Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 19:23, курсовая работа
Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.
Введение………………………………………………………………………….2
1.Сущность,принципы и основные требования предъявляемые к организации товароснабжения розничных торговых объектов………….4
2. Источники снабжения розничной торговой сети товарами……………6
3. Формы товароснабжения розничной торговой сети……………………10
4. Организация и технология доставки товаров в розничную сеть……..13
4.1 Сущность децентрализованной доставки товаров.
4.2 Сущность централизованного завоза.
5. Прогрессивные технологии товароснабжения…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников. ………………………………………24
Для удовлетворения покупательского спроса значительную роль играют местные источники, особенно предприятия местной промышленности. В производстве отдельных товаров они занимают ведущие позиции (производство товаров культурно-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химии, посуды, мебели и др.).
Наряду с товарами, произведенными местной промышленностью, существенное место отводится художественным народным промыслам (производство игрушек, сувениров, строчевышитых изделий, ковров и т.д.).
Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельском хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других стройматериалов, товаров хозяйственного обихода, переработка сельскохозяйственной продукции.
Немаловажную роль в обеспечении товарами в настоящее время играет кооперативная промышленность (производство хлеба, пива, напитков и др.) и индивидуальная трудовая деятельность (производство швейных, трикотажных, меховых и других товаров).
Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, называемых поставщиками товаров, с которыми заключается договор поставки.
Все поставщики делятся на две группы: поставщики-изготовители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые базы).
По
отношению к хозяйственным
Важнейшей задачей розничной и оптовой торговли является тщательное изучение и поиск товарных источников, который должен сводиться к активному воздействию на расширение ассортимента и улучшение качества товаров.
Процесс поиска источников товаров включает следующие элементы:
При выборе поставщика согласовывается количество товара, его цена, вес и объем упаковки, способ транспортировки, дата поставки и условия оплаты.
Областью поиска наилучших товаров по наилучшим ценам может стать местный регион, страна или внешнеторговые источники. Этот поиск осуществляется как самим магазином, так и специализированными торговыми агентами или фирмами.
Любая торговая система, организация или предприятие имеют возможность изучать фактические, возможные и потенциальные источники и поставщиков товаров, для чего заводятся справочные книги о товарных источниках. По каждой товарной группе сначала определяются фактические, а затем перечисляются возможные поставщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся на месте сырьевые, энергетические и другие ресурсы, которые позволяют на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходило неформально, к соответствующим поставщикам прикрепляют ответственных (например, товароведов), которые устанавливают личные контакты и могут более глубоко изучить технологические процессы и возможности производства. Рекомендуется на каждого изготовителя товаров завести отдельную карточку, в которой указываются возможности производства, ассортимент и качество товаров, цены на них и т.д.
Работа по изучению и определению поставщиков в настоящее время многими торговыми организациями проводится с использованием компьютерной техники, что существенно упрощает и облегчает труд товароведов.
Для тщательного
изучения товарных источников товароведы
оптовой и розничной торговли должны посещать
промышленные предприятия, знакомиться
с технологией производства, участвовать
в работе художественных советов, совещаний
по ассортименту и качеству, проводить
выставки-просмотры, организовывать рекламу
товаров.
3) ФОРМЫ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ.
Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торговли) может осуществляться в двух организационно-экономических формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика: объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.д.
Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, при которой товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Это так называемый чистый транзит, имеющий большое народнохозяйственное значение и широко применяющийся при прямых связях магазина с производственными предприятиями.
От чистого транзита необходимо отличать транзитный товарооборот оптовой базы, т.е. продажу ей товаров без завоза на свои склады. Если оптовая база продала розничной организации товар со следованием от сбытовой организации промышленности или следованием от промышленного предприятия транзитом на склад розничной фирмы, то такая форма товароснабжения называется складской.
Транзитная форма товароснабжения имеет ряд преимуществ: исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспортно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сохранность товаров.
Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может привести к увеличению времени обращения товаров, неправильному формированию ассортимента в магазинах, образованию излишних товарных запасов и неравномерному их размещению в розничной и оптовой торговле. Поэтому выбор транзитной формы товароснабжения необходимо экономически обосновывать.
Данная форма широко используется при одногородних поставках, особенно скоропортящихся товаров. Труднее применять ее при иногородних поставках, но это во многих случаях даже целесообразно (поставка крупногабаритных товаров, фарфоро-фаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и т.д.).
Расширению транзитной формы товароснабжения содействует развитие местного производства, укрупнение торговых предприятий, увеличение количества контейнерных пунктов, снижение транзитных норм отгрузки.
Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.д.). Нормы регламентируются в договорах поставки.
Транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и не приводит к образованию сверхнормативных запасов.
Транзитная форма товароснабжения получила широкое развитие в республике. Особенно высок удельный вес транзита мебели, радио-, мото-, велотоваров, телевизоров, строительных материалов, скоропортящихся товаров и т.д. По товарам сложного ассортимента (швейные, трикотажные, парфюмерные и т.д.) он значительно ниже.
Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах товары подсортировываются и комплектуются.
Данная форма обычно применяется к товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.
Складская
форма товароснабжения
Складская форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-эксиедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано.
Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товароснабжения, является звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависят время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень расходов по реализации.
К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта. В зависимости от количества участвующих звеньев различают одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров. Во многих случаях система товародвижения характеризуется многозвенностью, особенно в потребительской кооперации, ОРСах и т.д.
Коэффициент
торгово-организационной
На показатель звенности товародвижения оказывают влияние некоторые факторы: территориальное размещение производства, степень специализации промышленности, размеры партий отгрузки, объем товарооборота оптовых покупателей, характер и свойства товаров и т.д.
Сокращению количества звеньев товародвижения способствует расширение использования малогабаритных контейнеров, внедрение централизованной доставки, снижение транзитных норм отгрузки, расширение почтово-посылочных операций и т.д.
Выбор
оптимальных источников и форм товароснабжения
может быть осуществлен путем
разработки так называемых схем
завоза по каждой товарной группе и программ
рационализации товародвижения. В этих
схемах заранее определен порядок движения
товаров по отдельным группам и даже подгруппам
от различных поставщиков в адрес магазина.
Схемы завоза могут разрабатываться как
для оптовых баз (завоз с предприятий промышленности),
так и для розничных организаций. Схемы
завоза могут своевременно пересматриваться
и уточняться с учетом изменений в производстве,
спросе, ассортименте, моде и других обстоятельств.
Под рационализацией товародвижения понимается
создание системы перемещения товарных
масс для своевременного и бесперебойного
доведения их до магазинов в соответствии
со спросом и минимальными затратами трудовых,
материальных и финансовых ресурсов.
4) ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНУЮ СЕТЬ.
4.1 Сущность децентрализованной доставки товаров.
4.2
Сущность централизованного
завоза.
Рациональная организация и технология товароснабжения требуют выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.
При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, предприятий АПК и т.д.).
Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.
Самовывоз обязывает работников розничной ‘торговли выполнять несвойственные им функции по транспортировке товаров, что снижает объем товарооборота и уровень культуры обслуживания в магазинах.