Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:42, доклад
Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
Оценка таких пересказов и чтения будет коллективной. Пересказ по предварительно составленному в классе плану оценивается с учетом требования — насколько полно был сделан пересказ? Использованы ли важные для народной сказки слова и выражения, интонации? Описания типа «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает чудо-юдо девятиголовое...» коротки, но также важны для пересказа.
Организации речевой практики на основе прочитанных народных сказок помогут вопросы и задания, которые помещены после текстов сказок. Особое внимание обратим на задание по пересказам, связанное с пословицами.
Какими пословицами
можно воспользоваться при
Такого рода задания можно и продолжить, озаглавив той или иной пословицей отдельные фрагменты текста, отдельные эпизоды сказки, завершив свой рассказ одной из пословиц.
При изучении народной сказки «Царевна-лягушка» следует также обратить внимание на особый этикет разговора-диалога:
«Позвал однажды
царь сыновей и говорит им:
— Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте,
пора вам и о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься?
— А вы возьмите по стреле, натяните
свои тугие луки и пустите стрелы в разные
стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь...»
Каким тоном надо произнести подчеркнутые слова, чтобы показать особую деликатность, вежливость, теплое отношение героев друг к другу?
При чтении отрабатывается особенность произнесения повторов с тем, чтобы в художественном или выборочном пересказе они прозвучали выразительно:
Пустил
стрелу старший брат —
упала она...
Пустил стрелу средний
брат — упала она...
Пустил стрелу Иван-царевич
— полетела она...
Такие упражнения, в свою очередь, не могут не повлиять и на обычную разговорную речь учащихся. Особенно интересно проходит работа с учащимися, когда учитель добивается верного понимания того, как — с помощью каких слов, интонаций — убеждает лягушка Ивана-царевича взять ее:
— Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж! (Что происходит с царевичем? Что он говорит? Чего он боится? Почему лягушке удается убедить царевича?)
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! (Как нужно произнести эту фразу? Что может скрываться за этими немудреными словами?)
Понаблюдаем за речью царевны-лягушки на протяжении всей сказки. О каких чертах характера рассказывает нам построение ее речи, слова, интонации?
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Сказка «Царевна-лягушка»
вся пронизана каким-то особым светом
и теплом высоконравственных взаимоотношений
между главными героями. Это необычайно
ясно выражено в диалогах, в том,
насколько чутко героиня
Именно это важно и нужно показать детям, что будет служить и глубокому пониманию идеи сказки, и воспитательным моментом, и осознанию школьниками огромной значимости слова в тексте.
Выразительное чтение диалогов по ролям нравится школьникам, а при тщательном анализе и правильном понимании «уходят» ненужный пафос, ложные интонации и учитель добивается по-настоящему верного чтения, а затем хорошего художественного пересказа этой великолепной сказки.
Понаблюдаем, как
меняются определения «слову» в
повторном вопросе-обращении
— Иль услышал от
своего отца слово неласковое?
— Иль услышал от отца слово недоброе?
— О чем запечалился?
Удивление царевича выражается тоже целым набором синонимов, выражающих крайнее удивление, восхищение... И опять это свидетельствует и о том, что в самом деле необыкновенны изделия царевны-лягушки, но и о том, что Иван-царевич умеет ценить прекрасное, восхищаться им:
— Глянул царевич на каравай — диву дался: никогда таких не видывал!
— Глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
Интересны оценки и царя:
— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!
— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!
Для закрепления лексики, которая была в сказках, целесообразна в конце изучения сказок и викторина, например:
— Кто из героев сказок приговаривал: «Утро вечера мудренее!»? Что он этим хотел сказать?
— Какими привычными для сегодняшнего дня словами можно заменить слова «кручиниться», «тужить» и какие чувства они обозначают?
— Как проявляется речевой этикет, деликатность1 в речи положительных сказочных героев? Проследите и прочитайте примеры диалогов в текстах народных сказок.
— Какую кузницу закрыли на двенадцать железных дверей, на двенадцать кованых замков и зачем? Кто и от кого скрывался в ней?
— Прочитайте внимательно описание дуба: «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни за сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл». Что примечательного в этом описании? Как назывался этот дуб? Что подчеркивается этим описанием? Герою какой сказки и с чьей помощью удалось добраться до кованого ларца, висящего на этом дубе?
— Какими словами показано удивление Ивана-царевича, когда он рассматривал то, что сделала царевна-лягушка по приказу царя?
— В чем проявилась высокая оценка царя сделанному царевной-лягушкой? Можем ли мы так сегодня оценить какую-то домашнюю работу наших близких?
Школьники устно
дают описание портретов героев сказок,
рассматривают иллюстрации И.
Пятиклассники
с удовольствием читают, перечитывают,
слушают и даже сочиняют сказки.
Вот почему так важно иметь
в виду цепочку — уроки литературы,
развития речи, внеклассного чтения —
внеклассные занятия, которые помогают
закрепить интерес к сказке, углубить
ее восприятие, развить на основе ее чтение,
воображение и речь учащихся. Приведем
небольшие выдержки из сказок, «сочиненных»
и рассказанных устно и письменно учащимися
Тамбовской и Воронежской областей.
Сказка о том, как Желудь стал Дубом
Висел на дубе Желудь и радовался:
— Вот какой я красивый! Рубашка на мне прочная — дождь не промочит. Шапка теплая — мороз не страшен. Так до лета на дереве перезимую...
Радовался, радовался, да вдруг налетел ветер и рванул ветку. Только и успел Желудь крикнуть: «Ай!..»
Полежал, полежал, пощупал шапку, потрогал бока — всё на месте.
— Что же теперь делать буду? — запечалился Желудь.— От родного дерева вон куда улетел. Холодно... На дереве под листьями прятался, а тут...
Лежал Желудь печальный, невеселый. А ветер все рвал золотые листья и бросал их на мокрую землю.
— Теплее стало,— сказал Желудь и прикрылся листьями. Поворочался, улегся поудобнее да и заснул.
Шло время. Отшумели метели. Пригрело солнышко, и зазвенели ручьи. Неудобно стало Желудю лежать на мокрой земле. Повертелся он и поднялся.
— Гляди-ко, листочки на деревьях выросли! — воскликнул он.
Попробовал перекатиться к дубу, но что-то держало его. Глянул вниз и ахнул...
— Да у меня ноги растут...
Хотел шапку поправить, а там тоже листочки выросли. И стал Желудь расти, расти и постепенно к лету стал маленьким Дубком...
Примерный план-схема
проведения работы по теме «Народное творчество
на уроках литературы,
на внеклассных занятиях, связанных с
этими уроками»
Цель: проследить связь классной и внеклассной работы, целесообразность использования межпредметных связей.
Уроки | Класс- ный час |
Предметный кружок | Экскур- сии |
Читатель- ские конфе- рен- ции |
Конкурс | Лекция | Беседа | Вечер,
утрен- ник |
Хор, ансамбль, краеве-дение |
Сказки. 5-й кл. | «Знание народ- ного искус- ства и любовь к род-ному языку» |
Занятия: «Иллюстра- торы народных сказок». «Худож- ники-сказоч- ники, их искус- ство» (Васнецов, Врубель, Рерих, Билибин) |
В школу, где рабо- тают литера- турные кружки по фольк- лору |
Читатель- ская конфе-ренция: «Герои волшеб- ной сказки» или «Правда и вымысел в народной сказке» |
На луч- шее сказы- вание сказок |
О соби-рателях устного народ-ного творче-ства | Как вырази-лись мечты и чаяния народа в фоль-клоре | Литера-турно-музы-кальный
вечер «В мире русской сказки» |
Фольк-лорная краевед-ческая работа |
Многие рассказанные детьми сказки начинались так: «В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей, и было у них три сына... Один раз пошли они в лес погулять. Старший и средний пошли вперед, а младший — Иванушка — отстал от них и заблудился. Шел он, шел и нашел книгу... А книга была не простая, а волшебная. В ней написано, как найти свое счастье. Тогда Иван пришел домой, поклонился отцу в ноги и попросил благословить его искать счастье...»
Эти и другие сказки пятиклассников, разумеется, складываются иногда из того, что они прочитали, в них добавляется собственная фантазия учащихся, однако везде присутствуют сказочная интонация, напевность, повторы, зачины и концовки, т. е. особенности народных сказок в той или иной мере используются школьниками.
Особую роль для закрепления полученных знаний и умений в данном случае будут играть звукозаписи с чтением известных актеров, исполняющих сказки. Оценить красоту сказывания сказок профессиональными чтецами — вот одна из важнейших задач такой работы.
В заключение повторим,
что русская народная сказка дает
необычайно много для совершенствования
и обогащения разговорной речи учащихся,
если этой работе учитель уделит внимание
на уроках литературы, развития речи, внеклассного
чтения, в процессе внеклассной работы
(конкурсы на лучшее сказывание сказок,
выступления учащихся на занятиях кружка
и на вечере сказок и т. д.).
Русские сказочники
Урок, проведенный Е. Е. Фроловой по теме «Русские сказочники». На уроках, посвященных русским сказителям, перед учителем стоит задача познакомить учащихся с известными русскими исполнителями произведений устного народного творчества, особенностями их творчества, показать детям некоторые приемы сказывания, вызвать у учеников интерес к исполнению фольклорных произведений.
Готовясь к уроку, учитель обращается и к ребятам, рассчитывая на сотрудничество. По просьбе учителя ребята приносят в класс книги с произведениями устного народного творчества, подбирают высказывания русских писателей о роли сказок в их жизни, вспоминают любимые сказки, необычные присказки, концовки, сказочные формулы, читают рассказ М. Горького «Вопленица».
Из принесенных
учениками книг в классе организуется
выставка изданий фольклорных