Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 19:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы в соответствии с темой и заданием является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров. На основании изложенного теоретического материала оценивается конкурентоспособность яблочного сока. Методами для определения конкурентоспособности товара послужили дифференцированный, комплексный и интегральный метод.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности……………………..6
1.1 Понятие и определение конкурентоспособности………………………….6
1.2 Показатели конкурентоспособности……………………………………….12
Глава 2 Исследование оцениваемого образца………………………………...21
2.1 Характеристика исследуемого объекта ………………………………….21
2.2 Методы определения конкурентоспособности…………………………..23
2.3 Оценка конкурентоспособности сока…………………………………….27
2.4 Результаты оценки конкурентоспособности………………………………32
Заключение………………………………………………………………………34
Литература………………………..…………………………………..………….36
Яблочный сок делают осветленным, неосветленным, концентрированным и с мякотью. Внешний вид соков должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 – Органолептические показатели осветленных и неосветленных соков
Наименование показателя | Характеристика |
Внешний
вид соков:
Осветвленных Неосветленных |
Прозрачная жидкость Допускается: - легкая опалесценция; Естественно мутная жидкость (прозрачность необязательна). |
Таблица 1 – Органолептические показатели осветленных и неосветленных соков | |
Вкус
и аромат Цвет |
Натуральные, хорошо
выраженные, свойственные использованным
фруктам, прошедшим тепловую обработку.
Не допускается посторонние привкус и запах. Однородный по всей массе, свойственный цвету плодов или ягод, из которых изготовлен сок. |
[1, стр.7 ]
В данном случае товар сравнивается с уже существующим на рынке и пользующимся спросом. Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие, быть наиболее представительным для данного рынка, иметь наибольшее число покупательских предпочтений.
При определении набора подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности товаров учитывают параметры, характеризующие потребительские свойства товара (потребительскую стоимость) и его экономические свойства (стоимость), т.е. затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его эксплуатации (потребления). В совокупности эти расходы составляют цену потребления - объем средств, нужных потребителю в течение всего срока службы товара.
Разработка проблемы конкурентоспособности товаров и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.
Отметим, что оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец — это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.
Основным
методом оценки конкурентоспособности
являются дифференцированный метод
определения относительных
Дифференцированный метод заключается в прямом сравнении нескольких единичных показателей конкурентоспособности товара с аналогичными показателями товаров конкурентов.
При дифференцированном методе оценки конкурентоспособности единичный показатель конкурентоспособности товара рассчитывают по формуле:
(1)
где - относительный единичный показатель конкурентоспособности,
-значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара,
- значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби ставят величину i-гo параметра для изделия, принятого за образец.
Относительные показатели конкурентоспособности товара или услуги, полученные дифференцированным методом показывают, насколько оцениваемый товар превосходит или отстает по данным показателям от товара конкурентов. Дифференцированная оценка не рассматривает предпочтения потребителей при выборе товара, т.е. не учитывает значимость единичных показателей для конкурентоспособности товаров. Таким образом, она не позволяет судить о конкурентоспособности в целом. Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Он основан на сравнение товаров со сложной номенклатурой показателей конкурентоспособности. При этом учитывается степень влияния на конкурентоспособность каждого показателя. Комплексный метод позволяет более объективно оценить конкурентоспособность.
Расчет комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам (кроме нормативных) можно сделать по формуле:
(2)
где qi – i-й показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, рассчитанный выше, mi – весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность; n- число показателей.
Метод предпочтения включает в себя следующие действия. Эксперты нумеруют все весомости в порядке их предпочтения таким образом, что весомость наиболее предпочитаемого (важного) свойства получает номер 1, следующего по важности номер 2 и т.д.
Комплексный экономический показатель конкурентоспособности рассчитывают по формуле:
, (4)
где З – полные затраты потребителя на оцениваемый товар,
З0 – затраты потребителя на базовый товар.
Интегральный показатель конкурентоспособности (К обр.з) вычисляют по формуле:
(5)
Анализ
нормативных показателей
Данный показатель конкурентоспособности отражает уровень конкурентоспособности оцениваемого товара в потребительском эффекте, приходящемуся на единицу цены потребления товара. Если К < 1, то оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности и уступает образцу, а если К > 1, то превосходит его, при К=1 конкурентоспособность образцов ровна.
Мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения дается одно из следующих заключений:
На рисунке 1 представлена классификация
показателей конкурентоспособности:
2.3 Оценка конкурентоспособности сока яблочного
Проведем анализ конкурентоспособности сока яблочного. Для сравнения потребительских свойств и выяснения предпочтений покупателей были выбраны соки следующих производителей:
образец №1 – Сок яблочный «Сады Придонья». Производится только из их собственных экологически чистых яблок зеленых сортов (Курский Золотой, Синап Северный). Без добавления сахара. Стоимостью 45 рублей.
образец №2 – Сок яблочный «Добрый» производитель ОАО «Мултон», стоимостью 39 рублей.
образец №3 – Сок яблочный «GOLD» производитель ОАО «Вимм-Биль-Данн», стоимостью 38 рублей.
образец №4 – Сок яблочный «Моя Семья» производитель ОАО «Нидан фудс», стоимостью 41 рубль.
При оценке соков и остальных вкусовых товаров исключительную роль играет дегустация. Особое внимание обращают на вкус и запах сока. Каждый вид сока обладает только ему присущими вкусом и ароматом.
Соки
и их качество оценивают по органолептическим,
физико-химическим, микробиологическим
показателям и показателям
Таблица 2 – Соки: бальная шкала коэффициента рыночной привлекательности
Показатель качества | Оценка, баллы | |||
«отлично» | «хорошо» | «удовлет-ворительно» | «неудовлетво-рительно» | |
Прозрачность, цвет, внешний вид | Соответствует плодам, характерным для напитка, цвет с блеском (7) | То же, но без блеска (5) | Слабая опалесценция,
внешний вид соответствует |
Сильная опалесценция или осадок, снимается с дегустации (1) |
Вкус и аромат | Полный, ярко выраженный, свойственный напитку (12) | Хороший вкус и аромат, свойственный напитку (10) | Не полный вкус, слабый аромат, свойственный напитку (8) | Плохо выра-женный вкус с посторонними тонами, не свойственный аромат (6) |
Дизайн упаковки | Красивый, яркий, со вку-сом, привле-кающий внимание покупателей (10) | Не яркий, но при-влекающий внимание покупателей (8) | Не сочетаемо, но ярко, не очень радует глаз (6) | Совершенно безвкусный, не привлекающий внимание (4) |
Реклама | Яркая, запоминающаяся, побуждающая купить данный товар(8) | Яркая, но быстро забывающаяся в памяти (6) | Не понятная реклама, вводящая в заблуждение покупателей, вообще непонятно, что рекламируют (4) | Рекламы вообще нет (2) |
Общий балл | 33-37 | 27-29 | 20-22 | 13 и ниже |
Рассчитаем рыночную привлекательность приведенных образцов сока яблочного.
Таблица 3 – Рыночная привлекательность
приведенных образцов сока
Показатель качества | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Прозрачность, цвет, внешний вид | 7 | 6 | 5 | 5 |
Вкус и аромат | 12 | 10 | 10 | 10 |
Дизайн упаковки | 10 | 8 | 8 | 10 |
Реклама | 8 | 8 | 8 | 8 |
Общий балл | 37 | 32 | 31 | 33 |
Воспользуемся для определения относительных показателей конкурентоспособности дифференцированным методом. За базовую продукцию примем образец №1, сок «Сады Придонья», т.к. его рыночная привлекательность самая высокая. Рассчитаем относительные показатели конкурентоспособности образцов по формуле (1):
,
где - относительный единичный показатель конкурентоспособности,
-значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара,
- значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
Порядок
расчета относительных
Таблица 4 – Расчет относительных показателей потребительских свойств образца (по отношению к базовому образцу)
Показатель качества | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Прозрачность, цвет, внешний вид | q1=6/7=0,86 | q1= 5/7=0,71 | q1= 5/7=0,71 |
Вкус и аромат | q2=10/12=0,83 | q2=10/12=0,83 | q2=10/12=0,83 |
Дизайн упаковки | q3= 8/10=0,8 | q3=8/10=0,8 | q3=10/10=1 |
Реклама | q4= 8/8=1 | q4= 8/8=1 | q4= 8/8=1 |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности сока яблочного