Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:11, реферат
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его возникновения определить невозможно, но известно, что в III веке до н. э. в городе Тарифа, в провинции Кадис, на юге Испании была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, единица его измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа в честь города - тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической ситуации.
Введение
Зарождение внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела
Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеторговые связи
Таможенные органы и их структура
Таможенный доход в России
Характеристика таможенных органов в XIX – начале ХХ веков
Таможенные органы советского государства
Заключение
Список литературы
В управлении участвовали и воеводы. На них возлагалась обязанность не только выбирать и назначать таможенников, но и осуществлять общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин.
До середины XVII века таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. В связи с тем, что воевода обладал полицейской и военной властью, от него зависело положение таможенников. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь. Управляя таможнями, воеводы создавали свою “воеводскую приказную избу”.
Во второй половине XVII века контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. Документы того времени свидетельствуют, что воеводам было запрещено “ведать” таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост.
К началу XVIII века таможенная система в Российском государстве отвечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой политики. Сложился централизованный орган, в который поступали таможенные сборы и другие доходы - Приказ Большой казны. В торговых городах существовали различные структуры таможен. В Москве было несколько таможенных органов: Большая таможня (оформляла товары иностранных купцов), Мытная изба, в которой происходило таможенное оформление скота, сена и др. Торговля лошадьми была сосредоточена в Конюшенной избе, сделки на сельскохозяйственные товары оформлялись в Померной избе.
Вплоть до конца второго десятилетия XVIII века мануфактуры строила казна для обеспечения военных нужд. Частные мануфактуры работали под жестким государственным контролем в виде многочисленных регламентов, уставов, льгот и обязанностей. Поскольку усиление борьбы с беглыми крестьянами и увеличение масштабов промышленности обострило проблему рабочих рук, в 1721 году владельцами мануфактур было разрешено прикупать к своим предприятиям крепостных. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России стали развиваться на крепостнической основе. Для лучшего использования труда ремесленников на военные нужды с 1722 года государство попыталось объединить их в цехи, но повсеместного распространения они не получили.
Доступ к морским путям, стремительный рост промышленности 1724 года привели к значительному увеличению товарооборота, как внутреннего, так и внешнего. В российском экспорте впервые появились промышленные товары. Постоянный приток денег из-за границы служил важным фактором развития российской экономики и товарно-денежных отношений. Во внутренней и во внешней торговле еще более возросла роль государства. Торговая монополия казны охватывала множество товаров, среди которых были соль, табак, юфть, пенька, лен, сало, воск и т.д. Государственные монополии, резкий рост налогов и повинностей, регламентация торговли со стороны казны способствовали разорению части российского купечества.
К концу второго десятилетия XVIII века непосредственное вмешательство государства в промышленность и торговлю несколько смягчается, активизируется частная инициатива. Основным учредителем новых мануфактур становятся частные лица, в их руки передаются и некоторые казенные предприятия. С военного на гражданский меняется и профиль мануфактур. Несколько ограничиваются экспортные монополии.
Особенность деятельности таможенных учреждений в этот период состояла в том, что таможни, наряду с взиманием пошлин, осуществляли сусленный, квасный и банный сборы. На них возлагалось и получение питейной прибыли. Эти функции распространялись лишь на некоторую часть таможен. Все зависело от местных условий и традиций.
Важной особенностью таможенной службы являлось также то, что она выполняла лишь фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов и торговых центров.
Процесс совершенствования
таможенного дела в Московском государстве
шел медленно, в рассматриваемый
период едва наметились тенденции к более
рациональной службе. Механизм таможенного
дела в силу экономической отсталости
страны, слабо развитой внешней торговли,
несовершенства денежной системы, практически
не работал. Существовал обычный налоговый
сбор с едва просматриваемыми элементами
таможенного механизма.
Опыт развития таможенного дела на Руси показывает, что пошлины лишь тогда являлись таможенными, когда они были связаны с производством товаров, с развитием промышленности, когда работал механизм регулирования экономики страны.
Таможенные пошлины - это важнейшее средство таможенно-тарифной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.
Установлением таможенных пошлин преследуются две цели: экономическая (покровительство отечественной промышленности) и финансовая (фискальная), связанные с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики были пошлины особого вида, преследующие “политические цели”, хотя фискальная теория их не предусматривает.
В
частности, эти цели проявляются
в запрещении на отпуск и привоз
некоторых товаров при торговле
с одними иностранными партнерами,
соблюдений режима наибольшего
Кроме понятия пошлины, в таможенном деле существовало понятие “таможенные сборы”.
Таможенные сборы включали: пошлины, складочный сбор, канцелярский сбор, сбор на наложение на товары клейма, сбор за командирование досмотрщиков для оформления товаров. Все таможенные сборы, кроме пошлины, шли таможне.
Важное значение имели и “таможенные доходы”, то есть доходы за вычетом на содержание таможен и органов управления ими.
Перечень некоторых существовавших тогда таможенных понятий свидетельствует о том, что таможенное дело уже в XVII веке получило свое развитие и что сложилась определенная система в таможенной политике.
По мере того, как территория России расширялась, изменялись и удлинялись ее границы. Это вызывало трудности в организации таможенной службы, требовало дополнительных усилий для сбора пошлин и их доставки, что вело к снижению таможенных доходов.
Свидетельств
о времени возникновения
Таможенные пошлины существовали в Киевской Руси, но когда в XI веке они начали нарушаться местными князьями, которые создавали свои собственные границы, то каждый феодал в пределах своих владений изобретал свою систему таможенных пошлин.
К проезжим пошлинам в XVI веке относился в первую очередь мыт - основная пошлина за провоз товара от 1 до 3 денег с воза. Торговые пошлины были более разнообразны.
Существовала практика взимания таможенных пошлин посредством откупа.
Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не облагались.
После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV века Русское государство укрепило внешнеполитические связи со многими государствами Западной Европы, с Турцией, с балканскими странами, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV как-то пытались упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской таможенной грамотой 1571 года с местных горожан предусматривалось брать пошлину в количестве 0,75% по стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, с иноземцев - 7%.
Материалы
о структуре торговли, пошлинах,
порядке осуществления
Отдельные сведения о состоянии торговли, таможенных сборах в XVI-XVII веках встречаются в иностранных источниках. Это в основном воспоминания дипломатов, посетивших Россию. Записки непосредственных очевидцев описываемых событий раскрывают многие ранее неизвестные страницы истории, в том числе о таможенном деле.
Дальнейшее развитие таможенная политика России получила в Новгородском уставе 1667 года. Преследуя фискальные цели таможенного законодательства, самодержавие закрепило в нем идеи монетаризма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию предметов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали теперь взиматься золотыми монетами и ефимками.
Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками. Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пошлины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось. Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валюты в стране и суровых наказаний за контрабанду.
Таким образом, к началу XVIII века в Московском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления, что в условиях оживления торговли в начале XVIII века обеспечило совершенствование таможенного механизма.
Вызревающие
экономические реформы в Русском государстве,
возникновение рынка и внешнеэкономических
связей требовали пересмотра таможенного
законодательства, как в плане правового
обоснования таможенных процедур, так
и совершенствования и подготовки кадров.
На протяжении XIX века торгово-промышленная
политика ведущих промышленных
стран мира колебалась то в
сторону усиления, то в сторону
ослабления протекционизма. Россия
в этом отношении не
С 1802 года управление таможенным делом
осуществляло Министерство коммерции,
а с 1811 года – Департамент внешней торговли
Министерства финансов.
В 1811 году Александр I учредил Таможенное
управление по европейской торговле, в
состав которого входило 11 таможенных
округов. Каждый таможенный округ возглавлялся
начальником, которому подчинялись таможни
и таможенные заставы, входившие в округ.
В 1864 году Департамент внешней торговли
Министерства финансов был преобразован
в Департамент таможенных сборов.
После победы над Наполеоном влияние
России в Европейских делах резко возросло.
Россия начинает восстанавливать внешнеторговые
связи с европейскими государствами.
В 1819 году были приняты Таможенный устав
по европейской торговле и новый таможенный
тариф – самый либеральный из всех предыдущих,
а также всех последующих таможенных тарифов.
Объективный ход развития российского
государства показал, что таможенная политика
тесно связана с внутренней и внешней
политикой государства. Охранительная
таможенная политика способствовала развитию
торговли, покровительствовала развитию
промышленного производства. Почти на
30лет (1822-1850 годы) торгово-промышленный
курс, порывал с фритредерскими тенденциями
в интересах отечественного хозяйства.
На протяжении более 100 лет таможенная
служба находилась в ведении Министерства
финансов. Это нашло отражение и в характере
обмундирования чинов таможенного ведомства,
и в ведомственной символике.
Поскольку таможенное управление не подчинялось
Губернским властям, Министерство финансов
в 1834 году предложило ввести для таможенных
чинов цвета мундиров, установленных для
Министерства финансов.
Одновременно происходили серьезные
изменения в организации таможенной службы.
14 декабря 1819 года был принят новый таможенный
устав по Европейской торговле, состоящий
из 726 параграфов. Согласно ему все Российские
таможни по Европейской границе (морские
и сухопутные) были разделены на 4 класса.
В отличие от прежних таможенных уставов,
новый имел специальный раздел «о последствиях
утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных
товаров». 2 сентября 1827 года состоялось
утверждение рисунка первого таможенного
флага. Его прообразом стал военно-морской
флаг.
Период 1857-1868 годов был отмечен реформами
таможенного дела. Реформатор Александр
II превратил в 1865 году таможню в самостоятельное
звено, выделив ее из Департамента внешней
торговли Министерства финансов России.
Департаменту таможенных сборов были
переданы функции управления таможенными
учреждениями. Продолжалось понижение
пошлин как ввозных, так и вывозных, увеличился
ввоз хлопка, железа и изделий из него,
машинного оборудования.
В августе 1856 года было принято решение
о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение
особого комитета для создания нового
тарифа. В комитете с удовлетворением
было отмечено, что ни одна отрасль отечественной
промышленности не пострадало от введения
тарифа 1850 года.
Тариф 1857 года ограждал основную массу
русских промышленников от иностранной
конкуренции. Любые попытки иностранцев
убедить их в преимуществах низких ввозных
пошлин на товары массового спроса (англичане)
или сырья и полуфабрикатов (германия)
успеха не имело. В тоже время призывы
фритредеров, ратовавших за свободную
конкуренцию, как необходимое условие
выхода на мировой уровень промышленного
производства, не оставались в Росси без
внимания.
В 1857 году был утвержден и новый таможенный
устав, согласно которому все таможни
в зависимости от объема совершаемых ими
операций подразделялись на три класса.
Устав 1857 года предъявлял особые требования
к таможенным служащим. Начальниками таможенных
округов, управляющими и членами таможен
могли назначаться только те лица, которые
имели уже выслугу лет по таможенной части,
соответствующий опыт, а также были «в
верности испытаны и доверия достойны».
Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность
таможенных учреждений: Устав также запретил
таможенным чиновникам требовать и принимать
подарки в любой форме.
В период с 1857 по 1868 годы отличался все
тем же неуклонным стремлением к обновлению
таможенной политики в духе проводившихся
либеральных реформ. Продолжалось понижение
ввозных пошлин по целому виду товаров.
Главным мотивом понижения ввозных таможенных
пошлин на сырьевой импорт были интересы
железнодорожного строительства, машиностроения,
текстильной промышленности, финансовой
стабилизации, безопасности страны.
В 1865 году состоялся очередной пересмотр
тарифа. Изменения 1865 года были направлены
на сокращение числа статей тарифа посредством
соединения некоторых из них, на ликвидацию
статей, приносивших казне незначительный
доход, а также на общее понижение пошлинного
обложения ввозимых товаров.
В 1867 году была учреждена новая комиссия
под председательством сенатора Г.Неболсина.
Отправной точкой работы тарифной комиссии
стала записка вице директора Департамента
таможенных Министерство финансов И.Н.Колесова,
предложившего значительное понижение
пошлин.
Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года.
Отвечая в целом принципом свободной торговли,
он имел при этом ряд важных особенностей.
Понижение ввозимых пошлин затронуло
в основном сырьевые и потребительские
товары с целью поощрения их ввоза, противодействия
контрабанде и увеличения таможенного
дохода.
Таможенный тариф отменил пошлину по
16 статьям, по 152 статьям уменьшил, по 35
– увеличил ставки . В целом его действие
оказало благотворное влияние на развитие
промышленности и увеличение доходов
казны. С 1868 по 1878 годы доходы удвоились
с 41 до 80 млн. руб .
С первыми признаками кризиса 1873 года,
ухудшением платежного баланса и финансового
состояния страны правительственная политика
стала быстро отходить от либеральной
доктрины. Либеральная политика была закономерна
на этапе промышленного переворота и перехода
от феодально-крепостнического во многом
натурального хозяйства к рыночному, капиталистическому,
индустриальному. В условиях же утверждавшегося
полнокровного товарно-денежного хозяйства,
когда страна не могла развиваться без
собственной угольно-металлургической
базы, либеральные начала в таможенной
политике должны были уступить место протекционистским.
К этому подводило и потребность в частных
иностранных инвестициях производственного
назначения. Их масштабное привлечение
в Россию было невозможно без существенной
корректировки прежнего курса. Наконец
военно-политическая необходимость заставляла
правительство оказывать поддержку отдельным
отраслям и производством военно-стратегического
значения.
С 1 января 1877 года был введен новый порядок
уплаты таможенных пошлин – золотом, что
привело к повышению пошлин на 50%.
Таможенный тариф 1891 года носил еще более
протекционистский характер. В соответствии
с ним не облагались пошлинами только
товары, которые вообще не ввозились в
страну (например, домашний скот, лен, дрова,
камень и др.), на все остальные товары
ставки пошлин увеличивались в 10 и более
раз. Эти меры оказались эффективными,
что привело к увеличению доходов от таможенного
обложения .
С каждым годом увеличивался германский
экспорт в Россию, кроме того, на российский
рынок поступали в значительном количестве
товары из Австро-Венгрии и других европейских
государств.
С воцарением на престоле в 1881 году Александра
III в России складывается тяжелое социально-экономическое
положение. Страна, измотанная войной,
переживает ряд неурожайных годов.
Информация о работе История зарождения таможенного дела в РФ