Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.

Исходя из цели исследования, определился круг задач:

проанализировать научную литературу по данной теме;
рассмотреть классификацию сказок;
создать систему уроков, направленную на углубленное усвоение и понимание детьми содержания сказки;
убедиться на опыте как реализуется эта система.

Содержание

Введение.............................................................................................стр. 2

Глава I. Характеристика сказочных жанров

Жанровая характеристика сказки...........................................стр. 6
Изучение сказок различных жанров младшими школьниками.............................................................................................стр. 14
Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

2.1 Методические основы работы со сказкой...........................стр. 22

2.2 Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26

Заключение......................................................................................стр. 37

Список использованной литературы..........................................стр. 39

Приложение

Работа состоит из  1 файл

технологии работы со сказкой.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

    Интересно для детей придумывать истории  камешков, палочки или коряги, напоминающие, чей – то образ или предмет. Поводов может быть множество. Особенно полезно повседневные наблюдения и составление к ним краткие историй. К примеру, на прогулке мы видели стаю птиц, улетающих в теплые края, или грустного кота, – чем не повод сочинять о них историю.

    17. Сказки от одного  слова

    Д. Родари рекомендует составлять сказочные  истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик (взрослый или ребенок) сам  придумывает первое слово и начинает сочинять. Этим первым словом может слово «Привет» (сказала лиса зайцу…), или популярные слова «жили – были» (на свете старик…), или загадочное слово «однажды» (все в лесу перепутались)…

    Вот так подробнее это может пригодиться  на практике:

    Слово – Мальчик.

    Начало  сказочной истории – Жил – был на свете мальчик, который…

    Слово – Три.

    Начало  сказочной истории – Три товарища договорились между собой: кто из них быстрее принесет то, не знаю что, тот и жениться на прекрасной царевне.

    18. Решение противоречий  в сказке

    Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщенны противоречиями и сказки. Научить видеть – это значит научить детей думать и придумываться, то есть оригинально сотворить. Гораздо важнее сотворить маленькое добро, гораздо важней научиться придумывать. И дети придумывают превратить, например, горошину в кусочек льда, а лед, как известно, под теплыми перинами растает или… да мало ли есть способов помочь принцессе.

 

    Заключение

    Исходя  из проведенной нами работы, можем  сказать, что цель, поставленная нами, была достигнута за счет использования предложенных творческих приемов  работы со сказкой.

    Сказка... Как  много нежных, добрых воспоминаний хранит о ней в душе каждый ребенок. Ведь сказка бывает не только поучительная, она развивает творческие способности, учит логически мыслить, рассуждать, учить сопереживать, общаться с людьми и животными, помогать им в трудную минуту. Сказка учит самостоятельности, ответственности и одновременно с этим будет воображение. Сказка прекрасное творение искусства. Наша память не разлучная с ней. С необычной щедростью, во всем великолепии представлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.

    Сказки  относятся к одному из самых распространенных жанров устно-поэтического творчества трудового народа. Велика роль сказки в воспитании, образовании и развитии детей. В сказке   К.Д. Ушинский видел «первые и блестящие попытки русской народной педагогики».

    Народная сказка не только интересует ребенка, не только составляет превосходное предложение в самом первоначальном чтении, беспрестанно повторяя слова и обороты, но чрезвычайно быстро запечатлевается  в памяти детей со всеми живописными частностями и народными выражениями.

    Сказочная форма позволяет вести сказочные  ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти пути в  эмоциональную сферу ребенка. Встреча с героями сказки не оставляет детей равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение

    Исходя  из проведенной нами работы, и сделанного опыта, можем сказать, используя на уроках чтения творческие приемы работы, активность детей действительно возрастает, поскольку используются «нестандартные» методы, а совершенно новое, не знакомое им, исходя из детской психологии, вызывает интерес у ребенка, и как следствие повышает его активность. Что позволяет ребенку более точно понять суть произведения, поскольку акцент ребенку делается на то, что для выполнения задания необходимо понять содержание сказки.

    Стоит так же обратить внимание на то, что  используя эти приемы, можно направить их на воспитание различных качеств ребенка (абсолютно любых).

      Данные приемы помогают не только пополнить активный словарный запас детей, но и активизировать пассивный. Однако чтобы добиться положительных результатов нужно не единожды использовать представленные приемы, а использовать их в системе и на каждом уроке, сочетая друг с другом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. Очерки о фольклоре // Детская литература, - М.: 1988 г.
  2. Аншакова С.Ю. Работа над эпитетом как средство раскрытия жанровых особенностей сказки // «Начальная школа» № 6, 2004 г., с. 55.
  3. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки // «Начальная школа» № 4, 1986 г., с. 17.
  4. Бибко Н.С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» // № 5, 1987 г., с. 25.
  5. Бибко Н.С. Изучение сказок смешанного (переходного) типа // «Начальная школа» № 3, 1990 г., с. 29.
  6. Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // «Начальная школа» № 12, 1991 г., с. 20.
  7. Биричевская Т.Б. Развитие литературного творчества младших школьников // «Начальная школа» № 2, 2001 г., с. 86.
  8. Блохин И.А. Анализ читаемого как средство развития речи младших школьников // «Начальная школа» № 2, 1985 г., с. 54.
  9. Вержбицкая М.А. Воспитательная направленность на уроках чтения // «Начальная школа» № 10, 1987 г., с. 14.
  10. Волченко Т.В. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе // «Начальная школа» №
  11. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения // «Начальная школа» № 5, 1989 г., с. 16.
  12. Воюшина М.П. Формирование читательских умений в процессе анализа художественного произведения // «Начальная школа» № 3, 2004 г., с. 55.
  13. Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи // «Начальная школа» № 2, 1991 г., с. 23.
  14. Запольская Е.Л. Урок чтения по сказке «Как петух лису обманул» // «Начальная школа» № 9, 2004 г., с. 57.
  15. Засорина Л.Н. Развивающее чтение как педагогическая технология // «Начальная школа» № 1, 1999 г., с. 68.
  16. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор // «ФЛИНТ», - М.: 2001 г.
  17. Еськова Н.В. Один из эффективных приемов работы на уроках чтения // «Начальная школа» № 3, 1991 г., с. 20.
  18. Канакина В.П. Сказка как одно из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения родному языку // «Начальная школа» № 7, 1991 г., с. 4.
  19. Карина Л.П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности // «Начальная школа» № 7, 2004 г., с. 28.
  20. Киселева Л.В. Как я формирую у детей нравственное чувство // «Начальная школа» № 10, 1987 г., с. 30.
  21. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество // Высшая школа, - М.: 1983 г.
  22. Круговых Н.В. Через уроки чтения – к воспитанию и развитию // «Начальная школа» № 6, 2000 г., с. 44.
  23. Куклина Н.И. Как я развиваю речь детей // «Начальная школа» № 11, 1985 г., с. 23.
  24. Лапо Н.А. Конспект урока по чтению // «Начальная школа» № 11, 2001 г.
  25. Любина Г. О формах организации работы по развития речи // «Дошкольное воспитание» № 11, 2000 г., с. 49.
  26. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ // «Начальная школа» № 3, 1985 г., с. 61.
  27. Мартинович Л.В. Слово учителя перед чтением художественного произведения // «Начальная школа» № 3, 1986 г., с. 36.
  28. Немченко Л.В. Повышение интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся на уроках чтения // «Начальная школа» № 5, 1986 г., с. 29.
  29. Обнорская О.А. Какими я вижу уроки чтения // «Начальная школа» № 9, 2001 г., с. 58.
  30. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения // «Начальная школа» № 2, 2004 г., с. 69.
  31. Первова Г.М. Текстовая иллюстрация как одно из средств развития речи учащихся // «Начальная школа» № 7, 1991 г.
  32. Пономаренко Л.И. К изучению темы «Устное народное творчество» // «Начальная школа» № 10, 1989 г., с. 49.
  33. Пономаренко Л.И. К изучению темы «Устное народное творчество» // «Начальная школа» № 11, 1989 г., с. 49.
  34. Свиридова Е.В. Волшебная сказка и приемы их анализа на уроках литературного чтения // «Начальная школа» № 6, 2004 г., с. 12.
  35. Сильченкова Л.С. Работа над крупнообъемным произведением на уроках классного чтения // «Начальная школа» № 3, 1987 г., с. 25.
  36. Сильченкова Л.С. Один из вариантов работы над крупнообъемным произведением // «Начальная школа» № 6, 1989 г., с. 25.
  37. Тупицина Г.С. Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения // «Начальная школа» № 12, 1994 г., с. 39.
  38. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения // М.: 1968 г.
  39. Ушинский К.Д. Русские сказки. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 // М.: 1954 г.
  40. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста // Издательство «ФИЛИО», Харьков, 1997 г.
  41. Цукерман Г.А. Игровые формы обучения чтению // «Начальная школа» № 5, 1985 г., с. 28.
  42. Шерих Б., Писахов С. Сказы и сказки // Современник, - М.: 1935 г.
  43. Юртаев С.В. Принципы и методы развития речи // «Начальная школа» № 9, 2004 г., с. 37.
  44. Яковлева В.И. Обучение пересказу прочитанного // «Начальная школа» № 1, 1985 г., с. 53.

 

 
 

Приложение

(конспект  урока по чтению)

 

     Конспект урока по сказке Ершова П.П. «Конек-горбунок»

    «Знакомство с произведением»

Цели: 1. Познакомить детей с произведением Ершова П.П. «Конек-горбунок».

2.  Развитие умения выразительного чтения.

  1. Работа над развитием речи.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Чтение и работа с авторским текстом (стр. 86 – 75).

а) Выразительное  чтение отрывка сказки учителем.

б) Работа с прочитанной частью.

  • В какой форме написано это произведение? Как вы это поняли? Понравился ли вам отрывок сказки? О чем в нем говорится? Назовите героев о которых говорилось в этом отрывке (старик, 3 сына и Конек-горбунок). Почему сыновья пошли в дозор? Почему никто из братьев, кроме Ивана, не увидел «нарушителя»? Почему конь сдался Иванушке-дурачку?

в) Работа с героями.

  • Опишите старшего и среднего братьев Иванушки-дурачка? Как вы их себе представляете? Почему они такие? Опишите Иванушку и Конька-горбунка, как вы их себе представляете? Сравните ваше описание с картинкой на стр. 74.

г) Чтение отрывка учениками.

  • Чтение про себя, затем вслух.

д) Продолжение  работы с прочитанной частью.

  • Ученики читают по цепочке, работа с содержанием текста.
  • Прочитайте первые 4 строчки. Как эта часть называется в сказках (зачин)? Что он обозначает (место, где будут разворачиваться события)? Какими еще зачинами можно его заменить (в некотором царстве, в некотором государстве; жили были; в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)?
  • Как вы понимаете слова: недалече, сума, отродяся (никогда за всю жизнь), соглядать (подсмотреть, выследить), дозор, пенять (упрекать), лубки (ярко раскрашенные картинки), малахай (старинная крестьянская одежда в виде широкого кафтана), балаган (шалаш, сарай), рогожа (грубая ткань)? Если не знаете, прочитайте сноски к этим словам.
  • Кто первым отправился в дозор? Почему именно старший брат? Что он делал в дозоре?
  • Кто вторым отправился в дозор? Почему? Что он делал в дозоре?
  • Кто последним отправился в дозор? Почему? Что с ним случилось?
  • Найдите строки, в которых описывается, как Иван борется с конем. Зачитайте.
  • Объясните значение выражений: ростом только в три вершка (вершок – 4,4 см), да с аршинными ушами (аршин – 71 см)?
  1. Творческая работа над прочитанным отрывком сказки.

а) Нарисуйте, как вы представляете себе уже  известных вам героев?

б) Опишите  картинку на стр. 74.

в) Придумайте продолжение сказки и запишите его (не больше 10 предложений).

  1. Итог урока.
  • Хотели бы вы прочитать всю сказку до конца?
  • Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
  1. Домашнее задание.
  • Выразительное чтение изученного на уроке отрывка сказки.
  • Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки и подготовить по нему не большой рассказ.

Информация о работе Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения