Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:45, контрольная работа
Алюминиевая фольга и ее использование для упаковки пищевых продуктов
Широкие возможности упаковочной фольги
(ПП: 0,020‑0,100 мм)
Полиграфическая промышленность.
Фольга
кашированная
с праймером Толщина фольги:
0,007‑0,014 мм
Плотность
бумаги: 20‑40 г/м2
Таблица 1. Виды кашированной фольги (на примере продукции ЗАО «Арменал»)
Основные игроки рынка
Производителей алюминиевой фольги в России немного. Прежде всего, это концерн «Русал» (его дочернее предприятие — фирма "Ростар", производящая алюминиевые банки). «Русал» занимает первое место в России (75 %), и второе место в мире по объему производства первичного алюминия. Статистика с сайта «Русала»: производство продуктов переработки, включая производство проката, фольги, банок и строительных материалов, в 2002 г. увеличилось на 15 % — до 326 тыс т. Объем продаж в 2002 г. составил около 4 млрд долл. США, при этом экспорт — более 80 % объема продаж. Объем привлеченных кредитов в 2002 г. вырос до 1,5 млрд долл. США. Производителем фольги в составе «Русала» является ОАО «Саянал» (бывшее ОАО «Саянская фольга»), мощности которого позволяют производить до 0,1 млн т алюминиевой фольги и упаковочных материалов на ее основе. Отделку фольги осуществляет входящий в холдинг завод «Арменал». Он производит упаковочные материалы на основе алюминиевой фольги с различными вариантами отделки: восьмицветной печатью, термолаком, защитным лаком, тиснением или нанесением фигурного рисунка, кашированием, ламинированием для молочной, кондитерской, чайной, ликероводочной, табачной и фармацевтической отраслей промышленности.
Другим крупным производителем является ОАО «Фольгопрокатный завод» (Санкт-Петербург), входящий в холдинг «Цветметсервис». Фольгопрокатный завод — единственная производственная площадка в Европейской части России по выпуску алюминиевой фольги. Завод занимает первое место по объему выпуска ронделей, второе — по выпуску фольги и четвертое — по выпуску алюминиевого проката. По итогам 2002 г. объем реализации холдинга «Цветметсервис» достиг 120 млн долл. США.
Еще один крупный участник рынка — «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ), в состав которой входят ОАО "Уральская фольга", ОАО «Михалюм» и т. д. После объединения с группой компаний «Севзаппром» в первой половине 2003 г. СУАЛ производит 65 % общероссийского объема производства глинозема и 25 % отечественного производства первичного алюминия. Объявленное в начале 2003 г. объединение активов СУАЛ с британской Fleming Family & Partners (FF & P) позволит ему выйти на мировой уровень и получить доступ к дешевым кредитам на развитие производства. Мощности холдинга: бокситы — 4,0 млн т в год, глинозем — 2,0 млн т, первичный алюминий — 865 тыс т, полуфабрикаты и готовая продукция — 105 тыс т.
В этом году продолжился идущий с 2000 г. процесс банкротства крупного производителя фольги ОАО «Михалюм», входящего сейчас в состав СУАЛ. Когда-то, до запуска «Саянала»в 1990-е гг., «Михалюм» был единственным крупным производителем фольги в России. В октябре 2002 г. пресс-служба СУАЛ сообщила о планах вложений в модернизацию производства "Михалюма" до 1 млрд руб. к 2007 г., что позволит увеличить объем производства продукции до 25 тыс т. Это в 4,7 раза больше, чем произведено в 2001 г. Сейчас происходит постепенная распродажа имущества; процедура банкротства продолжится до 6 мая 2004 г. В сентябре в г. Михайловске Свердловской области состоялся открытый аукцион по продаже части имущества ОАО "Михайловский завод по обработке цветных металлов" ("Михалюм»). На торги было выставлено три лота, включающие технологическое оборудование, здания и сооружения, машины, инструмент и производственный инвентарь. Победителем стало ОАО "Уральская фольга" (также входит в состав СУАЛ), которое предложило наибольшую цену по всем трем лотам — 527 млн руб. По заверениям нового собственника, большая часть работников «Михалюма» будет трудоустроена на «Уральской фольге».
Справка
ОАО "Русский алюминий" было создано весной 2000 г. путем слияния алюминиевых активов, принадлежавших компаниям Олега Дерипаски — «Сибирскому алюминию» (в который входили Саяногорский алюминиевый завод, "Саянская фольга"), "Ростара" и т. д. Хозяевами «Русского алюминия» до недавнего времени были Олег Дерипаска («Базовый элемент») и Роман Абрамович («Сибнефть»), в начале октября этого года Абрамович продал свой пакет акций Дерипаске.
Компания «Базовый элемент», которая принадлежит генеральному директору «Русала» Олегу Дерипаска, является крупнейшей в России управляющей компанией частных инвестиционных фондов и специализируется на стратегических инвестициях в перспективные отрасли российской экономики. Активы компании сосредоточены в различных секторах экономики: черная и цветная металлургия, автомобилестроение, лесопромышленный комплекс, энергетика, финансы, страхование и другие. Дочерняя компания «Базового элемента» — «Континенталь менеджмент» за приобрела 25 % акций «Русала», принадлежавших акционерам компании «Сибнефть», и увеличила свою долю до 75 %. Акционеры «Сибнефти» остались владельцами 25 % акций «Русала». Под управлением «Русала» находится "Компания бокситов Киндии", занятая разработкой крупных месторождений бокситов на территории Гвинеи. С конца 2002 г. «Русал» через "Глиноземную компанию Гвинеи" управляет глиноземной компанией Friguia (Гвинея). В «Русал» также входят три предприятия по производству глинозема — Николаевский глиноземный завод (НГЗ), Ачинский глиноземный комбинат (АГК), глиноземный завод Cemtrade (Орадя, Румыния). Компания владеет четырьмя крупнейшими в России заводами по производству первичного алюминия: Братским, Красноярским, Саяногорским и Новокузнецким. В состав «Русала» также входят Самарский металлургический завод (СМЗ), Белокалитвинское металлургическое производственное объединение (БКМПО), Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты (ДОЗАКЛ), «Мосметаллоконструкция» (МОСМЕК) и др.
«СУАЛ-холдинг»
— Сибирско-Уральская
Группа компаний "Цветметсервис" была создана в 1998 г. самарскими предпринимателями Александром и Олегом Цейтлиными. Основные виды деятельности: производство литейных сплавов, плоского алюминиевого проката, алюминиевой фольги и упаковочных материалов на ее основе. Первым производственным проектом группы стало предприятие по переработке лома цветных металлов ЗАО "Цветметобработка" (Самара). В 1999 г. в группу вошло ОАО "Фольгопрокатный завод". В 2002 г. упаковочный бизнес группы пополнился заводом Kobal Light Metal Works Co Ltd. (Венгрия), выпускающим алюминиевую фольгу различных видов, и "Тубным заводом" (Краснодар). Сбыт продукции предприятий группы закреплен за коммерческим подразделением ООО "Петербургская фольга". В 2003 г. «Цветметсервис» начал поставки фольги для сигарет в Россию со своего завода Kobal Light Metal Works Co Ltd.
Что нового?
Известия от производителей в течение этого года поступали довольно противоречивые. Отметим наиболее важные из них.
В начале весны было сообщено, что ОАО "Санкт-Петербургский фольгопрокатный завод", в 2003 г. планирует на 50 % (до 3 млн долл. США) увеличить инвестиции в модернизацию литейного и прокатного производства. Новое оборудование установят на линии по выпуску туб. В конце мая пресс-служба ЗАО «Цветметсервис» сообщила о запуске на фольгопрокатном заводе холдинга новой линии по переработке алюминиевого подката. Линия производства фирмы SAMIS (Италия) снабжена 20 видами штампов, которые востребованы отечественными производителями посуды, крупной бытовой техники, дорожных знаков, автомобильных номерных знаков и т. п.
В июне состоялось заседание собрания акционеров ОАО "Саянская фольга", которое приняло решение о переименовании своего предприятия в ОАО "Саянал". Кроме того, собрание акционеров утвердило годовой отчет и бухгалтерскую отчетность за 2002 г. До этого, в конце февраля прошло сообщение о том, что завод "Саянская фольга" получил сертификат, подтверждающий соответствие системы экологического менеджмента предприятия международному стандарту ISO 14001. "Саянская фольга" стала первым предприятием из фольгопрокатных заводов России, получившим такой сертификат. Его наличие означает, что предприятие обладает возможностями для предотвращения негативного воздействия производства на окружающую среду и планомерного улучшения экологических показателей. Сертификат выдан независимой норвежской сертификационной фирмой Det Norske Veritas. Этой же фирмой до этого были официально вручены такие же сертификаты другим подразделениям «Русала» — «Ростару» и Саяногорскому алюминиевому заводу.
Происходит рост производства самой фольги. В августе 2003 г. пресс-служба СУАЛ сообщила о том, что в первом полугодии этого года ОАО «Михалюм» повысил объемы производства фольги и ленты по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в два раза и произвел около 4600 т продукции.
Производители продуктов питания все чаще обращают внимание на преимущества кашированной фольги. Так, в сентябре этого года появилось сообщение о том, что компания «Май» — производитель различных сортов чая — в ходе перепозиционирования своего чайного бренда «Лисма» сменила упаковку чая. Фольгирование внутренней упаковки и внешнее оцелофанивание пачек позволило в полтора раза увеличить срок годности продукта.
Как видим, в этом году развитие отрасли продолжилось, растет производство как фольги, так и ее продуктов ее переработки, в т. ч. кашированной фольги, происходит модернизация производства.
Большие надежды
Итак, рост в отрасли продолжается, хотя, конечно, объемы производства растут не у всех производителей. Позитивная динамика в этом году сохранится, но возможно снижение темпов роста, поэтому производителям, чтобы сохранить свои позиции на рынке, необходимо вести активную инвестиционную и рекламную политику. С усилением централизации в алюминиевой промышленности объемы производства фольги будут расти, что может привести к некоторому снижению цены на нее. Тенденция российского рынка (увеличение производства алюминия в 2002 г. составило 1,4 %) пока также говорит о сохранении позитивных процессов в этом сегменте рынка. О том же свидетельствуют и мировые тенденции. Так, по данным доклада исследовательской фирмы Omega Research Associates (США), в ближайшие годы мировой рынок гибкой упаковки на базе алюминиевой фольги, как и в 1990-е гг., будет стабильно расти. По оценке Omega Research Associates, в период до 2005 г. ежегодный темп прироста продаж в США бытовой алюминиевой фольги и полужесткой упаковки из фольги будет составлять соответственно 0,9 и 1,5 %, а продаж гибкой упаковки на базе данного материала — 2,6 %. Существует тенденция превращения многих производителей алюминиевой фольги в продуцентов гибкой упаковки на ее базе. Наибольший рост спроса на алюминиевую фольгу в ближайшие годы ожидается в новых индустриальных странах, где растет спрос на западные потребительские товары в качественной упаковке. Предполагается, что будет происходить дальнейшее расширение использования пакетов с применением фольги для упаковки, кофе, рыбных консервов, кормов для домашних животных и т. д., что обусловлено в основном удорожанием металлических банок.
Очень
важна позиция руководства
Виктор Тетерин
Источник: Pakkograff 2003 #6