Идентификация и фальсификация соков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:47, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение способов фальсификации и идентификации соков, а также разработка предложений по улучшению ситуации, связанной с фальсификацией данной продукции, и по борьбе с недобросовестными производителями. Задачами данной курсовой работы являются проведение анализа источников по данному вопросу, изучение способов фальсификации и идентификации соков и разработка предложений по совершенствованию ситуации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава I
1.1 Ассортимент соков……………………………………………………………….3
1.2 Состав и пищевая ценность соков………………………………………………7
1.3 Упаковка и маркировка соков…………………………………………………...9
Глава II
Анализ проблемы фальсификации и идентификации соков……………………..12
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Идентификация и фальсификация соков..doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

    Более 98% всех продаваемых на российском рынке  соков разливаются в картонные  упаковки различной емкости. В то же время активно используются и другие виды упаковки. Прежде всего, необходимо отметить сегмент ПЭТ-тары. Активный рост данного сегмента обусловлен, главным образом, появлением новых продуктов. Самый значительный вклад в рост доли сегмента был внесен компанией «Вимм-Билль-Данн», начавшей в конце 2003 года розлив в новую асептическую ПЭТ-упаковку емкостью 0,425 литра соков своей крупнейшей марки J7. Самыми распространенными продолжают оставаться упаковки емкостью 1 литр. Самые высокие темпы роста принадлежат сокам в так называемых экономичных упаковках – 1,5 и 2 литра, удельная цена которых в пересчете за 1 литр в среднем примерно на 5–10% ниже, чем в традиционных литровых упаковках.

    К потребительской таре, согласно действующей  нормативной документации, предъявляют следующие требования:

          1.  банки и бутылки должны быть  герметично упакованы;

      2.  для укупоривания банок должны применяться металлические крышки;

          3. для укупоривания бутылок должны применяться металлические кронен-пробки или колпачки;

      4. наружная поверхность крышек, кронен-пробок и колпачков должна быть без следов ржавчины, без повреждений лакового, эмалевого или литографского покрытия.

    Основным  документом, определяющим требования к содержанию информации для потребителей на упаковке, как и для ряда других продуктов, является ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

    Маркировка  соковой продукции, упакованной  в потребительскую тару, должна также  соответствовать общим требованиям  технического регламента на соки  и соковую продукцию из фруктов и овощей.

      Наименование  соковой продукции должно включать фруктов и овощей, использованных для изготовления продукта, причем названия устанавливаются на русском  языке. Текст на этикетке или поверхности  тетрапакета должен содержать следующие данные:

  1. наименование продукта;
  2. наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера;
  3. наименование страны и места происхождения;
  4. товарный знак изготовителя (при наличии);
  5. объем продукта (или масса нетто);
  6. состав продукта;
  7. массовую долю фруктовой или овощной части (для нектаров);
  8. пищевую ценность продукта (с указание содержания витаминов, золы, добавок и др.);

9) условия хранения;

10) дату изготовления;

11) рекомендации по приготовлению  использованию продукта;

12) срок годности;

13) обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован сок;

14) информацию о сертификации.

    Наименование  соков, произведенных из двух и более  видов фруктов и овощей, должно включать наименования соков, входящих в состав смешанного продукта, в порядке убывания доли соответствующего сока. В случае если продукт изготовлен из трех и более видов фруктов и овощей, наименование может быть представлено с использованием слов «смешанный фруктовый (ягодный, овощной)», «из смеси фруктов, и (или) ягод, и (или) овощей», «мультифруктовый (мультиягодный, мультиовощной)», или в виде названия группы фруктов или овощей.

      На  потребительской упаковке сока с  добавками указывают групповое наименование и индекс пищевой добавки согласно международной системе (INS) или Европейской цифровой системе (E) или точное название добавки без указания индекса.

      В целом натуральные соки плодов и  ягод должны занимать в повседневном рационе человека видное место. Обладая разнообразной вкусовой гаммой, они не только освежают и приятно утоляют жажду, но и имеют целебные свойства.

      Соки - важный источник витаминов. Регулярное употребление соков стимулирует процессы обмена веществ, повышает сопротивляемость к инфекциям, обеспечивает стойкость организма в стрессовых ситуациях. 

 

Глава II : Анализ проблемы фальсификации и идентификации соков

      Для целей установления принадлежности продукции к числу объектов технического регулирования идентификация соковой продукции проводится заинтересованными лицами без проведения инструментальных исследований путем сравнения наименования продукта, представленного в маркировке продукции (на потребительской упаковке или в документах изготовителя), с наименованиями видов соков.

      В соответствии с поставленными  целями идентификационный  экспертизы товара идентификацию  подразделяют на отдельные  виды:

  • Потребительская идентификация – проводиться с целью установления возможности использования того или иного пищевого продукта для питания человека. Таким образом, потребительская идентификация позволяет не допускать на рынки России продукты, не предназначенные для употребления человеком;
  • Товарно- партионная (товарной партии) идентификация – один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпляров) конкретной товарной партии;
  • Ассортиментная (видовая) идентификация – это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования;
  • Сортовая идентификация – это установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией для того или иного сорта товара, после проведения ассортиментной идентификации. Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту (классу), указанному на маркировке или в сопроводительных документах;
  • Специальная идентификация  - это установления отношения данного изделия к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения.

     К информационным источникам идентификации  товаров относят нормативные документы,  регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации. К таким документам относится технический регламент на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей. 

     Кроме этого источниками идентификации  могут служить товарно-сопроводительные документы и маркировка продукции.

     Для получения тех или иных характеристик  товара, необходимых для отождествления данного наименования представленного  изделия с наименованием, указанным  на маркировке или в нормативных  товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными нормативными документами, перечнями и другими документами, используются различные способы.

     Анализ  сырья осуществляется по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям в соответствии с требованиями соответствующих стандартов и нормативно-технической документации каждой поступающей партии.

     Микробиологическим  способом определяют показатели, необходимые  для проведения специальной идентификации: установление степени безопасности товара, зависящие как от внешних воздействий, так и внутренних процессов, протекавших в исходном сырье.

      Так, техническим регламентом на соки и соковую продукцию из фруктов  и овощей устанавливаются требования к содержанию в продукции спорообразующих мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов, молочнокислых микроорганизмов, яиц гельминтов, цисты кишечных патогенных простейших, патогенных продуктов и других микроорганизмов.

     Физико-химическим способом определяют показатели физических, физико-химических и химических свойств пищевых продуктов, устанавливаемых с помощью специальной аппаратуры, приборов и методов. Например, в качестве критерия идентификации можно использовать содержание сахара в продукте.

     В качестве физико-химических показателей идентификационной экспертизы должны быть выбраны такие, которые бы отвечали следующим требованиям:

  1. типичность для конкретного вида, наименования или однородной группы товара;
  2. объективность и сопоставимость полученных результатов;
  3. проверяемость данного показателя другими методами;
  4. воспроизводимость полученных результатов в других лабораториях.

    В техническом регламенте на соки  и соковую  продукцию из фруктов  и овощей  нормируются  содержание пищевых  добавок и технологических  средств, разрешенных  для применения в  соковой продукции. К ним относятся:

1- регуляторы кислотности (лимонная кислота, яблочная кислота, винная кислота, тартрат натрия, тартрат калия, цитраты натрия, цитраты калия и другие);

2- антиокислители (аскорбиновая кислота и ее соли);

3- сатурирующие газы (диоксид углерода);

4- стабилизаторы и загустители (пектины, ацетат-изобутират сахарозы, эфиры глицерина и смоляных кислот, крахмалы и другие);

5- подсластители (ацесульфам калия, сахарин и его соли и другие)

     Органолептический способ идентификации товара имеет  преимущества за счет быстроты определения  и не требует специальных приборов, аппаратуры и методов. Однако многие показатели, определяемые с помощью органолептики, имеют субъективность.

    Так, соки должны отвечать следующим органолептическим требованиям:

  1. внешний вид и консистенция:

a- для осветленных соков – прозрачная жидкость;

b- для неосветленных соков – естественно мутная жидкость, с допускаемым осадком на дне тары;

c- для соков с мякотью – однородная текучая жидкость с равномерно распределенной мякотью фруктов по всей массе сока;

d- для концентрированных соков – густая, вязкая, почти прозрачная жидкость, с допускаемым осадком на дне тары;

  1. вкус и аромат – натуральные, хорошо выраженные, свойственные использованным плодам и ягодам, без посторонних не свойственных данному виду продукта вкуса и запаха;
  2. цвет – однородный по всей массе, свойственные цвету плодов и ягод, из которых изготовлен сок.

     Для целей идентификации могут применяться  различные методы, объединяемые в  три группы: органолептические, измерительные  и тестовые.

1. Органолептические методы – это методы определения значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека.

2. Измерительные методы – это методы определения значений показателей при идентификационной экспертизе с помощью технических средств.

3.Тестовые методы – применяются обычно для определения степени безопасности того или иного товара.

     Контроль  технохимических параметров производства осуществляется с использованием общепринятых средств измерения.

     Перед розливом определяется внешний вид, прозрачность, цвет, вкус, аромат, массовая доля сухих веществ, кислотность каждой партии. Готовые напитки контролируются на соответствие показателям, определенным рецептурой.

     К сожалению, в настоящее время  очень распространена фальсификация  продукции.  Она весьма выгодна  изготовителям соков в РФ. По мнению специалистов, доля подделок составляет на рынке сока составляет 9%. Фальсификация соков приносит изготовителям огромные прибыли, поэтому она широко распространена не только в России, но и во всех странах мира. Натуральные соки являются одним из наиболее важных источников обеспечения человека витаминами и другими биологически активными веществами. Поэтому пресечение подделок этих продуктов является важной задачей государственных регулирующих надзорных структур. Способы фальсификации разнообразны: разбавление натурального сока водой, применение искусственных красителей и ароматизаторов, добавление мякоти, введение без декларирования сахаров и кислот, купажирование дорогих соков с дешевыми, использование нестандартного сырья. Особенно трудно убедиться в качестве концентратов из экзотических фруктов.

     Фальсификация – действия, направленные на обман потребителя  путем поделки  объекта купли-продажи  с корыстной целью.

     В широком смысле фальсификация может  рассматриваться как действия,

     направленные  на ухудшение потребительских свойств или уменьшение количества товара при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств.

     При введении в стране контроля за показателями качества соков через требования технического регламента фальсификаторы идут на более сложные имитации натурального продукта, использую такие виды подделки, как:

- добавление инвертного сахарного сиропа;

- купажирование сока с фруктовыми экстрактами и гидролизатами;

- купажирование натуральных соков с другими более дешевыми соками без декларирования этого факта (например, добавление грушевого сока в яблочный);

Информация о работе Идентификация и фальсификация соков