Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.
Введение…………………………………………………………….……………. 4
1 Теоретические аспекты формирования товарных запасов в розничной
торговой сети….………………………………………………………………… 6
1.1 Характеристика и виды товарных запасов………………………………… 6
1.2 Структура товарных запасов…………………..………….…………….……8
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов..,………………….…15
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Кирмаш»………… 15
2.2 Анализ формирования прибыли УП «Кирмаш» с учетом влияния
факторов…………………………………………………………………..……… 21
2.3 Анализ использования прибыли УП «Кирмаш» с учетом влияния
факторов…………………………………………………………………..……… 28
3 Пути повышения прибыли УП «Кирмаш»…………………………………… 34
Заключение………………………………………………………………………..42
Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:
где Тоб - коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов.
Показатели времени и
скорости товарного обращения
Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.
Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.
1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
2. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
3. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.
4. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество. 1
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
1.4 Виды систем управления запасами
Оперативные решения, касающиеся
момента размещения и размера
заказа, реализуются с помощью
выбранной контрольной системы.
Существует много разных типов контрольных
систем. Они реализуются в привязке
к блоку прогнозирования
Например, при наиболее распространенной
системе (Q,R) заказывается фиксированное
количество (Q) в момент достижения запасом
точки возобновления заказа (R). При
использовании правила S,T заказ размещается
через каждый T интервал времени
в размере разницы между
Таблица № 1. Основные виды систем управления запасами
|
Размер заказа | |
Точка заказа |
Фиксированный (Q) |
Переменный (S) |
Переменная (R) |
Q,R |
S,R |
Фиксированная (T) |
Q,T |
S,T |
Q - заказ фиксированного количества Q
S - заказ до уровня запаса S
R - заказ в момент уровня запаса R
T - размещать заказ в каждый T период времени.
При переменном спросе и времени доставки можно использовать либо систему Q,R, либо S,T.
Используя параметр оптимального размера заказа (EOQ), в системе фиксированного заказа Q,R заказы размещаются при падении уровня запаса до точки возобновления заказа R. Точка возобновления рассчитывается как средний спрос в течение среднего времени доставки плюс страховой запас.
Двухбункерная система является примером использования системы Q,R. При использовании этой системы при опустошении первого бункера на складе размещается заказ, который должен поступить к моменту полного расходования второго бункера.
Система фиксированного времени заказа (S,T).
Размер заказа периодически
достигает максимальной величины, равной
среднему спросу за период возобновления
заказа плюс размер страхового запаса.
В процессе оперативного управления
для получения размера заказа
текущий запас вычитают из требуемого
максимального количества в запасе
(частота размещения заказа находится
из уравнения EOQ). Страховой запас
должен поглощать неожиданные
Системы управления запасами
позволяют снизить
При компьютерной системе поддерживается точный учет каждого наименования, применяется либо система Q, либо T, прогнозируется спрос и генерируются отчеты об эффективности управления запасами.
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика торговой организации
Деятельность ОАО «Постторг» магазин № 11 осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) № 50000/0570367 на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание, выданной Минским городским исполнительным комитетом от 05.11.1999 г. (Приложение А).
Открытое Акционерное Общество «Постторг» магазин № 11 имеет свидетельство о государственной регистрации от 05.11.1999 г., в котором оно зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100036531 (Приложение Б).
Общество является коммерческой организацией − юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наиме-нованием, товарный знак, расчетный и иные счета в банках.
Юридический адрес предприятия: г. Минск, ул. Клумова, 3.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на обеспечение населения города продовольственными и непродовольственными товарами, изучение покупательского спроса и наиболее полное его удовлетворение, улучшение культуры обслуживания покупателей и получение прибыли.
ОАО «Постторг» магазин № 11 на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработных средств, всецело отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед бюджетом, поставщиками и кредиторами. Общество ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность и несет ответственность за их достоверность, предоставляет данные учета и отчетности налоговым органам и статистическими службами. Цены на продукцию ОАО «Постторг» магазин № 11 устанавливает исходя из законодательства РБ в области ценообразования с соблюдением калькуляции цен на продукты собственного производства.
Основным видом деятельности
организации являются реализация товаров
населению через розничную
Основными целями и задачами организации являются:
Для достижения указанных целей общество осуществляет следующие виды деятельности:
ОАО «Постторг» магазин № 11 расположен в жилом доме. На первом этаже здания находятся торговый зал, фасовочная, комната материально-ответственных лиц, рампа, кабинеты директора, главного бухгалтера, бухгалтерия, столовая, комната операторов ЭВМ. В подвале – теплоузел, водомерное, вентиляционное оборудование, гардероб, компрессора холодильного оборудования (план 1 этажа магазина и подвала находится в Приложении В).
2.2 Анализ финансово-экономических показателей по магазину №11
Торгово-хозяйственная