Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики и проведение экспертизы качества пива.
Для достижения данной цели необходимо решить некоторые задачи:
− рассмотреть основные понятия, цели и задачи экспертизы;
− дать характеристику основным видам экспертиз;
Введение……………………………………………………………….……4
1. Литературный обзор…………………………………………..…………7
1.1. Понятия, цели и задачи экспертизы……………………..…….7
1.2. Виды экспертиз………………………………………….………9
1.3. Этапы проведения товарной экспертизы……………….........15
1.4. Структура и содержание заключения эксперта……..………19
2. Исследовательская часть………………………………………………23
2.1. Общие сведения и показатели качества пива.……….………23
2.2. Идентификация пива…………………..………………………24
2.3. Фальсификация пива…..………………………………………28
2.4. Нормативные документы, используемые в экспертизе пива………………………………………………………………….32
2.5. Порядок и методы проведения экспертизы качества по органолептическим и физическим показателям..…..……..…..…33
2.6. Составление и оформление заключения эксперта (акт экспертизы)………………………………………………………... 40
Заключение..………………………………………………………………44
Список использованных информационных источников.………………46
Приложения…………………….…………………………………………48
Содержание
Введение……………………………………………
1. Литературный обзор…………………………………………..…………7
1.1. Понятия, цели и задачи экспертизы……………………..…….7
1.2. Виды экспертиз………………………………………….………9
1.3. Этапы проведения товарной экспертизы……………….........15
1.4. Структура и содержание заключения эксперта……..………19
2. Исследовательская часть………………………………………………23
2.1. Общие сведения и показатели качества пива.……….………23
2.2. Идентификация пива…………………..………………………24
2.3. Фальсификация пива…..………………………………………28
2.4.
Нормативные документы, используемые
в экспертизе пива………………………………………………………………….
2.5. Порядок и методы проведения экспертизы качества по органолептическим и физическим показателям..…..……..…..…33
2.6.
Составление и оформление заключения
эксперта (акт экспертизы)…………………………………………………
Заключение..…………………………………
Список использованных информационных источников.………………46
Приложения…………………….………………
ВВЕДЕНИЕ
С тех пор, как люди стали варить пиво, они находили в нем все новые и новые целебные свойства. Начиная с древних шумеров, врачи прописывали полоскание рта, и употребление внутрь теплого пива для лечения зубной боли. В средние века пиво предписывалось для изгнания камней из почек и для лечения истощения как физического, так и духовного; растирали утомленные ноги пивом после дальней дороги. В XVI веке знаменитый Парацельс лечил болезни печени папоротниковым пивом, а заболевания дыхательных путей пивом из шалфея. В качестве масок и натираний пиво использовалось в средневековой косметологии для омоложения кожи. Немецкий первооткрыватель возбудителей холеры профессор Кох видел в пиве лекарство от холеры. Бациллы гибнут в пиве за несколько часов и болезнь не развивается. Опустошительные эпидемии холеры в Европе редко затрагивали работников средневековых пивоварен. Может показаться вымыслом факт, что в XVIII и начале XIX века большинство лекарств в больницах принималось только с пивом. Как прекрасный тонизирующий, дезинфицирующий и общеукрепляющий напиток пиво давали выздоравливающим больным в больницах Петербурга вплоть до середины XIX века. Пиво выводит из организма канцерогенные вещества и снижает риск заболеть раком. Исследования японских ученых показали, что регулярное употребление пива способно снизить риск заболевания в 2-3 раза.
Пиво – единственный алкогольный напиток, содержащий хмелевую горечь, которая активизирует выделение желудочного сока, подавляет нежелательное воздействие алкоголя в пиве.
Перешедшие из хмеля в пиво активные вещества оказывают успокаивающее, болеутоляющее и гипнотическое действия, тормозят рост и размножение бактерий.
Во всем мире пиво пользуется большим спросом у населения благодаря приятному вкусу, тонизирующему и жаждоутоляющему действию. Пиво, являясь слабоалкогольным напитком, во многих странах выступает соперником крепких алкогольных изделий.
Рынок пива характеризуется интенсивным развитием и высокой конкурентностью. Поэтому чтобы обладать хорошей конкурентоспособностью производители должны выпускать пиво хорошего качества, отвечающее требованиям стандартов и показателям безопасности. Пиво хорошего качества должно иметь приятный вкус и аромат, хорошо пениться и удерживать слой пены, а также соответствовать физико-химическим нормативам.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на пиво имеется повышенный спрос и в последнее время на рынках России появляется фальсифицированная продукция, которая подлежит анализу.
Целью данной курсовой работы является изучение методики и проведение экспертизы качества пива.
Для достижения данной цели необходимо решить некоторые задачи:
− рассмотреть основные понятия, цели и задачи экспертизы;
− дать характеристику основным видам экспертиз;
− изучить этапы проведения товарной экспертизы;
−
рассмотреть структуру и
– дать характеристику общим сведениям и показателям качества пива;
– провести идентификацию и фальсификацию качества пива;
– изучить нормативные документы, используемые в экспертизе качества пива;
– изучить порядок и методы проведения экспертизы качества пива по органолептическим и физико-химическим показателям;
– составить акт экспертизы.
Предмет исследования – операции и процессы, выполняемые при экспертизе пива.
Объектом исследования является пиво («Lὄ venbrἄu» и «EFES Pilsener»).
Период исследования – с сентября по декабрь 2010 года.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, таких как: Лавренова Г. В., Берри Верхуф, Хворостухина С. А., Сабурова О., Наталья Алексеева и другие.
Для получения данных, использованных при исследовании качества, применялись следующие методы исследования:
− научного познания (описательный);
− практической товароведческой деятельности;
− аналитический;
− физико-химический;
− органолептический.
Информационной базой курсовой работы являются: ГОСТы, нормативные документы, литературные источники, сеть интернет, результаты исследований.
Структура курсовой работы:
− введение, где определена актуальность выбранной темы, сформулирована цель и задачи для ее достижения;
− четыре теоретических вопроса, в которых рассмотрены основные понятия, цели и задачи экспертизы, ее виды, этапы проведения, структура и содержание заключения эксперта;
− шесть практических вопросов, где представлены общие сведения и показатели качества пива, проведена идентификация и фальсификации пива, изучены нормативные документы, используемые при экспертизе, составлен и оформлен акт экспертизы;
− заключение, с представленными в нем выводами, положительными и отрицательными качествами продукции.
Курсовая работа представлена на 47 страницах, содержит 5 таблиц, 26 информационных источников, 6 приложений.
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1.
Понятия, цели
и задачи экспертизы
Экспертиза – исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др. [20].
В зависимости от области профессиональной деятельности различают следующие важнейшие группы экспертизы: товарная, технологическая, судебная, юридическая, врачебно-трудовая, медицинская, бухгалтерская (аудиторская), экологическая и др.
Экспертиза
служит эффективным средством
Составляющие экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедура и результат.
Субъект экспертизы – это эксперт или группа экспертов [18]. Эксперт – специалист в области науки, техники, искусства и др., приглашаемый для исследования вопросов, решение которых требует специальных знаний. Эксперты товарной экспертизы должны быть специалистами по исследуемым группам товаров.
Объектом экспертизы являются потребительские свойства товаров, проявляющиеся при их взаимодействии с человеком-потребителем в процессах потребления.
При проведении экспертизы отдельных групп потребительских свойств в ряде случаев эксперты формируют также ценностные шкалы в виде базовых рядов образцов. Этот специфический вид критериев, используемый, в частности, при экспертизе эстетических свойств товаров, представляет собой ряд изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их качества и разделенных на группы, который совмещен с балльной шкалой оценки.
Критерии, используемые в экспертной оценке, могут быть общими и конкретными. Общие критерии – это сложившиеся в обществе ценностные представления, ориентации и нормы. Конкретные критерии – реальные требования к качеству товаров данного вида. Эти требования определены нормативно-технической документацией. Конкретными критериями могут служить также базовые образцы и базовые показатели, характеризующие качество образцов, принимаемых за исходные. В качестве базовых показателей могут использоваться товары отечественного и зарубежного производства, основные потребительские свойства которых соответствуют или превосходят лучшие мировые достижения, а также перспективные образцы.
Целью экспертизы является оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части, например степени новизны [19]. Выбор показателей качества обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности, функционального назначения), а также определения степени новизны, что и составляет сущность экспертизы качества новых товаров. Степень новизны характеризуется количественными и качественными изменениями потребительских свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны может выражаться в баллах или процентах.
Метод товарной экспертизы – способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров [20]. В товарной экспертизе используются разнообразные методы: физико-технические, химические, биологические, измерительные, эвристические, объективные и др., исследования проводятся с применением сложных современных приборов и технических средств.
Задачей
экспертизы является оценка научного
и технического уровня проекта, возможностей
его выполнения и эффективности.
На основании экспертизы принимаются
решения о целесообразности и
объеме финансирования.
1.2.
Виды экспертиз
Товарная экспертиза – оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решении, выдача независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом [18]. При проведении экспертизы могут оцениваться все основополагающие характеристики товара ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их части.
Экспертная оценка – совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации. При экспертной оценке требования к характеристикам товаров или иных объектов могут устанавливаться не только нормативными документами, но и экспертами. При этом под товарной информацией следует понимать сведения, указанные на маркировке, в товарно-сопроводительных документах или других источниках информации (нормативных, технических документах, учебной, научной, справочной литературе и т. п.).
Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упакованные единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, которые определяются как совокупность единичных экземпляров или упаковочных, объединенных общностью признаков: временем выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.
Товароведная экспертиза – оценка потребительских свойств товаров по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей их количественных характеристик осуществляемая экспертами путем проведения испытаний (измерений) или опроса и/или на основании информации на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах. Товароведная экспертиза является одним из важнейших и обязательных видов товарной экспертизы.
Санитарно-гигиеническая экспертиза – оценка свойств товаров осуществляемая экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности. Санитарно-гигиеническая экспертиза дополняет товароведную экспертизу подтверждением безопасности товаров, что является важным, но не единственным результатом комплексной товароведной экспертизы.