Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.
Исходя из цели исследования, определился круг задач:
проанализировать научную литературу по данной теме;
рассмотреть классификацию сказок;
создать систему уроков, направленную на углубленное усвоение и понимание детьми содержания сказки;
убедиться на опыте как реализуется эта система.
Введение.............................................................................................стр. 2
Глава I. Характеристика сказочных жанров
Жанровая характеристика сказки...........................................стр. 6
Изучение сказок различных жанров младшими школьниками.............................................................................................стр. 14
Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения
2.1 Методические основы работы со сказкой...........................стр. 22
2.2 Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26
Заключение......................................................................................стр. 37
Список использованной литературы..........................................стр. 39
Приложение
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального
государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Сибирский
федеральный университет»
Педагогики и методики начального образования
Факультет
Педагогики и методики начального и дошкольного образования
Кафедра
050708 «Педагогика и методика начального образования»
Код и
наименование специальности
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
__________
«___»_____________2011
г.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Технологии
работы со сказкой
на уроках литературного
чтения
Руководитель
Студент ЗЛН 06-01
СФП ____________
подпись, дата
Введение......................
Глава I. Характеристика сказочных жанров
Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения
2.1
Методические основы работы со сказкой.......................
2.2 Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Приложение
Введение
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них...
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего…»
А.М. Горький
Из произведений русского народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далеких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему они стремились и с чем боролись.
Произведения
устного художественного
«Я
очень рекомендую для знакомства
с русским языком читать русские
сказки, былины, сборники песен. Вникайте
в прелесть простонародной речи, в строение
фразы в песне, в сказе… Вы увидите здесь
поразительное богатство образов, мягкость
сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную
красоту. Вникайте в творчество народа,
оно здорово, как свежая вода ключей горных,
сладких подземных струй. Держитесь ближе
к народному языку, ищите простоты, краткости,
здоровой силы, которая создает образы
двумя – тремя словами…» [2, 32].
Велика роль сказки в воспитании, образовании и развитии детей. В сказке К.Д. Ушинский видел «первые и блестящие попытки русской народной педагогики».
«Народная сказка не только интересует ребенка, не только составляет превосходное предложение в самом первоначальном чтении, беспрестанно повторяя слова и обороты, но чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти детей «со всеми живописными частностями и народными выражениями»...» [39, 16].
Сказочная
форма позволяет вести
Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей.
По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства...» [16,39].
...Воспитание
идет исподволь, от
Уроки чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребенка. Ведь ему предстоит разобраться в нравственном затруднении. Здесь на лицо творчество, а учитель ведет, направляет общий разговор, нередко импровизируя, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети.
Воспитание нравственных качеств, норм поведения – длительный процесс, и решить его за четыре года не представляется возможным: впереди еще долгие годы школьной зрелости, но главное делает учитель начальных классов, «упражняя» детей «в нравственном чувстве» посредством чтения и анализа ситуаций, представленных широким спектром произведений, адресованных младшему школьнику.
Цель работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.
Исходя из цели исследования, определился круг задач:
В качестве объекта мы выделили обучение младших школьников чтению.
Соответственно, предметом обозначили работу над сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методологической основой послужили работы, таких известных фольклористов в области изучения сказок, как Афанасьева, Проппа и Аникина В.П.
Нами была предпринята попытка, обобщить научно-методический материал и сделать собственные выводы по теме работы.
В работе мы использовали такие методы как:
Практическую значимость нашей работы мы видим в том, что в ней обобщен материал по сказкам различных жанров, а также приемы работы с жанром сказки на уроках литературного чтения.
Работа состоит из:
Глава I. Характеристика сказочных жанров
1.1 Жанровая характеристика сказки.
Талантлив русский народ. Он создал прекрасные по своему совершенству былины, песни, пословицы, поговорки, сказки...
Сказка - один из основных видов устного народного поэтического творчества, в котором выражаются мечты человека о будущем, его отношение к действительности, его эстетические планы и мировоззрение. Сказка благодаря своему жанровому разнообразию (волшебные, легендарные, авантюрные, социально-бытовые, сказки о животных) запечатлела быт, нравы, общественные устремления людей...
Велика история русского народа; было в ней то, что мы называем сегодня религиозным дурманом, суевериями. Веками религия и церковь разлучала и объединяла, отлучала и присоединяла, преданно служила господствующим классам. Но народ жил своею жизнью, пренебрегая рамками официальной церковности и религиозности. Его отношение к жизни, к миру сохраняло реалистичность и трезвость. И потому в народе всегда были сильны антиклерикальные, антицерковные, атеистические начала.
Множество пословиц свидетельствуют о безразличии русских к церкви: «Гром не грянет - мужик не перекрестится», «На бога надейся, да сам не плошай».
Сказки - свидетельство самого народа - раскрывают истинное его отношение в прошлом к богу и религии.
Сказки учат человека быть добрым и справедливым, учат умению противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. Они утверждают честность, преданность, смелость. Бесхитростные и нереальные на первый взгляд, рассказы имеют глубокий жизненный и даже философский смысл, а их фантастичность служит более яркому выражению этого смысла.
Многие века люди были далеки от правильного понимания явлений природы. Ветер, который вырывал с корнями деревья, бежавшие по небу черные тучи, проливающие на землю потоки воды, гром и молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и оврагах, - все это наводило страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, движется, имеет разум. А раз так значит, все это могло принести ему вред или пользу. Будучи бессильным перед природой, человек стал поклоняться ей, ощущая себя ее частичкой [3, 21].
Все это объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в известной сказке «Сивко-Бурко» умерший отец разговаривает с сыном.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок, их неправдоподобного содержания. Нельзя не обратить внимания на то, что сказки рассказывают не о вере человека, а прежде всего о самых насущных, жизненно важных для него проблемах. В сказках человек высмеивал суеверия, невежество, веру в чертей и сверхъестественные явления. Такие скачки составляют определенную часть сказок о животных и значительную часть волшебных, легендарных и социально-бытовых сказок.
Информация о работе Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения