Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.
Исходя из цели исследования, определился круг задач:
проанализировать научную литературу по данной теме;
рассмотреть классификацию сказок;
создать систему уроков, направленную на углубленное усвоение и понимание детьми содержания сказки;
убедиться на опыте как реализуется эта система.
Введение.............................................................................................стр. 2
Глава I. Характеристика сказочных жанров
Жанровая характеристика сказки...........................................стр. 6
Изучение сказок различных жанров младшими школьниками.............................................................................................стр. 14
Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения
2.1 Методические основы работы со сказкой...........................стр. 22
2.2 Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26
Заключение......................................................................................стр. 37
Список использованной литературы..........................................стр. 39
Приложение
Интересно для детей придумывать истории камешков, палочки или коряги, напоминающие, чей – то образ или предмет. Поводов может быть множество. Особенно полезно повседневные наблюдения и составление к ним краткие историй. К примеру, на прогулке мы видели стаю птиц, улетающих в теплые края, или грустного кота, – чем не повод сочинять о них историю.
17. Сказки от одного слова
Д. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик (взрослый или ребенок) сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Этим первым словом может слово «Привет» (сказала лиса зайцу…), или популярные слова «жили – были» (на свете старик…), или загадочное слово «однажды» (все в лесу перепутались)…
Вот
так подробнее это может
Слово – Мальчик.
Начало сказочной истории – Жил – был на свете мальчик, который…
Слово – Три.
Начало сказочной истории – Три товарища договорились между собой: кто из них быстрее принесет то, не знаю что, тот и жениться на прекрасной царевне.
18. Решение противоречий в сказке
Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщенны противоречиями и сказки. Научить видеть – это значит научить детей думать и придумываться, то есть оригинально сотворить. Гораздо важнее сотворить маленькое добро, гораздо важней научиться придумывать. И дети придумывают превратить, например, горошину в кусочек льда, а лед, как известно, под теплыми перинами растает или… да мало ли есть способов помочь принцессе.
Заключение
Исходя из проведенной нами работы, можем сказать, что цель, поставленная нами, была достигнута за счет использования предложенных творческих приемов работы со сказкой.
Сказка... Как много нежных, добрых воспоминаний хранит о ней в душе каждый ребенок. Ведь сказка бывает не только поучительная, она развивает творческие способности, учит логически мыслить, рассуждать, учить сопереживать, общаться с людьми и животными, помогать им в трудную минуту. Сказка учит самостоятельности, ответственности и одновременно с этим будет воображение. Сказка прекрасное творение искусства. Наша память не разлучная с ней. С необычной щедростью, во всем великолепии представлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.
Сказки относятся к одному из самых распространенных жанров устно-поэтического творчества трудового народа. Велика роль сказки в воспитании, образовании и развитии детей. В сказке К.Д. Ушинский видел «первые и блестящие попытки русской народной педагогики».
Народная сказка не только интересует ребенка, не только составляет превосходное предложение в самом первоначальном чтении, беспрестанно повторяя слова и обороты, но чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти детей со всеми живописными частностями и народными выражениями.
Сказочная
форма позволяет вести
Исходя из проведенной нами работы, и сделанного опыта, можем сказать, используя на уроках чтения творческие приемы работы, активность детей действительно возрастает, поскольку используются «нестандартные» методы, а совершенно новое, не знакомое им, исходя из детской психологии, вызывает интерес у ребенка, и как следствие повышает его активность. Что позволяет ребенку более точно понять суть произведения, поскольку акцент ребенку делается на то, что для выполнения задания необходимо понять содержание сказки.
Стоит так же обратить внимание на то, что используя эти приемы, можно направить их на воспитание различных качеств ребенка (абсолютно любых).
Данные приемы помогают не только пополнить
активный словарный запас детей, но и активизировать
пассивный. Однако чтобы добиться положительных
результатов нужно не единожды использовать
представленные приемы, а использовать
их в системе и на каждом уроке, сочетая
друг с другом.
Список использованной литературы
Приложение
(конспект урока по чтению)
Конспект урока по сказке Ершова П.П. «Конек-горбунок»
«Знакомство с произведением»
Цели: 1. Познакомить детей с произведением Ершова П.П. «Конек-горбунок».
2. Развитие умения выразительного чтения.
а) Выразительное чтение отрывка сказки учителем.
б) Работа с прочитанной частью.
в) Работа с героями.
г) Чтение отрывка учениками.
д) Продолжение работы с прочитанной частью.
а) Нарисуйте, как вы представляете себе уже известных вам героев?
б) Опишите картинку на стр. 74.
в) Придумайте продолжение сказки и запишите его (не больше 10 предложений).
Информация о работе Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения