Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:20, реферат
Кофе всегда ценили за ту бодрость и свежесть, которую приносит чашка этого божественного напитка. На мусульманском Востоке, где запрещено употребление спиртных напитков, кофе является обязательной составляющей любого праздничного стола В России, несмотря на свободное употребление вина и более крепких напитков, кофе так же очень популярен.
Кофе всегда ценили за ту бодрость и свежесть, которую приносит чашка этого божественного напитка. На мусульманском Востоке, где запрещено употребление спиртных напитков, кофе является обязательной составляющей любого праздничного стола В России, несмотря на свободное употребление вина и более крепких напитков, кофе так же очень популярен.
Из сведений, почерпнутых у представителей кофейной промышленности и кофейной торговли стран Западной Европы и Северной Америки, складывается вполне определенная картина: в этих регионах наступает кризис потребления кофе. Спрос на этот товар на сложившихся рынках падает по мере того, как его традиционные потребители стареют, а молодое поколение, вступающее в период «активного питья», окружено такими соблазнами, как бесчисленные напитки новой волны, а также хорошо знакомые и повсеместно доступные прохладительные напитки. Если верить прогнозам, обещающим полное насыщение сложившихся мировых кофейных рынков на несколько лет (начиная с конца этого года), то следует ожидать возникновения отличных возможностей на развивающихся рынках, рост которых до сих пор сдерживался только ценами на кофе.
Данная работа содержит обзор рынка кофе в России. Целью работы является исследование размера, сегментации, динамики и цен на рынке в России.
Кофе
Натуральный кофе получают из семян плодов кофейного дерева, произрастающего во всех тропических странах. В СССР кофейное дерево не произрастает.
Плоды кофейного дерева по внешнему виду сходны с вишней. Плод состоит из мякоти, в которой находится одно или два зерна (семена), покрытых роговой оболочкой. У собранных плодов отделяют мякоть, зерна промывают от остатков мякоти, кожицы, высушивают) удаляют оболочки. Для придания сухим зернам красивого, гладкого вида полируют и выдерживают для улучшения вкуса от 3 до 14 лет. Высушенные и выдержанные зерна называют сырым кофе в зернах. Сырой кофе в зернах не имеет аромата, не набухает в воде, плохо разваривается, вкус сильно вяжущий.
Перед употреблением в пищу кофе обжаривают при температуре 180 -200" С.
В процессе обжаривания в зернах происходят сложные физико-химические изменения: зерна увеличиваются в объеме, происходит потеря в весе за счет испарения воды, карамелизуются сахара, кофеин переходит в свободное состояние, образуется сложное летучее вещество “кафеоль”. Кофейные зерна приобретают характерный вкус и аромат, темно-коричневый цвет.
Жареный кофе содержит 7% воды, 13,9% азотистых веществ, 14,4% жира, 1,24% кофеина, 3,9% минеральных веществ, 0,056% кафеоля, витамины В1, В2, РР.
Кофе возбуждает нервную систему, повышает работоспособность организма, улучшает обмен веществ, работу сердца, органов дыхания.
В продажу кофе поступает сырой и жареный в зернах, жареный молотый без добавлений, молотый с добавлениями (20% цикория и винных ягод), кофе растворимый.
Кофе жареный в зернах, молотый с добавлениями выпускается высшего и 1-го сортов. Кофе жареный в зернах высшего сорта состоит на 75% из лучших сортов кофе — Гватемала, Колумбия, Мокко, Ходейда. Зерна должны иметь коричневый цвет, блестящую поверхность, приятный вкус и аромат, должны быть равномерно обжарены. В кофе 1-го сорта вкус и аромат хорошо выраженные, зерна нормально обжаренные, без постороннего привкуса и запаха. Изготавливается кофе 1-го сорта из 100% натуральных кофейных зерен любых видов.
Кофе молотый высшего сорта состоит из 75% ценных видов и 25% других видов кофе. Кофе молотый высшего сорта с добавлением содержит 20% других сортов кофе и 20% цикория или винной ягоды.
Кофе молотый 1-го сорта готовят из любых сортов кофе, Кофе молотый 1-го сорта с добавлением содержит 20% цикория или винных ягод и 80% кофейных зерен любых сортов.
Молотый кофе должен иметь коричневый цвет, характерный для кофе вкус и аромат, должен быть без посторонних запахов, равномерно размолотым. Содержание влаги в кофе жареном должно быть не более 7%, золы - 5-5,5%
Растворимый кофе представляет собой высушенный экстракт натурального жареного кофе до влажности 3,8%.
Кофе в зернах упаковывают в коробки, выстланные внутри пергаментом, или фанерные ящики. Молотый — в жестяные банки, бумажные коробки.
Кофе хорошо впитывает влагу и посторонние запахи, поэтому его следует хранить в чистом, сухом помещении с относительной влажностью 75%. В жестяных банках кофе хранят 12 месяцев, в бумажных коробках— 6 месяцев, пакетах и фанерных ящиках — 3 месяца.
Кофейные напитки
Эти напитки не содержат кофеина. По вкусу и аромату приближаются к натуральным, но не оказывают тонизирующего действия на организм.
Кофейные напитки вырабатывают из растительных продуктов: зерновых культур, цикория, желудей, сои, семечковых плодов, орехоплодных и др. Сырье обжаривают, размалывают, смешивают в соответствии с рецептурой.
Для улучшения вкуса к некоторым напиткам добавляют натуральный кофе. К напиткам, содержащим натуральный кофе, относятся: Смена, Новость, Юбилейный, Арктика. Без добавления кофе готовят напитки: Здоровье, Желудевый, Ячменный.
Вкус и аромат
напитков должны соответствовать сырью,
используемому для их приготовления.
Сырье должно быть хорошо размолотым,
темно-коричневого цвета. Содержание влаги
— не более 7%. Хранят кофейные напитки
при тех же условиях, что и кофе. Срок хранения
кофейных напитков без добавления кофе
— 9 месяцев, с добавлением кофе — 6 месяцев.
Виды упаковок кофе и кофейных напитков.
Аромат
и вкус обжаренного кофе дольше сохранится,
если правильно выбрать упаковку. На сегодняшний
день на рынке кофе представлено несколько
типов упаковок — жестяные банки, бумажные,
вакуумные и газонаполненные пакеты с
вентиляционным клапаном. Последние два
вида упаковки являются наиболее дорогими
и технически сложными.
Вакуумная упаковка появилась относительно
недавно — её изобретение было запатентовано
Майклом Сиветцом 24 марта 2000 г. Цель данного
изобретения — исследование методов сохранение
аромата и вкуса свежеобжаренных зёрен
кофе, а также выявление причин ухудшения
вкусовых характеристик этого продукта.
В качестве причин называют: некачественные
зерна кофе, неэффективные методы обжарки,
медленное охлаждение зёрен после обжарки,
а также неправильное хранение свежесмолотого
кофе. По словам профессионалов, качество
обжаренного кофе существенно снижается
во время упаковки. Причина — процесс
дегазации, который её сопровождает. Последние
две причины можно назвать вынужденными
стадиями. Обжаренные зёрна хранят таким
образом, чтобы из них вышел углекислый
газ и обжаренный и смолотый кофе можно
было упаковать в металлические вакуумные
пакеты с более тонкими стенками.
Этот этап дегазирования, а также окисление,
являются основной причиной потери кофейного
аромата.
Дело в том, что основная часть обжаренного
и смолотого кофе в упаковках выдыхается
ещё в процессе упаковки, за несколько
месяцев до того, как кофе попадает к потребителю.
Кроме того, оборудование для вакуумной
упаковки, которым владеют и пользуются
производители металлических банок, было
разработано и стало применяться более
60 лет тому назад — ещё до первой мировой
войны — и с тех пор практически ничего
не поменялось в его функционировании.
И хотя считается, что из вакуумных металлических
банок удаляется до 90% воздуха и остается
только 2%-ый кислород, хорошо известен
тот факт, что остаточный кислород в них
может достигать 3 или 4%. А в клапанных
мешочках и пакетиках кислорода может
быть ещё больше. Всё это очень быстро
(в течение 12 часов) приводит к окислению
упакованных кофейных зёрен и молотого
кофе. Основные компании-обжарщики кофе
ещё быстрее и сильнее ухудшают качество
кофе из-за того, что добавляют «несколько
процентную» воду.
Помимо этого они выпускают полностью
дегазированный кофе в чалдах, который
на самом деле является выдохшимся окисленным
кофе. Дальнейшее ухудшение качества происходит
из-за использования недорого и не очень
вкусного кофе сорта робуста, который
выращивается на небольшой высоте и отличается
большим количеством дефектов, и в конечном
счете тем, что хранение и транспортировка
кофе занимает от 3 до 12 месяцев, что ведет
к дальнейшему ухудшению кофе ещё до того,
как он попадает к потребителю.
Потребители и поставщики принимают кофе
такого низкого качества под влиянием
того, что обжарщики заявляют: «Мы предоставляем
свежеобжаренный и свежемолотый кофе,
который сохраняет все свои качества благодаря
нашим вакуумным упаковкам». Это неправда.
Правда заключается в том, что в герметичные
металлические банки и пакеты часто упаковывают
уже несвежий кофе. Кроме того термин «вакуумные»
не совсем точен и используется неправильно,
т. к. он не отражает степени откачки воздуха.
То, как он влияет на свежесть кофе зачастую
не понимают даже сами обжарщики/упаковщики.
Они также ошибочно полагают, что кофе
в таких вакуумных упаковках можно хранить
месяцы и даже годы. Все эти сомнения можно
легко рассеять при помощи несложных CO2
и анализаторов содержания кислорода,
которые сегодня можно купить везде. Эти
приборы показывают, что на самом деле
происходит с обжаренным кофе в различных
упаковках. Особо подчеркнем, что они показывают
насколько стар был кофе, когда его упаковывали.
Это исследование основывается на содержании
в кофе CO2. Эти приборы показывают, что
обжаренный кофе в зернах или молотый
кофе быстро вступает в реакцию с кислородом,
который содержится в воздухе. Например,
через 12 часов после упаковки почти во
всех упаковках, будь там кофейные зерна
или молотый кофе, содержание кислорода
будет нулевым, т. к. весь кислород, оставшийся
в упаковке, прореагирует с кофе.
Предварительные результаты теста показывают,
что в герметичных клапанных мешочках
с обжаренными кофейными зёрнами кислород
сократится с 20,8% до 10% менее чем за несколько
дней. Этот процесс будет сопровождаться
потерей аромата и повышением горечи.
Свежеобжаренный кофе не горчит. Напиток
из него получается мягким на вкус. Из
кофе же, который был обжарен всего несколько
дней назад и хранился при комнатной температуре,
кофе получается не ароматный и горьковатый.
Если в металлических банках или обычных
пакетах с обжаренным кофе осталось 10%
кислорода, через несколько дней он исчезнет
весь.
Сегодня рынок кофе в России можно считать еще не сформированным, про что говорят постоянные смены структуры и участников данного рынка. 1998 год был отмечен следующими факторами:
Данные тенденции были связаны с увеличением мировых цен на кофе, финансовым кризисом в России, а также с налоговой и таможенной политикой.
Как мы видим, рост рынка кофе, несмотря на активность его участников, был задержан низкой покупательной способностью населения, кризисными явлениями на финансовом рынке и рядом "технических трудностей", связанных с ведением кофейного бизнеса.
Согласно большинству экспертных оценок, общий размер рынка кофе за последний год не претерпел существенных изменений - хотя некоторые источники указывают на его рост (на 10-15 процентов), а другие, напротив, свидетельствуют о сокращении (также на 10-15 процентов).
По оценкам специалистов, размер рынка кофе составляет порядка 35 тыс. тонн, хотя точных данных по емкости рынка из-за серого импорта и нелегально произведенного кофе сегодня не существует.
Официальные источники подтверждают, что рынок кофе в конце 1998 года испытал значительное сокращение. Если в 1997 году в страну было ввезено 27824 тонны кофе (жареный, нежареный, кофейная шелуха и оболочки с зерен, заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции), то в 1998-м этот показатель составил 4807 тонн, сократившись более чем в 5 раз.
Основные страны-импортеры кофе в Россию - Индия, Бразилия, Колумбия, Германия, Нидерланды и Финляндия. В 1998 году по сравнению с 1997-м поставки из Бразилии сократились более чем в 11 раз, почти в 10 раз из Германии, более чем в 6 раз из Нидерландов, в 1.5 раза из Индии и из Финляндии почти в 3 раза. Незначительно увеличились поставки из Колумбии - с 518 тонн в 1997-м до 646 в 1998 году.
За видом производства и методам потребления рынок кофе можно поделить на следующие сегменты:
-растворимый кофе
-молотый кофе
-кофе в зернах
В зависимости от вида продукции можно выделить основные тенденции потребления:
С точки зрения конечных потребителей продукции рынок можно поделить на следующие группы:
Сегмент | Примечание |
Потребители дешевого кофе | Наиболее емкий сегмент, как правило, покупает продукцию на товарных рынках, основной продукт - растворимый кофе. Марка кофе значения не имеет. |
Потребители дорогого качественного кофе | В основном покупают натуральный кофе определенной марки в супермаркетах, дорогих фирменных магазинах. |
Кофейни, Рестораны | Потребляют 4-12 кг. кофе в месяц, в основном покупают продукцию в зернах. |
Заводи, фасовщики | Покупают кофе для последующей переработки. Ориентировочная потребность 10-200 т. в месяц. Основной продукт - зеленый кофе разных сортов |
Кондитерская и продуктовая промышленность | Покупают кофе для последующей переработки. Основной продукт - обжаренный нефасованный кофе, в большинстве случаев технических сортов. |
Растворимый кофе является безусловным лидером на кофейном рынке России. Различают несколько типов растворимого кофе:
Большую долю растворимого кофе можно пояснить следующими причинами: