качество настоящего рыцаря, - им движет страсть к приключениям, в ходе которых он оттачивает воинское мастерство, воспитывает волю, демонстрирует мужество. В то же время в романе «Ивейн» Кретьен показал, что сам по себе подвиг бессмыслен, что «авантюры» непременно должны быть внутренне исполнены смысла, целенаправленны: это защита оклеветанной дамы, спасение родственников друга, избавление от костра девушки. Благородство и самоотречение Ивейна иносказательно подчеркнуто в романе его дружбой со львом, царем зверей, спасение которого является определяющим в формировании характера героя. И показательно, что не воинские свершения, а полезные целенаправленные действия приводят героя к нравственному совершенству, делая его истинным рыцарем, не только смелым и ловким, но и обладающим душевной широтой и благородством.