Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:42, доклад
Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения.
Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом?» и ответ учащихся, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали...») Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить».) Обратим внимание учащихся, что братья, не раздумывая, решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать... Снарядили всех троих сыновей в путь-дорогу».
Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, учащиеся верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «...за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал». После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу.
С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном — крестьянским сыном, как бы отдавая ему дань народного уважения. Школьники не всегда замечают эти будто бы небольшие изменения, учитель должен их подчеркнуть.
Отвечая на вопрос, почему каждый бой становился для Ивана все тяжелее и опаснее, пересказывая эпизоды каждого боя в отдельности, школьники сопоставят поведение чуда-юда и Ивана — крестьянского сына.
Учащиеся отмечают, что в отличие от чуда-юда Иван — крестьянский сын не хвалится и врага за похвальбу упрекает, серьезным и справедливым делом считает он бой, речь его пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют его со всем народом, за который он пришел биться с чудом-юдом, врагом родной земли.
Анализируя текст по вопросу «Чем отличается третий бой от первых двух?», школьники должны представлять, с какой целью преувеличенно, гиперболически показываются опасности каждого нового боя и как возрастает сила духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя.
«Нелегко было выиграть Ивану — крестьянскому сыну эти три боя, но он все-таки их выиграл, победил чудо-юдо поганое, — говорят школьники, — потому что он ведь пришел насмерть биться, чтобы добрых людей от чуда-юда избавить. Себя он не берег, о себе не думал, говорил: „...бей, руби, себя не береги“. Он боролся за справедливое дело». А вот ответ на вопрос «Каким предстает Иван — крестьянский сын в последних эпизодах сказки?»: «В последних эпизодах Иван — крестьянский сын не только смелый и мужественный, но и находчивый. Он перехитрил чудо-юдовых жен, целым и невредимым вместе с братьями возвратился домой поле пахать да пшеницу сеять...»
Помогая школьникам раскрыть характер Ивана — крестьянского сына, полезно использовать и такое задание: «Прочитайте пословицы „Вороне соколом не быть“; „Кто скоро помог, тот дважды помог“ и др. Какими пословицами мы можем воспользоваться, чтобы охарактеризовать Ивана — крестьянского сына, а какими — людей, похожих на его братьев?»
Беседа, как и сама сказка, идет на постоянном сопоставлении, вернее, противопоставлении слов и поведения Ивана и чуда-юда в бою и перед боем (скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство и т. д.), поведения Ивана и его братьев, их отношения ко всему окружающему. Сами качества при этом нигде не называются, до них читатель должен додуматься, заметить их. Главный герой терпелив, бьется с врагом насмерть, не говорит о победах до поры, сам урезонивает своего хвастливого противника. Его речь спокойна и полна человеческого достоинства, она изобилует похожими на пословицы краткими изречениями, делающими его речь сильнее и убедительнее и еще раз подчеркивающими его тесную связь с народом: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его».
Поступки главного героя и его противника легко сопоставляются в процессе проведения наблюдений над языком сказки, например:
И в а н у ш к а и е г о р о д с т в е н н и к и: не ленились, трудились, пахали, засевали, затужили, загоревали, пойдем биться насмерть, вернулись, стали поле пахать... | Ч у д о-ю д о, ч у д о-ю д о в ы ж е н ы и м а т ь: собирается напасть, разорил, разграбил, вогнал в сыру землю, свистом оглушает, жжет, палит... |
Нетрудно заметить, насколько по-разному «звучат» сами действия героев. Даже в названиях действий чувствуется отрицательное отношение создателей сказки к противникам Ивана и уважительное, любовное — к Ивану — крестьянскому сыну.
В конце урока подводится итог всей работы. Обратим внимание и на вопросы: «Как вы думаете, почему Иван — крестьянский сын принял тяжесть всех трех боев на себя? Как удалось ему спасти жизнь своим братьям?» И т. д.
Школьники рассказывают о том, каким показался им Иван — крестьянский сын, как совмещаются фантастика, волшебство и реальное в сказке, почему сказку можно назвать волшебной и героической, какие особенности народной сказки заметили учащиеся.
Кроме того, нам представляется чрезвычайно важным выяснить, понимают ли школьники, кто помогает Ивану — крестьянскому сыну в бою, кто вдохновляет его на подвиги. Именно эту мысль как одну из важнейших полезно провести через все уроки, посвященные данной сказке. Обратим внимание учащихся, что трех братьев благословляют на ратные подвиги родители. Разоренные, разграбленные села и разговор со старухой наполняют сердца братьев горечью и желанием преградить чуду-юду путь на родную землю, кузнецы спасают братьев от мести змеи, т. е. герой на протяжении всего пути встречает поддержку, которая питает его мужество, вдохновляет на подвиги во имя родины. Иван действительно предстает сыном своего народа, крестьянским сыном, его частью и честью, его защитником. Отсюда его чудодейственная сила и несгибаемость.
Дома одни школьники знакомятся с новыми сказками, посвященными героической тематике, готовят краткий пересказ наиболее понравившейся, другие снова перечитают сказку, выборочно расскажут о подвигах Ивана — крестьянского сына, по возможности близко к тексту передав диалоги, не забыв пословицы, которые так часто встречались в речи Ивана — крестьянского сына, глубже проникаясь пафосом русской народной героической сказки.
Кроме бесед, пересказов,
рассказов о герое, возможна работа
с иллюстрациями — рисунками учащихся,
с вариантами изучаемой сказки, организация
конкурсных пересказов и выразительного
чтения, направленных на осмысление патриотического
смысла сказки.
Совершенствование
речи учащихся
при изучении народных сказок
На изучение народных сказок в 5-м классе отводится более трех недель. Кроме того, народным сказкам посвящаются уроки развития устной и письменной речи, внеклассного чтения. В школах именно по народным сказкам часто устраиваются утренники, конкурсы. Словом, у школьников 5-го класса есть возможность еще раз вернуться к их любимому жанру, вспомнить героев своих любимых сказок, поговорить об их необыкновенных приключениях, воспринять красоту и слаженность самих сказок.
Народные сказки с их неторопливым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, особенно важны для совершенствования устной речи школьника.
Проводя первую
беседу о ранее прочитанных (в
начальной школе или
Последующие уроки по этой теме — изучение двух сказок: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка». Коснемся лишь некоторых видов работы, которые вводят учащихся в мир русской народной сказки и одновременно содействуют совершенствованию их мышления и речи.
После небольшой беседы о прочитанном учитель расскажет о произведениях устного народного творчества и в большей степени о народной сказке, как бы подытоживая изучение и вводя школьников в новую тему.
Этот рассказ
учителя о народных сказках, их особенностях,
сказителях важно насытить лексикой,
характерной для народных сказок,
может быть, сопроводить рассказ
демонстрацией некоторых
— Расставьте ударения, прочитайте вслух начало сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали». Обратим внимание на ритм, слаженность, напевность:
В
некотором царстве,
в некотором государстве...
Жили-были старик и старуха,
и было у них три сына...
Младшего звали Иванушка...
Жили они не ленились,
целый день трудились...
— Сравните с началом сказки «Царевна-лягушка». Что общего и что различного в том, как они начинаются? «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич...»
Школьники замечают, что в обеих сказках есть такие слова: «В некотором царстве, в некотором государстве...» И в той и в другой сказке говорится о третьем сыне, только он назван по имени — Иванушка, Иван-царевич... «Однако в первой сказке это начало несколько длиннее, — говорят школьники. — В нем рассказывается еще о том, как трудились старик со старухой...» Потому показывается мирный труд, что дальше мир нарушается нападением чуда-юда... «И то и другое начало сказки надо читать напевно, протяжно...»
Обратим внимание школьников, что и на протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях — рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки:
«Разнеслась вдруг
в том царстве-государстве
Школьники пробуют пересказывать и читать отдельные фрагменты сказки под наблюдением учителя, составляют план, отрабатывают выразительное чтение и различные виды пересказов.
При обучении пересказам учащиеся особенно внимательны к отдельным словам и выражениям сказки: жили-были, не ленились, трудились, пахали, засевали, напасть, истребить, спалить, затужили, загоревали, утешают, не горюйте, биться насмерть, не тосковать, удерживать, отговаривать, снарядили, мечи булатные, котомки, хлеб-соль... В хорошо построенном пересказе школьники используют эти слова, столь важные для народной речи и для народной сказки, замечают, насколько емки и полны чувств эти простые русские слова, как верно передают они события, которые происходят с героями.
Целесообразно рассмотреть повнимательнее и построение диалогов, обратив внимание на чувство собственного достоинства героев и вместе с тем особую деликатность, проявляющуюся в разговоре сыновей с родителями:
— Не горюйте, батюшка
и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем
с ним биться насмерть. А чтобы вам одним
не тосковать, пусть с вами Иванушка останется:
молод еще, чтоб на бой идти.
— Нет, — говорит Иван (подчеркнем, что
там, где он принимает важное решение,
его называют уже не Иванушкой, а Иваном), —
не к лицу мне (что значит «не к лицу»?)
дома оставаться да вас дожидаться, пойду
и я с чудом-юдом биться!
То же мы можем
наблюдать и в разговоре
В пушкинской «Сказке
о мертвой царевне...»
Сопоставим речь Ивана — крестьянского сына и обращения к нему во время боя чуда-юда. Прочитаем выразительно вслух в классе. Пусть школьники почувствуют разницу в речи героев, их поведении. Этот диалог можно включить и в выборочный, и в художественный пересказы учащихся.