Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:42, доклад
Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
Вплоть
до конца 10 века восточные
славяне, уже создавшие
собственное государство -
Киево-Новгородскую
Русь, - не знали письменности.
Этот период в истории
словесности называется
долитературным. Лишь
после принятия христианства
в 988 году русичи обрели
письменную литературу.
Однако даже спустя
годы и столетия основная
часть населения оставалась
неграмотной. Поэтому
не только в долитературный
период, но и впоследствии
многие словесные произведения
не записывались, а передавались
из уст в уста от поколения
к поколению. Произведения
эти стали называться
фольклором, или устным
народным творчеством.
К жанрам русского устного
народного творчества
относятся
- песни,
- былины,
- сказки,
- загадки,
- легенды,
- пословицы и поговорки.
Большинство фольклорных
произведений существует
в стихотворной (поэтической)
форме, так как стихотворная
форма позволяла легко
запоминать их и передавать
многим поколениям людей
на протяжении нескольких
столетий.
ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный
жанр, небольшое лирическое
или лирико-повествовательное
произведение, предназначенное
для пения. Виды песен:
исторические, обрядовые,
плясовые, лирические.
В народных песнях выражаются
чувства отдельного
человека и в то же время
многих людей. В песнях
отражаются любовные
переживания, размышления
людей о нелегкой судьбе,
события семейной и
общественной жизни.
Часто в народных песнях
используется прием
параллелизма, когда
настроения лирического
героя переносятся на
природу:
Нет у ноченьки светлого
месяца,
Нет у девицы родного
батюшки…
Исторические песни
связаны с различными
историческими событиями
и личностями: «Ермак
готовится к походу
на Сибирь» - о завоевании
сибирских земель, «Степан
Разин на Волге» - о народном
восстании под предводительством
Степана Разина, «Пугачев
в темнице» - о крестьянской
войне, которую вел Емельян
Пугачев, «Под славным
городом под Полтавой»
- о битве армии Петра
I со шведами. В народных
исторических песнях
повествование о каких-либо
событиях сочетается
с сильным эмоциональным
звучанием.
БЫЛИНА (термин ввёл
в 19 веке И.П. Сахаров) -
героическая песня эпического
характера. Возникла
в 9 веке как выражение
исторического сознания
русского народа. Главные
герои былин - богатыри,
воплотившие народный
идеал патриотизма,
силы и мужества: Илья
Муромец, Добрыня Никитич,
Алёша Попович, Микула
Селянинович, а также
великан Святогор, купец
Садко, буян Василий
Буслаев и другие. Сюжет
былин составляет жизненная
основа, обогащённая
фантастическим вымыслом:
герои борются с чудовищами,
одолевают в одиночку
полчища врагов, мгновенно
преодолевают большие
расстояния.
Былины следует отличать
от СКАЗОК - произведений,
основанных на вымышленных
событиях. Сказки бывают
волшебные (с участием
фантастических сил,
с добыванием чудесных
предметов и т.п.) и бытовые,
в которых изображены
обычные люди - крестьяне,
солдаты, работники,
короли или цари, принцы
и принцессы - в обыденной
обстановке. Сказка
отличается от других
произведений оптимистичным
сюжетом: добро всегда
побеждает, а злые силы
или высмеиваются, или
терпят поражение.
В отличие от сказки,
ЛЕГЕНДА представляет
собой устный народный
рассказ, в основе которого
лежит чудо, фантастический
образ, невероятное
событие, которые воспринимаются
рассказчиком и слушателем
как достоверные. Существуют
легенды о происхождении
стран, народов, морей,
о подвигах или страданиях
реально существовавших
или вымышленных героев.
ЗАГАДКА - иносказательное
изображение предмета
или явления, обычно
основанное на метафорическом
сближении. Загадки
предельно кратки, имеют
ритмическую структуру,
что нередко подчёркивается
рифмой. ("Висит груша -
нельзя скушать", "Без
рук, без ног, а ворота
отворяет", "Сидит
девица в темнице, а
коса на улице" и т.д.).
ПОСЛОВИЦА - краткое,
ритмически организованное
образное народное изречение,
афористическое высказывание.
Имеет обычно двухчастную
структуру, подкреплённую
ритмом, рифмой, ассонансами
и аллитерациями. ("Что
посеешь, то и пожнёшь", "Без
труда не вытащишь рыбку
из пруда", "Каков
поп, таков и приход", "Не
коасна изба углами,
а красна пирогами"
и т.д.).
ПОГОВОРКА - образное
выражение, оценивающее
какое-либо явление
жизни. В отличие от
пословицы, поговорка
представляет собой
не целое предложение,
а часть высказывания ("Семь
пятниц на неделе", "Чужими
руками жар загребать", "Положить
зубы на полку").
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Изучение произведений
устного народного творчества требует
от учителя тщательно
Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. При всей фантастичности многих сюжетов русский фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина, крестьянина, русского характера и пр.).
Учащимся 5-х классов важно проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного творчества, овладеть умениями и навыками сказывать сказки.
Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение, помогают воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и мудрость народной речи, что также полезно учесть при изучении этого раздела. Устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания учащихся.
Эти знания закрепляются чтением статьи учебника об устном народном творчестве.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Среди многих жанров устной прозы (сказки, загадки, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига.
Волшебные сказки, которые включены в программу 5-го класса, прославляют героические подвиги, радостный, творческий труд, идеальное сочетание внутренней и внешней красоты героев.
«Царевна-лягушка»
Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Именно высокие художественные достоинства сделали ее излюбленным хрестоматийным текстом для школы.
Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка» помогают воспитывать детей, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами.
Важно, чтобы учитель, приступая к изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к ее прочтению и пересказу. Уловить «общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций», осознать идею сказки и характер ее героев, «поучиться у народной сказки» «меткости речи», очароваться стихией волшебной сказки — все это войдет в задачи трех уроков, которые будут посвящены этой прекрасной сказке. Первый урок можно начать с небольшой беседы, в ходе которой школьники должны вспомнить о подвигах главных героев народных сказок: какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
Затем учащиеся
выборочно пересказывают
Подытожив беседу и оценив пересказы, учитель обращает внимание на то, что сказка «Царевна-лягушка» посвящена прославлению творческого труда. Вот почему начать рассказ о ней целесообразно словами М. Горького: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о „ковре-самолете“. Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о „сапогах-скороходах“. Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже „дворец“, то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...»
Мысли, пронизывающие текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам), также требуют знакомства с ними еще до чтения учителем текста самой сказки».
Рассказывая учащимся о том, что народная сказка «Царевна-лягушка», передаваясь из поколения в поколение, постоянно совершенствуясь, выдержала испытание временем, учитель может сообщить школьникам о различных вариантах этой сказки, которые сохранились до нашего времени.
После вступительного слова учитель может прочитать или рассказать сказку «Царевна-лягушка» близко к тексту. Первое чтение или пересказ учителя — это образец для учащихся. Вот почему важно, чтобы отчетливо прозвучали сказочный зачин (в неторопливом, напевном произнесении), повторы и концовка, описание мастерства Василисы Премудрой, все возрастающее восхищение Ивана-царевича и царя ее работой, описание трудного пути царевича в Кощеево царство и описание огромного Кощеева дуба.
Фронтальная беседа после прослушивания сказки выявит, насколько верно понят общий смысл ее, и настроит школьников на дальнейшую работу — освоение навыка на этот раз художественного пересказа отдельных фрагментов текста: кто из героев вам понравился более всего и почему? Подумайте и скажите, как надо рассказывать сказку, чтобы слушать ее было интересно. Как чаще всего начинаются и заканчиваются народные сказки?
От последних
вопросов легко перейти к обучению
художественному пересказу
Пятиклассникам трудно подготовить к пересказу всю сказку, поэтому начинать обучение целесообразнее на отдельных эпизодах, от произведения к произведению увеличивая объем отрывков.
Каждый школьник к следующему уроку готовит один-два эпизода для художественного пересказа. Практика показала, что такое задание облегчает работу учащихся и делает их пересказы более качественными.
Как же организовать
обучение художественному пересказу?
Можно заранее написать на доске
заголовки фрагментов для пересказа,
что и будет ориентиром в подготовке
домашнего задания. Учитель открывает
написанный на доске текст этого
плана и отрабатывает с учащимися
один-два эпизода:
1. Как сватались царевичи?
2. Первый приказ царя (испечь каравай хлеба).
3. Второй приказ царя (выткать ковер за
одну ночь).
4. Третий приказ царя (приехать на пир).
5. Иван-царевич и «старый старичок».
6. Встреча Ивана-царевича с медведем, зайцем,
селезнем, щукой.
7. Иван-царевич и Баба-яга.
8. Чем закончилась сказка?
|
Вместе с учителем школьники определяют, как лучше начать и закончить пересказ каждого фрагмента, где важно оставить диалог, пересказав его близко к тексту, в каком эпизоде сохранить и прочитать наизусть описание (например, описание работы Василисы Премудрой, описание Кощеева дуба) или сказочные формулы («Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать»).
Более подробно прослеживается эта работа на одной-двух сценах. Для примера можно привести начальный эпизод сказки, условно названный «Как сватались царевичи?».
Второй урок посвящается продолжению работы с текстом сказки. Максимально звучит на уроке сама сказка: в чтении учащихся, в их пересказах, в развернутых ответах на вопросы учителя, в беседе по картине В. Васнецова и иллюстрациям И. Билибина, в наблюдениях над художественными особенностями народной сказки.
Наблюдения над
художественными особенностями
сказки и словарная работа проводятся
в процессе работы над текстом. Так,
во время работы с первым эпизодом
сказки можно спросить учащихся, что
и как изменится, если вместо слов
«В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был царь...»
Продолжая работу
с эпизодом «Как сватались царевичи?»,
учитель предлагает вспомнить, как
долго искал свою стрелу Иван-царевич,
как он вначале хотел «отступиться
от своей находки», «бежать». Учитель
продолжит, разовьет и дополнит ответы
ребят. Действительно, внешний облик
царевны-лягушки испугал
Но царевна-лягушка
второй раз повторяет свою просьбу:
«Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!»
Эпизод необычайно выразителен и
важен для дальнейшего
Школьники читают
текст по ролям или пересказывают,
вводя диалог, стараясь передать основные
мысли фрагмента. Работа с текстом
помогает школьникам ответить на вопрос:
«Что мы можем сказать о царевне-