Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:56, реферат
В развитии товароведения как науки в России учебники и методические разработки выделяют следующие три этапа развития:
1. описательный (до XVIII века)
2. товароведно-технологический (XVIII век — середина XX века)
3. товароведно-формирующий (с середины XX века по настоящее время)
I.История товароведения.
II.Направления развития товароведения.
III. Современное состояние развития товароведения.
Сообщение по теме:
«История и направления, развития товароведения»
План :
I.История товароведения.
II.Направления развития товароведения.
III. Современное состояние развития товароведения.
I.История товароведения.
В развитии товароведения как науки в России учебники и методические разработки выделяют следующие три этапа развития:
Первым пособием по товароведению в России обычно назвают вышедшую в 1575 году «Торговую книгу» (другие названия «Память товарам», «Память как продавать товар русской в немцех »). Составленная на основе богатейшего внешнеторгового опыта, накопленного купцами-новгородцами, книга поучала, «како торг вести и знати всему цену», как приготовлять товары для продажи западноевропейцам. Особое внимание в ней уделялось русско-нидерландской торговле. «Торговая книга» советовала русским купцам заключать торговые договоры о продаже технического сырья, пищевых продуктов, изделий ремесла, лесных промыслов; приводились цены на пушнину и кожи. Сообщалось и о том, что привозили на Кольское побережье нидерландские купцы: сахар, изюм, пряности, нашатырь, камфору, металлы (олово, ртуть) и металлоизделия (медную и железную проволоку для русских ремесленников).
Затем в библиографии отечественных работ по товароведению наступает провал длиной в 200 лет. В 1787 году издаётся «Словарь коммерческий в 6 частях», и в 1789, под именем «Начертание полной купеческой системы и торговой науки» (тж. «Основы полной торговой системы») — упомянутое выше сочинение К.-Г.Людовици. Утверждение некоторых учёных РФ, что великий немецкий лексикограф оказался при этом ещё и в числе основоположников научного товароведения в России, с учётом известных фактов биографии К.-Г.Людовици (нескл.!), видится не вполне обоснованным. Равно как и славянизация его имени, превращаемого в России и на Украине в К. Г. Людовицы (в ед.ч.: «…Так определил товароведение И. Г. Людовицы в книге…»), К. Г. Людовица и даже… К. Г. Людовицын! Бесспорно лишь одно: издание книги позволило приступить к преподаванию дисциплины в России.
II.Приоритетные направления развития научных исследований в области товароведения.
Направления развития научных исследований в области товароведения определены паспортом специальности 05.15.18. Однако в этом документе даны направления в трёх областях знаний: технологии пищевых продуктов, товароведения и технологии общественного питания, поэтому представляется целесообразным выделить отдельно перспективные направления развития в области товароведения. Не претендуя на бесспорность, считаем возможным отнести к числу приоритетных следующие направления:
1. Управление ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, включая разработку категорийного менеджмента товаров.
2. Формирование и оценка новых потребительских свойств инновационных потребительских товаров, в том числе продуктов функционального и специализированного назначения.
3. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных или непродовольственных товаров.
4. Обеспечение безопасности потребительских товаров.
5. Обеспечение сохраняемости продовольственных или непродовольственных товаров путём разработки инновационных технологий хранения.
6. Оценка конкурентоспособности товаров и эффективности товароведных методов её обеспечения.
7. Определение товарных потерь и установление причин их возникновения.
8. Влияние внешних и внутренних факторов на сохраняемость продовольственных или непродовольственных товаров.
9. Оценка качества питьевой воды (бутилированной, водопроводной, очищенной с помощью бытовых фильтров и природных адсорбентов) и эффективности разных методов водоочистки.
10. Сравнительная характеристика потребительских свойств отечественных и импортных одновидовых товаров разных торговых марок.
Проведение научных товароведных исследований должно осуществляться на интегрированной основе с использованием подходов и методов из других смежных областей знаний (маркетинга, логистики, экономики, социологии, математики, стандартизации, метрологии и др.). Вместе с тем, важно, чтобы товароведение не подменяло указанные науки.
Кроме того, при выполнении товароведных НИР необходимо обеспечить комплексный и системный подходы, что позволит обеспечить необходимые инновации, а также научно-технический, экономический и социальный эффект. Социально-экономическая значимость товароведения как науки должна определяться, прежде всего, указанными эффектами, который приносит её конечный продукт – инновационные продукты и/или технологии.
III.Современное состояние развития товароведения.
Анализ современного состояния развития товароведения целесообразно проводить по двум взаимосвязанным направлениям:
- научному, определяющему товароведение как прикладную науку;
- образовательному, определяющему товароведение как естественно-научную дисциплину.
Эти направления взаимосвязаны между собой и обеспечивают взаимную информационную поддержку и насыщение. Научные товароведные исследования являются базисом для развития теории товароведения, что обуславливает формирование товароведного мышления как у ученых, так и практиков-товароведов. Последние как проводники и реализаторы товароведных знаний в практику работы специалистов торговых организаций становятся катализаторами процессов модернизации и инновационных преобразований торговой деятельности. Наряду с этим, инновационный путь развития неизбежно порождает новые проблемы, решение которых требует привлечения научных кадров.
Научное направление
товароведения на современном этапе
его развития обеспечивается в основном
за счет диссертационных работ. Это
объясняется тем, что в государственных
программах НИР практически отсутствуют
прикладные темы, в том числе и
товароведного характера. Считается,
что такие работы должны заказывать
торговые организации. Однако бизнес-сообщество
в настоящее время не имеет
потребности в научных
Несмотря на указанные трудности функционирования товароведная наука продолжает развиваться.
Основными направлениями научных товароведных исследований, определяющими их тематику, являются:
- управление ассортиментом товаров;
- разработка новых
товаров, в том числе с
- идентификация и обнаружение фальсификации товаров;
- исследование факторов, формирующих ассортимент и качество товаров;
- обеспечение безопасности товаров;
- разработка инновационных
технологий хранения
- оценка конкурентоспособности товаров;
- определение товарных потерь.
Анализ научных
работ (диссертаций, монографий, статей,
тезисов научных конференций) свидетельствует
о том, что наибольшее количество
публикаций и диссертаций посвящено
проблемам разработки функциональных
продуктов питания, а также идентификации
и фальсификации пищевых
Общеизвестен
факт широкого распространения
Наряду с указанными проблемами, очень важное народнохозяйственное значение имеет проблема рационального использования товарных ресурсов. Одним из путей решения этой проблемы является обеспечение сохраняемости товаров с минимальными потерями за счет внедрения инновационных технологий.
Актуальность
такого пути обусловлена тем, что
на современном этапе
Анализ научной
литературы показал, что в последнее
десятилетие исследовательских
работ по вопросам хранения продовольственных
товаров проводится неоправданно мало.
Так, обзор специализированного
журнала «Хранение и
Наряду с указанной
узкоспециализированной тематикой, в
отдельных научных товароведных
исследованиях отмечается интегрированный
подход, выражающийся в сочетании
двух, ранее трех направлений. Однако
глубоко интегрированных работ
в товароведении очень мало. Еще
меньше фундаментальных исследований,
нацеленных для получения
Глубина и обширность
товароведных знаний фундаментального
и прикладного характера
Ряд учебников содержат откровенный плагиат, причем иногда из некогда великолепных учебников по товароведению, изданных в 60-х годах, но сегодня с некоторыми устаревшими положениями и характеристиками.
Таким образом, развитие
товароведения как науки
- написание и
издание учебной литературы
- модернизация
образовательного процесса
Анализ состояния учебной товароведной литературы показал, что на современном этапе развития товароведения эта дисциплина изучается не только в торговых, но и технологических, сельскохозяйственных вузах, вследствие чего издаются учебники, изданные авторами, которые не имеют базового товароведного образования. Такая ситуация характеризуется двумя аспектами.
Первый аспект – положительный обуславливает интеграцию знаний из товароведения и технологии производства, что усиливает их научную глубину.
Второй аспект – отрицательный, заключающийся в том, что технологические вопросы начинают доминировать, оттесняя на второстепенный план товароведеные характеристики.
В этой связи чрезвычайно
важно, чтобы авторы – технологи
при написании учебников
Актуальной проблемой ряда учебников является отсутствие инновационных подходов при изложении учебной информации и ориентация на ранее изданные учебники, о чем ранее уже упоминалось.
Необходимость модернизации
образовательного процесса при усвоении
студентами товароведных дисциплин
обусловлена возросшими запросами
работодателей к качеству подготовки
товароведов и других специалистов,
применяющих товароведные знания в
профессиональной деятельности, а также
расширением сферы
Информация о работе История и направления, развития товароведения