Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:47, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение способов фальсификации и идентификации соков, а также разработка предложений по улучшению ситуации, связанной с фальсификацией данной продукции, и по борьбе с недобросовестными производителями. Задачами данной курсовой работы являются проведение анализа источников по данному вопросу, изучение способов фальсификации и идентификации соков и разработка предложений по совершенствованию ситуации.
Введение………………………………………………………………………………2
Глава I
1.1 Ассортимент соков……………………………………………………………….3
1.2 Состав и пищевая ценность соков………………………………………………7
1.3 Упаковка и маркировка соков…………………………………………………...9
Глава II
Анализ проблемы фальсификации и идентификации соков……………………..12
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………………21
Более 98% всех продаваемых на российском рынке соков разливаются в картонные упаковки различной емкости. В то же время активно используются и другие виды упаковки. Прежде всего, необходимо отметить сегмент ПЭТ-тары. Активный рост данного сегмента обусловлен, главным образом, появлением новых продуктов. Самый значительный вклад в рост доли сегмента был внесен компанией «Вимм-Билль-Данн», начавшей в конце 2003 года розлив в новую асептическую ПЭТ-упаковку емкостью 0,425 литра соков своей крупнейшей марки J7. Самыми распространенными продолжают оставаться упаковки емкостью 1 литр. Самые высокие темпы роста принадлежат сокам в так называемых экономичных упаковках – 1,5 и 2 литра, удельная цена которых в пересчете за 1 литр в среднем примерно на 5–10% ниже, чем в традиционных литровых упаковках.
К потребительской таре, согласно действующей нормативной документации, предъявляют следующие требования:
1. банки и бутылки должны быть герметично упакованы;
2. для укупоривания банок должны применяться металлические крышки;
3. для укупоривания бутылок должны применяться металлические кронен-пробки или колпачки;
4. наружная поверхность крышек, кронен-пробок и колпачков должна быть без следов ржавчины, без повреждений лакового, эмалевого или литографского покрытия.
Основным документом, определяющим требования к содержанию информации для потребителей на упаковке, как и для ряда других продуктов, является ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
Маркировка
соковой продукции, упакованной
в потребительскую тару, должна также
соответствовать общим
Наименование соковой продукции должно включать фруктов и овощей, использованных для изготовления продукта, причем названия устанавливаются на русском языке. Текст на этикетке или поверхности тетрапакета должен содержать следующие данные:
9) условия хранения;
10) дату изготовления;
11) рекомендации по приготовлению использованию продукта;
12) срок годности;
13) обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован сок;
14) информацию о сертификации.
Наименование соков, произведенных из двух и более видов фруктов и овощей, должно включать наименования соков, входящих в состав смешанного продукта, в порядке убывания доли соответствующего сока. В случае если продукт изготовлен из трех и более видов фруктов и овощей, наименование может быть представлено с использованием слов «смешанный фруктовый (ягодный, овощной)», «из смеси фруктов, и (или) ягод, и (или) овощей», «мультифруктовый (мультиягодный, мультиовощной)», или в виде названия группы фруктов или овощей.
На потребительской упаковке сока с добавками указывают групповое наименование и индекс пищевой добавки согласно международной системе (INS) или Европейской цифровой системе (E) или точное название добавки без указания индекса.
В целом натуральные соки плодов и ягод должны занимать в повседневном рационе человека видное место. Обладая разнообразной вкусовой гаммой, они не только освежают и приятно утоляют жажду, но и имеют целебные свойства.
Соки
- важный источник витаминов. Регулярное
употребление соков стимулирует процессы
обмена веществ, повышает сопротивляемость
к инфекциям, обеспечивает стойкость организма
в стрессовых ситуациях.
Глава II : Анализ проблемы фальсификации и идентификации соков
Для целей установления принадлежности продукции к числу объектов технического регулирования идентификация соковой продукции проводится заинтересованными лицами без проведения инструментальных исследований путем сравнения наименования продукта, представленного в маркировке продукции (на потребительской упаковке или в документах изготовителя), с наименованиями видов соков.
В соответствии с поставленными целями идентификационный экспертизы товара идентификацию подразделяют на отдельные виды:
К информационным источникам идентификации товаров относят нормативные документы, регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации. К таким документам относится технический регламент на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей.
Кроме
этого источниками
Для получения тех или иных характеристик товара, необходимых для отождествления данного наименования представленного изделия с наименованием, указанным на маркировке или в нормативных товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными нормативными документами, перечнями и другими документами, используются различные способы.
Анализ сырья осуществляется по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям в соответствии с требованиями соответствующих стандартов и нормативно-технической документации каждой поступающей партии.
Микробиологическим способом определяют показатели, необходимые для проведения специальной идентификации: установление степени безопасности товара, зависящие как от внешних воздействий, так и внутренних процессов, протекавших в исходном сырье.
Так, техническим регламентом на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей устанавливаются требования к содержанию в продукции спорообразующих мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов, молочнокислых микроорганизмов, яиц гельминтов, цисты кишечных патогенных простейших, патогенных продуктов и других микроорганизмов.
Физико-химическим способом определяют показатели физических, физико-химических и химических свойств пищевых продуктов, устанавливаемых с помощью специальной аппаратуры, приборов и методов. Например, в качестве критерия идентификации можно использовать содержание сахара в продукте.
В качестве физико-химических показателей идентификационной экспертизы должны быть выбраны такие, которые бы отвечали следующим требованиям:
В техническом регламенте на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей нормируются содержание пищевых добавок и технологических средств, разрешенных для применения в соковой продукции. К ним относятся:
1- регуляторы кислотности (лимонная кислота, яблочная кислота, винная кислота, тартрат натрия, тартрат калия, цитраты натрия, цитраты калия и другие);
2- антиокислители (аскорбиновая кислота и ее соли);
3- сатурирующие газы (диоксид углерода);
4- стабилизаторы и загустители (пектины, ацетат-изобутират сахарозы, эфиры глицерина и смоляных кислот, крахмалы и другие);
5- подсластители (ацесульфам калия, сахарин и его соли и другие)
Органолептический способ идентификации товара имеет преимущества за счет быстроты определения и не требует специальных приборов, аппаратуры и методов. Однако многие показатели, определяемые с помощью органолептики, имеют субъективность.
Так, соки должны отвечать следующим органолептическим требованиям:
a- для осветленных соков – прозрачная жидкость;
b- для неосветленных соков – естественно мутная жидкость, с допускаемым осадком на дне тары;
c- для соков с мякотью – однородная текучая жидкость с равномерно распределенной мякотью фруктов по всей массе сока;
d- для концентрированных соков – густая, вязкая, почти прозрачная жидкость, с допускаемым осадком на дне тары;
Для
целей идентификации могут
1. Органолептические методы – это методы определения значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека.
2. Измерительные методы – это методы определения значений показателей при идентификационной экспертизе с помощью технических средств.
3.Тестовые методы – применяются обычно для определения степени безопасности того или иного товара.
Контроль технохимических параметров производства осуществляется с использованием общепринятых средств измерения.
Перед розливом определяется внешний вид, прозрачность, цвет, вкус, аромат, массовая доля сухих веществ, кислотность каждой партии. Готовые напитки контролируются на соответствие показателям, определенным рецептурой.
К сожалению, в настоящее время очень распространена фальсификация продукции. Она весьма выгодна изготовителям соков в РФ. По мнению специалистов, доля подделок составляет на рынке сока составляет 9%. Фальсификация соков приносит изготовителям огромные прибыли, поэтому она широко распространена не только в России, но и во всех странах мира. Натуральные соки являются одним из наиболее важных источников обеспечения человека витаминами и другими биологически активными веществами. Поэтому пресечение подделок этих продуктов является важной задачей государственных регулирующих надзорных структур. Способы фальсификации разнообразны: разбавление натурального сока водой, применение искусственных красителей и ароматизаторов, добавление мякоти, введение без декларирования сахаров и кислот, купажирование дорогих соков с дешевыми, использование нестандартного сырья. Особенно трудно убедиться в качестве концентратов из экзотических фруктов.
Фальсификация – действия, направленные на обман потребителя путем поделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия,
направленные
на ухудшение потребительских
При введении в стране контроля за показателями качества соков через требования технического регламента фальсификаторы идут на более сложные имитации натурального продукта, использую такие виды подделки, как:
- добавление инвертного сахарного сиропа;
- купажирование сока с фруктовыми экстрактами и гидролизатами;
- купажирование натуральных соков с другими более дешевыми соками без декларирования этого факта (например, добавление грушевого сока в яблочный);