Организация и технология торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Сущность,принципы и основные требования предъявляемые к организации товароснабжения розничных торговых объектов………….4
2. Источники снабжения розничной торговой сети товарами……………6
3. Формы товароснабжения розничной торговой сети……………………10
4. Организация и технология доставки товаров в розничную сеть……..13
4.1 Сущность децентрализованной доставки товаров.
4.2 Сущность централизованного завоза.
5. Прогрессивные технологии товароснабжения…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников. ………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения.docx

— 58.38 Кб (Скачать документ)

     Большие потери труда и времени при  самовывозе имеют место также  при отборке товаров, оформлении документов, осуществлении погрузочно-разгрузочных работ. В связи с этим самовывоз в розничной торговле может применяться в исключительных случаях.

     Централизованная  доставка товаров это система доставки товаров транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.

     В основу централизованной доставки положен  принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.

   Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет  обеспечить:

  • устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокращение потребности в нем и более эффективное его использование;
  • уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов;
  • освобождение руководящих работников магазина от организации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;
  • регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласованным графикам;
  • устранение излишних складских звеньев в движении товаров и ускорение их оборачиваемости;
  • высвобождение складской площади и сокращение численности складского персонала;
  • сокращение документооборота и упрощение расчетов с поставщиками товаров.

   При организации централизованной доставки необходим  ряд подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей:

  1. Аналитическая часть. Включает первичные данные о состоянии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментом профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.
  2. Расчетная часть. Содержит расчеты грузооборота (в тоннах), интенсивности грузопотока, оптимальных размеров поставки, частоты и маршрутов завоза, необходимого количества транспортных средств и многооборотной тары.
  3. Технологическая часть. Предусматривает подготовку средств транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и составление технологических карт товароснабжения.
  4. Организационная часть. Определяет формы и методы управления процессом товароснабжения (обеспечение сохранности товаров, назначение материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка планов контроля за ходом отборки, отгрузки и приемки товаров).
  5. Экономическая часть. Включает расчеты эффективности внедрения централизованной доставки и резервов ее повышения.

   Разработка  плана мероприятий по внедрению  централизованной доставки начинается с определения объема грузооборота обслуживаемых магазинов. Он рассчитывается на основании анализа данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом веса тары. После этого определяются периодичность (частота) завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются графики и маршруты завоза.

   Периодичность, или частотазавоза чаще всего устанавливается методом прямого расчета. Так, по многим продовольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные товары, мороженое и др.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2—3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и др.).

   Периодичность завоза большинства скоропортящихся  товаров определяется исходя из однодневного или часового объема реализации.

   Периодичность завоза продовольственных товаров  с длительными сроками хранения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изделия) и большинства непродовольственных товаров может определяться на основе общей теории управления товарными запасами, согласно которой зависимость между объемом товарных запасов и периодичностью их пополнения может быть выражена графической зависимостью между динамикой снижения транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции и роста затрат по хранению и реализации определенного запаса товаров.

   Централизованная  доставка товаров должна осуществляться по графику, который представляет собой расписание времени отборки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в работе по организации централизованной доставки. Графики завоза (почасовые, суточные) составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров но дням недолги или числам месяца по следующей схеме.

График завоза товаров

     При составлении графиков завоза исходят  из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.д.

     Разработанные на месяц или квартал графики  завоза проверяются на практике, согласовываются с покупателями и получателями товаров и контролируются покупателем, поставщиком и транспортной организацией.

     Одновременно  с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза — путь перевозки товара от места его отправки до магазина. Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить карту-схему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации магазинов, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.

     Разработка  оптимальных маршрутов централизованной доставки способствует эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.

     Маршруты  разрабатываются в зависимости  от грузоподъемности используемых автомобилей для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются линейными.

     Разновидностью  линейных маршрутов являются мая  т н и -ковые, когда грузы перевозятся автомобилями с прицепами. Прицеп остается для разгрузки в одном магазине, а автомобиль следует в другой. После разгрузки он возвращается и первый магазин и забирает разгруженный прицеп.

     Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются дна и более близко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем поставки в них обеспечил полное использование грузоподъемности автомобиля.

     При разработке маршрутов наряду с графоаналитическими могут использоваться и экономико-математические методы (решение транспортной задачи).

     Разработанные и согласованные с покупателями и транспортными организациями маршруты доводятся до исполнителей.

     Важное  значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары. Для этого сначала определяется суточная производительность автомобиля по формуле

Р = (Д • • К) / (Р / С + Т),

где Д — полезное время работы автомашины, ч; — коэффициент использования грузоподъемности автомобиля; К — грузоподъемность автомобиля, т; Р — протяженность рейса, км; С — техническая скорость движения автомобиля с грузом и без него, км/ч; Т — время простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, ч.

Затем исчисляется необходимое количество автомашин по формуле

М =- О / Р,

где О — количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период.

Количество  многооборотной тары для организации централизованной доставки можно определить по формуле

Мт =-(0-То6)/(Г-А.Тэ),

где Мт — требующееся количество многооборотной тары; О — объем подлежащих поставке товаров, т; Тоб — время оборота единицы тары, дней; Г — грузоподъемность единицы тары, т;— коэффициент использования грузоподъемности тары; Тэ — количество дней эксплуатации тары в плановом периоде.

Необходимое количество автомобильных  контейнеров рассчитывают по формуле

Мк = Т / (О • Ок),

где Мк — требующееся количество контейнеров; Т — суммарное количество перевозимых грузов, т; О — оборачиваемость контейнера, раз; Ок — объем (вместимость) одного контейнера, т.

   Централизованная  доставка может осуществляться с применением различных форм экспедиционных операций:

  • доставка товаров производится автохозяйством с выполнением всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материальная ответственность, сдача ценностей);
  • экспедиционные функции выполняет поставщик, автохозяйство по договору предоставляет транспорт;
  • экспедиционные функции выполняет розничная организация, которой по договору предоставляется транспорт.

   Централизованный  завоз в корне перестроил систему  снабжения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эффективную работу магазинов, поставщиков и транспортных организаций.

   В организации  ритмичной системы товароснабжения  розничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль играют информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина.

Такие ИДС могут создаваться:

  • у поставщиков (производственных предприятий и оптовых баз);
  • в розничных организациях; 
  • на автотранспортных предприятиях.

Функции ИДС:

  • оперативное управление товароснабжением (сбор информации, ее обобщение и передача поставщикам);
  • обеспечение постоянного наличия в продаже розничных предприятий товаров в соответствии с ассортиментным перечнем;
  • оперативный контроль за состоянием торговли товарами повседневного спроса;
  • обеспечение ритмичности завоза товаров с оптовых баз и предприятий промышленности.
  • контроль за подсортировкой и др.
 

   5. ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ. 

   Важным  направлением совершенствования товароснабжения розничной торговой сети является прогрессивная технология товародвижения с применением тары-оборудования. В этом случае тара-оборудование одновременно выполняет функцию товароснабжения при транспортировке, хранении товара и торгового оборудования при его реализации в торговом зале. Такая технология предполагает комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на всех этапах товародвижения и продажу товаров по методу самообслуживания.

Внедрение такой технологии позволяет:

  • механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы;
  • исключить тяжелый ручной труд;
  • сократить количество звеньев и технологических операций по обработке товаров в магазинах;
  • сократить численность работников;
  • повысить коэффициент использования транспортных средств;
  • резко сократить затраты на тару и упаковку;
  • более эффективно использовать торговые и складские помещения;
  • снизить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

   Сущность  прогрессивной технологии товароснабжения  и продажи товаров заключается  в следующем: товар уже в сфере  производства или оптовом звене  расфасовывается и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование, которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина или помещения для хранения. Товары при этом продаются методом самообслуживания.

Конструктивные  особенности тары-оборудования:

  • многоцелевое назначение (может использоваться для продовольственных и непродовольственных товаров);
  • возможность монтирования в ней полок, корзин для легко деформирующихся товаров;
  • обеспечение сохранности товаров;
  • возможность горизонтальной транспортировки;
  • возможность пакетирования некоторых видов при возврате.

Виды  тары-оборудования:

  • неразборная;
  • сборно-разборная;
  • складная;
  • переносная;
  • передвижная.

Информация о работе Организация и технология торговли