Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа
Сертификация считается актуальным, на сегодняшний день, одним из важнейших механизмов гарантии качества, обеспечивающим возможность объективно оценить продукцию, подтвердить её безопасность, соответствие требованиям по экологической чистоте, потребительским свойствам. Так же сертификация является инструментом обеспечение качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
1. Теоретические аспекты сертификации в РФ
1.1 Сущность и содержание сертификации
1.2 Обязательная система сертификации
1.3 Добровольная система сертификации
2. Экологическая сертификация
2.1 Понятие, объекты и задачи экологической сертификации
2.2 Нормативные акты в области экологической сертификации
2.3 Система добровольной сертификации "Экологические продукты"
Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;
правила функционирования системы добровольной сертификации;
изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;
документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.
Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке[8].
Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации представлена в таблице 1[9].
Таблица 1 – Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации.
Характер сертификации | Основные цели проведения | Основания для проведения | Объекты | Сущность оценки соответствия | Нормативная база |
Обязательная | Обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ, услуг) | Законодательные акты РФ | Перечни товаров (работ и услуг),подлежащие обязательной сертификации, утвержденные постановлением Правительства РФ | Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию | Государственные стандарты, санитарные нормы и правила и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг) |
Добровольная | Обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия. Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги) | По инициативе юридических лиц или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации | Любые объекты | Оценка соответствия любым требованиям заявителя | Стандарты различных категорий, ТУ и другая техническая документация, предложенная заявителем |
Таким образом, сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Целями подтверждения соответствия являются:
удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Сертификация подразделяется на две системы: добровольная и обязательная. Целью обязательной сертификации является, обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ, услуг), а добровольной – обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия. Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги).
2.Экологическая сертификация
2.1. Понятие, объекты и задачи экологической сертификации
Экологическая сертификация (экосертификация) - новое направление природоохранительной деятельности в России. Обязательная экологическая сертификация товаров (работ и услуг), на которые законом установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, введена с принятием 7.02.1992 №2300-1 (ред.23.07.2008) Закона РФ “О защите прав потребителей ”. Этим Законом Госстандарту России был придан статус головного органа по сертификации товаров (работ и услуг), в функции которого входят установление контроля за соблюдением правовых требований в этой сфере.
В мае 1992 г. Госстандарт России ввел по всей стране Систему сертификации ГОСТ (ГОСТ Р), определяющую порядок работ по обязательной сертификации, разработанную с использованием опыта зарубежных стран.
Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами - в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы - проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы - это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации - готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертификации является новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе” служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.
С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг. Она способствует:
предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению вреда природной среде;
внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;
созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;
предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;
интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.
Выступая в качестве инструмента защиты экологических и экономических интересов России, экологическая сертификация содействует вхождению России в мировое экономическое пространство, производству конкурентоспособной отечественной продукции, служит средством контроля за ввозом в страну экологически вредной продукции.
Экологическая сертификация проводится в России в виде обязательной и добровольной. Она обязательна в случаях, установленных законодательством России и субъектов РФ.
Проведение обязательной экологической сертификации означает, что государство берет на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей природной среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательством случаях. Для проведения обязательной экологической сертификации Госкомэкологии РФ составляет и утверждает Перечни объектов, подлежащих обязательной экосертификации.
Для усиления государственного контроля за использованием экологически потенциально опасной продукции сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы (к их числу относятся и закупаемые за рубежом товары), отнесены Федеральным законом “Об экологической экспертизе” к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11).
Обязательной сертификации подлежат также согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляются федеральным органом управления лесным хозяйством. Порядок проведения сертификации определяется Правительством РФ Экологическое право России.
Добровольная экологическая сертификация осуществляется в тех случаях, когда в законодательных актах РФ не предписана обязательная сертификация и проводится по инициативе заявителя-природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.
2.2. Нормативные акты в области экологической сертификации
Несмотря на новизну рассматриваемой правовой меры охраны окружающей среды, имеется ряд нормативных правовых актов, устанавливающих требования по экологической сертификации:
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 – ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об охране окружающее среды». В соответствии с этим ФЗ:
1. Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
2. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.
3. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации[10].
Федеральный закон от 04.05.1999 №96 – ФЗ (ред. от 30.12.2008) « Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с этим ФЗ:
1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.
2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.
3. Производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.
4. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
5. Сертификаты соответствия или декларации о соответствии, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты соответствия или декларации о соответствии, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются или принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
Информация о работе Обязательная и добровольная системы сертификации