Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 05:19, курсовая работа
Цель работы – провести анализ ассортимента и качества колбасных изделий, реализуемых холдингом «РМП».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы формирования ассортимента и качества колбасных изделий,
- проанализировать ассортимент и качество вареных колбасных изделий холдинга,
- подготовить выводы и предложения.
Введение
1. Теоретические аспекты формирования ассортимента и качества колбасных изделий
1.1 Современное состояние рынка колбасных изделий
1.2. Классификация колбасных изделий
1.3 Факторы формирования ассортимента вареной колбасы
1.3.1 Сырье и вспомогательное сырье для колбасного производства
1.3.2 Технология производства
1.4 Требования к качеству и безопасности
2. Ассортимент, экспертиза качества ВАРЕНОЙ колбасы, производимой холдингом «Альтаир»
2.1 Характеристика холдинга «Альтаир»
2.2 Объекты исследования и методы испытания, характеристика
2.3 Анализ ассортимента вареных колбасных изделий
2.4 Экспертиза качества вареной колбасы
2.4.1 Идентификация по маркировке
2.4.2 Органолептические показатели
2.4.3 Физико-химические показатели
заключение
Библиографический список
Объектом исследования является вареная колбаса:
1. Докторская
2. Молочная
3. Русская
Экспертизу качества вареной колбасы производим по трем основным направлениям:
- экспертиза маркировки и упаковки
- органолептическая оценка вареной колбасы
- оценка физико-химических показателей качества.
Правила приемки и методы отбора проб.
Колбасные изделия принимают партиями. Под партией понимают любое количество выработанных в течение одной смены, при соблюдении одного и того же технологического режима производства.
Для оценки внешнего вида изделий отбирают выборку, составляющую не менее 10% объема партии. Для проведения органолептических, химических и бактериологических испытаний от выборки, подвергнутой внешнему осмотру, отбирают определенное количество изделий. От колбасных изделий в оболочке массой более 2 кг берут по два изделия для всех видов испытаний. От изделия в оболочке массой менее 2 кг вебурт по два изделия для каждого вида испытаний, от изделия без оболочки – не менее трех для каждого вида испытаний.
При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторный отбор удвоенного количества единиц продукции.
При необходимости отправки проб в лабораторию, находящуюся вне места их отбора, пробы упаковывают в объединенную тару (ящик, пакет, банку), которую опечатывают или пломбируют.
К пробам должен быть приложен акт отбора проб с указанием:
- наименования предприятия, выработавшего продукт
- наименования организации, где отбирались пробы,
- обозначения стандарта,
- наименования, вида, сорта продукции и размера партии,
- обозначения нормативного документа, по которому выработан продукт,
- номера документа и даты сдачи-приема,
- результатов контроля внешнего вида партии,
- цели направления продукта испытания,
- места и даты отбора проб,
- номера пробы,
- фамилии и должности лиц, принимавших участие в осмотре продукции и отборе проб.
Маркировку, характеризующую продукцию, наносят на трафарет или ярлык. Наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак, наименование и сорт колбасы, дата изготовления (для особо скоропортящихся колбасных изделий – и час выработки), масса нетто, обозначение нормативной документации.
Маркировка колбасных изделий должна отвечать общим требованиям и маркировке мясопродуктов ГОСТ Р 51074-97.
Органолептические показатели должны соответствовать установленным требованиям для каждого вида колбасных изделий.
Перед органолептическим исследованием колбасные батоны освобождаем от шпагата, отрезают концы кишечной оболочки (пупки), разрезают вдоль по диаметру. С одной стороны батона снимают оболочку. Определяют вид колбасного изделия с поверхности и на разрезе, запах, вкус, консистенцию. На разломе исключают финны.
При оценке внешнего вида обращают внимание на цвет, равномерность окраски, структуру, состояние отдельных компонентов, особенно шпика.
Наличие липкости и ослизнения устанавливаем легким прикосновением пальцев к продукту. Запах в глубине продукта определяют сразу же после разреза оболочки и поверхностного слоя. Запах неразрезанных колбасных изделий, как и целых неразрезанных окороков и копченостей, определяем по запаху только что вынутой из толщи продукта специальной деревянной или предварительно разогретой металлической спицы. Вкус и запах сосисок и сарделек устанавливают в разогретом состоянии, для чего их в целом виде опускают в холодную воду и нагревают до кипения.
Консистенцию определяем легким надавливанием пальца на свежий разрез батона; крошливость фарша — путем осторожного разламывания среза колбасы.
Цвет фарша и шпика оцениваем со стороны оболочки после ее снятия с половины батона и на разрезе.
Для исследования на вкус колбасы режем на ломтики толщиной: 1-3 мм.
Органолептические показатели должны соответствовать установленным требованиям для каждого вида колбасных изделий.
При определении физико-химических показателей при подготовке проб к анализу с колбасных изделий сняли оболочку и дважды измельчили на мясорубке с диаметром отверстий в решетке 3-4 мм, тщательно перемешивая полученный фарш.
Определение содержания влаги. Содержание влаги в колбасных изделиях определяли следующими методами:
1. Навеску около 3 г, смешанную с 5-10 г песка, высушивали в сушильном шкафу при температуре 150°С в течение 1 часа (арбитражный метод).
2. Навеску около 2 г, смешанную с 5-6 г песка, высушивали в аппарате САЛ в поле инфракрасного излучения при температуре в зоне сушки 135-140° С в течение 15-17 минут.
3. Навеску 20 г без добавления песка высушивали в сушильном шкафу при температуре от 180 до 200° С в течение 25-30 минут. Порядок выполнения работы (арбитражный метод). Навеску фарша около 3 г взвешивали в бюксе, предварительно высушенной до постоянной массы, с 5-6 г прокаленного песка и стеклянной палочкой с точностью до 4-го знака. Продукт высушивали в сушильном шкафу при температуре 150° С в течение 1 часа. После высушивания бюксы с навеской охлаждали в эксикаторе с закрытой крышкой в течение 30 минут и взвешивали.
Содержание влаги (Х, %) рассчитывали по формуле:
Х=(М1-М2)100\МО
где:
М1 масса колбасы с бюксой до высушивания, г.
М2 масса колбасы с бюксой после высушивания, г.
МО масса колбасы, г.
Конечный результат анализа выражали как среднее арифметическое из двух параллельных определений, расхождение между которыми не должно превышать 0,5%. Вычисление производили с точностью до 0,1%. Определение pН колбасного фарша колориметрическим (индикаторным) методом. Метод основан на свойстве индикаторов изменять свою окраску в зависимости от pH раствора.
Структура ассортимента колбасных изделий представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Структура ассортимента колбасных изделий
Группы товаров | Произведено в 2010 г., т | Удельный вес в общем объеме производства, % |
Вареные колбасы | 410,8 | 40,1 |
Копченые колбасы | 318,2 | 31,1 |
Сосиски, сардельки | 295,4 | 28,8 |
Итого: | 1024,4 | 100 |
Рис. 2.1. Структура ассортимента вырабатываемых колбасных изделий
Полученные данные показывают, что в общем объеме произведенных колбасных изделий в 2010 г. наибольший удельный вес занимают вареные колбасы, на долю которых приходится 40,1 % от общего объема производства колбасных изделий; 31,1% приходится на производство копченых колбас и 28,8% - на производство сосисок, сарделек. Объем производства вареных колбас составил 410,8 тонн, что на 92,6 тонны больше объема производства копченых колбас и на 115,4 тонны больше объема производства сосисок, сарделек.
Таблица 2.2
Объемы реализации колбасных изделий в г. Барнауле
Потребители продукции | Объемы реализации в нат. ед., т | Объемы реализации в ст. ед., тыс.руб. | Уд. вес в общем объеме реализации, % |
Потребители в г. Барнауле |
327,6 |
2990,82 |
84 |
1. Частные предприниматели города |
65,5 |
598,2 |
20 |
2. Розничные магазины | 55,7 | 508,4 | 17 |
3. Оптовые базы | 95,0 | 867,3 | 29 |
4. Детские учреждения (школы, детские сады и т.п.) |
19,7 |
179,4 |
6 |
5. Больницы | 16,4 | 149,5 | 5 |
Потребители за пределами г. Барнаула |
62,4 |
569,68 |
16 |
ИТОГО: | 390 | 3560,5 | 100 |
Основными потребителями колбасных изделий анализируемого предприятия являются предприятия оптовой торговли и частные предприниматели, а так же розничные магазины.
Из табл. 2.2 видно, что большая часть колбасных изделий (84%) реализуется в г. Барнауле и только 16% от общего объема этих изделий потребляется за пределами города. На первом месте среди потребителей продукции анализируемого предприятия находятся оптовые базы (29%), на втором – частные предприниматели (20%), на третьем – розничные магазины (17%).
Рассмотрим структуру вареных колбас, выпускаемых предприятием.
Ассортимент вареных колбасных изделий, производимых холдингом «РМП» представлен в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Ассортимент вареных колбасных изделий
Наименование | Произведено в 2010 г., т. | Удельный вес в общем объеме производства, % |
Сливочная | 36,8 | 8,96 |
Ветчинная | 32,4 | 7,89 |
Любительская | 72,8 | 17,7 |
Докторская | 60,0 | 14,6 |
Телячья | 36,0 | 8,76 |
Нежная | 35,2 | 8,57 |
Ветчинная Баварская | 38,0 | 9,25 |
К столу | 33,2 | 8,08 |
Боярская | 33,6 | 8,18 |
Домашняя | 32,8 | 7,98 |
Всего: | 390 | 100 |