Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.
Исходя из цели исследования, определился круг задач:
проанализировать научную литературу по данной теме;
рассмотреть классификацию сказок;
создать систему уроков, направленную на углубленное усвоение и понимание детьми содержания сказки;
убедиться на опыте как реализуется эта система.
Введение.............................................................................................стр. 2
Глава I. Характеристика сказочных жанров
Жанровая характеристика сказки...........................................стр. 6
Изучение сказок различных жанров младшими школьниками.............................................................................................стр. 14
Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения
2.1 Методические основы работы со сказкой...........................стр. 22
2.2 Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26
Заключение......................................................................................стр. 37
Список использованной литературы..........................................стр. 39
Приложение
3. СКАЗКА ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Стойкие слова и словосочетания, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. Уместное использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, и как следствие – развивать речь, т.к. они стимулирует словесное творчество.
Как же с ними составлять сказку? Например, возьмем фразеологизм, крокодиловы слезы. Начало сказки может быть следующее: «Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело...». Или другой фразеологизм, лакомый кусочек. Начало: «Идут два друга и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек - шоколадное яйцо с игрушкой внутри…». Так можно продолжать до бесконечности.
4. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ
Учителя, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно, то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме формирования, а в дальнейшем и развития умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Вот краткий пример такой работы. Дается экстремальная ситуация: «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…» Дальше учитель просит детей, предложить свои варианты спасения зайки. Это будет и началом новой сказки и методом развития речи.
5. СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Мы почему-то привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Действительно, все логически закончено в сказках: репку вытащили, Колобка съела лиса, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, Золушка и принц поженились, семеро козлят остались жить-поживать с мамой-козой. Казалось бы, что тут еще можно придумывать и измышлять. Д. Родари считает, что не только можно, но и полезно, и предлагает метод «А что потом?» или «Начало после конца». Этот метод полезен и интересен тем, что мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло, развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.
Например, давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого и т.д. Как видите, варианты всегда есть, они будут своеобразными и у детей, в зависимости от уровня их творческого воображения.
6. ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ
Для этого, учитель рассказывает детям знакомую сказку и договаривается что в ней изменить. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру, говорим: «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений, путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
7. ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ
Д. Родари предлагает всем учителям еще один очень интересный и увлекательный метод – «перевирание сказки». Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими.
В качестве примера талантливый сказочник приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», – начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно, Красная... Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». - «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал(а)», – сердится ваш слушатель. Ребенку, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры и начинают перевирать другие сказки.
Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, размышлять, сочинять, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях и их действиях.
8. СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ
Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок - добрый, лиса - хитрая, волк - злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка - трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Для этого предлагается этот метод. Вроде бы сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти или падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой.
9. СКАЗКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ
Научить детей сочинять аналогии - это тоже незаменимый шаг в формировании речевых умений младших школьников. Можно взять за основу любые известные сказки. Но лучше, если это будут сказочные сюжеты с насыщенной положительной нравственной позицией.
10. СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ
Имеются в виду сказочные тексты, которые даются, возможно, без концовки.
Например: «Один мальчик сочиняет сказки, в которых начало страшное, а конец веселый. В воскресенье он начал сочинять такую сказку: «Жил-был мальчик, и были у него мама с папой. Мальчик их очень любил, а они его не очень слушались. Он их воспитывал, воспитывал, а потом устал и говорит: «Вот что: поживите-ка вы тут без меня, а я пойду куда глаза глядят». И ушел. Шел-шел, и вдруг...». И предлагается задание: «Помоги мальчику дорассказать эту сказку.»
Или
другой вариант: «Расскажите дальше,
что же случилось с двумя подружками-
Так же, очень полезно, в качестве метода формирования речевых умений, придумать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам:
Например: «Три медведя» – Маша убежала от медведей. Возможно – Маша помирилась с медведями...
«Петушок и бобовое зернышко» – петушку помогли. Или он сам себе помог...
«Репка» – вытянули репку. А возможно – вытянули не репку, а... клад…
И такую работу можно проводить с любой сказкой, целесообразно так же давать аналогичные задания на дом.
11. СКАЗКА С СЕРЕДИНЫ
Для развития речи детей, многие авторы советуют научить ребят додумывать середину сказки или рассказа (где, в основном, и развивается сюжет). А в качестве помощи предлагается затейливое начало и видимый, с результатом, конец.
Например:
«Придумайте заголовок и
В этом методе концовки нужно тщательно подбирать. Они должны быть интересные, образные, к примеру, такие: «И снова в дождик и в метель со мной шагает мой портфель», «Чтоб сыта была коровушка моя, чтобы сливочек Буренушка дала».
В наше время дети знают много сказок. Тут на службе у них и детские библиотеки, и массовое телерадиовещание. Порой им уже скучно становится слушать. Для того, чтобы поддержать интерес, внести элементы юмора, сосредоточить внимание и восприятие детей на знакомом произведении, предлагается от случая к случаю рассказывать сказки с пропусками глаголов или существительных. Чтобы было интересно, внести мотивацию такого явления: «В одной очень знакомой тебе сказке надоело некоторым словам находиться в книжках. Решили они попутешествовать. И оставили они нам такую записочку: «Угадаете ли вы эту сказку без нас?» Давай попробуем!» Для начала несколько примеров: «Убежали все части речи, кроме глаголов (сказка «Рукавичка»). Что получилось: Шел... бежала... бежит... залезла жить... скачет... спрашивает...»
Остались только существительные (та же сказка «Рукавичка»). Что получилось: «Дед... лесом... собачка... дед...»
13. СКАЗКИ ОТ ПОСЛОВИЦЫ
Краткая
по объему, меткая и емкая по содержанию,
пословица может служить
Многие опытные педагоги и методисты предлагают такие примеры: пословица: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Начало сказки: «Однажды мальчик-охотник увидел сразу двух зайчиков. Они были такие маленькие ...»
Пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Начало сказки: «Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка...»
И так далее.
Конечно же, приведенные нами примеры работы над содержанием сказки, для формирования и развития навыков речи – это далеко не весь их перечень. Нельзя так же утверждать, что те формы и методы какие мы не указали, не влияют на развитие речи. На наш взгляд, любая работа с текстом, так или иначе, влияет на формирование и развитие навыков речи, будь то просто чтение или пересказ, додумывание или фантазирование действий сказки, сочинение сказок – все это ни как не может не влиять на речь ребенка.
14. Сказки о временах года, запахах, звуках
Вы, наверное, уже согласились с нами, что поводов для составления сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: ее звуки, запахи, времена года. Ниже приводиться примерные запахи и звуки одного времени года. Мы рекомендуем составлять сказки как о каждом запахе или звуке, так и о возможных и невозможных их сочетаниях. А затем можно переходить к сказкам с более обобщенным смыслом – «Сказка весна» (осени, лета, зимы):
Весенние запахи: пахнет свежестью воздух, приятной свежей землей пахнет подснежниками, вкусно пахнет первая зелень, сладко пахнет цвет яблонь, сирени.
Весенние звуки: журчат ручьи, шумит теплый весенний ветер, слышны капли дождя, копают клубы, огороды, поют птицы и т.д. (аналогично подбираются запахи и звуки других времен года).
А переходить к сказкам можно по-разному, к примеру, «Сказка весны» может начинаться так: «Жили, – была весенняя девочка, звали ее Веснянка, была она светлая, лучистая и всегда веселая. Голосок ее журчал как весенний ручеек. Но однажды…»
Или еще пример начала сказки:
«В одном царстве – государстве перепутались весенние запахи и осенние звуки…»
15. Сказки от превращения
Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это уже очень многое для ребенка, это уже начало фантазии и сочинительства:
Я превращаюсь в кота.
Начало сказки: Скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на подворье…
Я превращаюсь в бабочку.
Начало сказки: Как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…
Я превращаюсь в цветок.
Начало сказки: Жили, – были я (ромашка) и василек…
16. Краткие сказки
Существует очень меткая поговорка «Краткость - сестра таланта». Сказки учат не только оригинально мыслить, но и кратко говорить. В данном контексте приведем пример следующего метода – «Придумывание кратких историй». Мы сразу же договариваемся, что истории должны быть коротки, но сказочные. И подаем в этом личный пример. Осенью приносим красивый кленовый листочек. И начинаем фантазировать: «Наступила осень. Зеленный кленовый листочек затосковал. Не хотел он желтеть. Но начал. Ведь меньше светило солнышко, прохладнее стали дни. И решил он улететь…» а куда и что о с ним случилось, – мы сочиняем вместе с детьми, но кратко.
Информация о работе Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения