Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Введение………………………………………………………………………...3
1 Организация коммерческой деятельности в розничной торговле ………5
1.1 Особенности коммерческой деятельности в розничном торговом предприятии………………………………………………………………...5
1.2 Организация розничной продажи и торгового обслуживания покупателей…………………………………………………………..…….6
1.3 Функции и виды розничной торговли…...………………………………11
1.4 Классификация предприятий розничной торговли……………………..13
1.5 Эволюция форматов розничной торговли….………………………..….15
2 Анализ финансовой деятельности ОАО «Магнит»……………………..19
2.1 Описание деятельности…………………………………………….…….19
2.1.1 Анализ экономической деятельности ОАО «Магнит»……………….21
2.1.2 Анализ прибыли и убытков ОАО «Магнит»………………………….22
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия…………………….24
2.2.1 Рынки сбыта продукции………………………………………………..24
2.2.2 Основные конкуренты………………………………………………….25
2.2.3 Положение ОАО «Магнит» в отрасли на российском рынке………..28
Заключение…………………………………………………………………….31
Список используемой литературы…………………………………………...32
Приложение А………………………………………
На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.
Внешние факторы (не зависящие от деятельности предпринимателя):
состояние рынка;
цены и тарифы на топливо, энергию, регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию;
нормы амортизации;
система налогообложения (ставки налогов);
нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров;
благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия;
объем и качество природных ресурсов, предоставленных обществом.
Внутренние факторы (зависящие от деятельности предприятия):
объем и качество проданной продукции, товаров;
политика ценообразования на предприятии;
уровень себестоимости и других затрат;
качество менеджмента разных уровней;
уровень организации труда и производства;
уровень образования и квалификация кадров;
технический уровень производственных фондов;
научно-техническое творчество, творческая инициатива работников;
материальное положение и экономическая инициатива работников.
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
2.2.1 Рынки сбыта продукции
Основные рынки, на которых эмитент осуществляет свою деятельность: С января 2007 года ОАО «Магнит» осуществляет функции холдинговой компании Группы. Основным активом Группы является компания ЗАО «Тандер», которая осуществляет деятельность на рынке розничной торговли продуктами питания и товарами народного потребления. Реализация товаров осуществляется через сеть розничных магазинов «Магнит».
На 31.12.2009 года, сеть объединяет 2568 магазинов и 14 гипермаркетов по сравнению с 153 магазинами в 2001 году.
Количество магазинной сети Магнит (на конец периода):
2007 г. – 1893;
2008 г. – 2197;
2009 г. – 2582.
По итогам 2008 г. торговая сеть магазинов «Магнит» сохранила первое место по количеству магазинов среди других российских розничных сетей формата «магазин у дома» (Пятерочка, Дикси, Копейка).
На 31.12.2009 г. сеть магазинов «Магнит» представлена в пяти федеральных округах и более чем 850 населенных пунктах РФ, с наибольшей концентрацией торговых объектов в Южном, Центральном и Приволжском регионах. Логистическая сеть Группы насчитывает 9 распределительных центров общей площадью 175 872 кв. м, а также парк транспортных средств, состоящий из 1 165 грузовых автомобилей. Логистическая сеть обслуживает порядка 72 % общего товарооборота Группы. Среднесписочная численность сотрудников Группы на 31.12.2009 г. составляет 59 135 человек.
В соответствии с форматом «магазин у дома», средняя площадь магазинов «Магнит» на 31.12.2009 г. составила около 458 кв. м, в том числе средняя торговая площадь – порядка 299 кв.м. (средняя площадь гипермаркета – 10 378 кв. м, средняя торговая площадь гипермаркета «Магнит» - 4 026 кв. м, в среднем около 3000 кв. м предназначено для сдачи в аренду); количество товарных позиций составляет около 3600 для магазина у дома (14 700 для ГМ), из которых продовольственные товары составляют порядка 88 % в обороте. Продажи товаров под собственной торговой маркой Группы (private label) (товары Группы под ее торговой маркой дополнительно помечены формулировкой «Для магазинов «Магнит») на 31.12.2009 года составили около 12,4 % от оборота (магазин у дома) и 5,12% от оборота (Гипермаркет), а их общее количество составило около 700 единиц, из которых до 88% - продовольственные товары. Наценка на товары под торговой маркой Группы на 13% превышает наценку на брендированный товар. Средняя посещаемость магазинов сети на 31.12.2009 года составила 1006 человек в день (гипермаркетов – 3471 человек в день). Средний чек на 31.12.2009 г. составил 149,3руб или 6,01 долл. США в магазине у дома и 528,41руб или 21,26 долл. США в гипермаркете.
Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции (работ, услуг), и возможные действия эмитента по уменьшению такого влияния.
Среди факторов, которые могут негативно сказаться на сбыте Эмитентом его продукции, можно выделить: снижение общей покупательной способности населения Российской Федерации; усиление конкуренции в отрасли.
2.2.2 Основные конкуренты
Степень концентрации российского рынка розничной торговли продуктами питания весьма мала – на долю 3-х крупнейших игроков приходится около 6% рынка, что существенно уступает аналогичным показателям стран Восточной и Западной Европы.
Подобная низкая концентрация капитала создает предпосылки для усиления конкуренции среди розничных сетей в ближайшем будущем. На текущем этапе развитие конкурентной борьбы в первую очередь выражается в захвате дополнительных рынков сбыта за счет роста самой торговой сети, в том числе путем использования франчайзинговых схем, а также сделок по слиянию и поглощению. Как следствие, оперирующие на российском рынке сети активно увеличивают свое присутствие в Москве и регионах, что приводит к рекордным показателям темпов роста бизнеса.
X5 Retail Group
X5 Retail Group N.V. (LSE: FIVE, Moody's - "B1", S&P - "BB-") – крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная компания. Работает под брендами «Пятерочка» и «Перекресток». 18 мая 2006 г. произошло слияние компаний «Пятерочка» и «Перекресток» с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. На 31 декабря 2008 г. под управлением X5 Retail Group находился 1,101 магазин: 848 магазинов "Пятерочка" формата "мягкий дискаунтер", 207 супермаркетов "Перекресток" и 46 гипермаркетов. Число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 607. В 2008 году X5 Retail Group увеличила количество магазинов на 233 (общая торговая площадь выросла на 265 тыс. кв.м.), включая 24 гипермаркета "Карусель" торговой площадью 138 тыс. кв.м. В 2008 году чистая выручка X5 Retail Group выросла на 57% по сравнению с 2007 годом и составила 8,3 млрд. долл. (192,4 млрд. руб.). Чистая выручка X5 Retail Group на основе pro-forma выросла на 45% и составила 8,8 млрд. долл. (219,8 млрд. руб.) Рост продаж сопоставимых магазинов составил 22%.
МЕТРО Кэш энд Керри
В 2008 году МЕТРО Кэш энд Керри успешно продолжила свое развитие, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Совокупный объем продаж группы увеличился на 4.6 % и составил € 33.1 миллиарда, показатель EBIT вырос на 6.8 % до € 1.3 миллиарда. Основные показатели 2008: рост EBIT на 6.8 % до 1.3 млрд. евро; увеличение количества торговых центров до 655 центров мелкооптовой торговли; рост продаж МЕТРО Кэш энд Керри, Россия до 3.05 миллиардов евро. Помимо МЕТРО Кэш энд Керри, МЕТРО Групп оперирует следующими торговыми компаниями: Real, Media Markt/Saturn и Galeria Kaufhof.
Ашан
Auchan работает в России с 2002 года. По состоянию на 1 января 2009 года Auchan управляет 21 гипермаркетами "Ашан" в 10 регионах, причем в 2008 году открыто 4 торговых объекта в Москве, Ростовской области, Новосибирской области и Краснодарском крае. Кроме того, Auchan управляет 11 мини-гипермаркетами "Ашан-сити" (открыты в результате ребрендинга гипермаркетов сети "Рамстор") в Москве, Екатеринбурге, Московской области и Санкт-Петербурге. Общая торговая площадь сети в 1 Источник: ИА Инфолайн, Компании 35 2008 году выросла на 91,5 тыс. кв. м. до 356 тыс. кв. Выручка составила 18,7 млрд. евро (1-е полугодие 2008 г.), EBITDA — 822 млн. евро, чистая прибыль — 174 млн. евро.
Дикси
По состоянию на 29 декабря 2008 года ОАО "Дикси Групп" управляет 493 магазинами, включая 460 магазинов дискаунтеров "Дикси", 13 компактных гипермаркетов "Мегамарт", 8 экономичных супермаркетов "Минимарт" и 12 магазинов шаговой доступности VMart в трех федеральных округах России: Центральном, Северо-Западном и Уральском. Всего в 2008 году открыто 106 магазинов, а 6 магазинов были закрыты за период с 1.01.2008 до 29.12.2008 из-за изменившихся условий рынка и конкурентной среды. Общая торговая площадь магазинов сети выросла в 2008 года на 40 тыс. кв. м до 191 тыс. кв. м. В 2008 году общая выручка ОАО "Дикси Групп" в рублях составила 48,2 млрд., что на 32% аналогичного показателя 2007 года (36,6 млрд. руб.). В долларах общая выручка составила 1,94 млрд., что на 36% превышает аналогичный показатель 2007 г. (1,4 млрд.). Выручка от розничных операций магазинов "ДИКСИ" составила 40,6 млрд. руб. (1,6 млрд. долл.), что на 28% превышает аналогичный показатель 2007 г. в рублях (32% в долларах).
Седьмой Континент
В 2008 году ОАО "Седьмой Континент" открыло 14 магазинов, в том числе 3 гипермаркета. В связи с оптимизацией структуры сети в Калининграде, закрыт 1 магазин "Седьмой Континент – Рядом с домом" торговой площадью 230 кв. м. По состоянию на конец декабря 2008 года ОАО "Седьмой Континент" управляет 140 магазинами, включая 131 супермаркет и 9 гипермаркетов, в Москве и Московской области (119 супермаркетов и 3 гипермаркета), Калининграде и Калининградской области (10 супермаркетов), Санкт- Петербурге (1 гипермаркет), Рязани (1 гипермаркет), Челябинске (1 гипермаркет), Минске, Республика Беларусь (1 гипермаркет), Перми (1 супермаркет и 1 гипермаркет), и в Ярославле (1 супермаркет и 1 гипермаркет). Чистая прибыль по РСБУ ОАО "Седьмой континент" за 9 месяцев 2008 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 22% - до 1,15 млрд. руб. Выручка в январе-сентябре выросла на 21% и составила 23,5 млрд. руб. против 19,4 млрд. руб. годом ранее. Торговая выручка ОАО "Седьмой Континент" по итогам 2008 года по сравнению с 2007 годом увеличилась на 22.5% в рублях до 43,9 млрд. руб. Рост торговой выручки в рублях в формате гипермаркет составил 51%. Торговая выручка за декабрь 2008 года увеличилась на 10% в рублёвом выражении и составила 4,85 млрд. руб. При этом рост торговой выручки в рублях в формате гипермаркет составил 43% в декабре 2008 года по сравнению с декабрём 2007 года. Рост региональных продаж за декабрь 2008 составил 36% в рублёвом выражении. Торговая площадь в 2008 году выросла на 17% (24,9 тыс. кв. м, в том числе гипермаркетов – на 16,6 тыс. кв. м.) и составила 171,8 тыс. кв. м.
Лента
Компания «Лента», владеющая 34 гипермаркетами, расположенными в 16 городах России, является 5-ым крупнейшим продовольственным ритейлером в стране. В настоящее время в различных регионах России работает 34 гипермаркета сети «ЛЕНТА». Из них 14 – в Санкт-Петербурге, четыре – в Новосибирске, два в Нижнем Новгороде, два в Краснодаре, по одному торговому комплексу расположены в Астрахани, Барнауле, Великом Новгороде, Волгограде, Петрозаводске, Омске, Тольятти, Тюмени, Рязани, Набережных Челнах Саратове и Пензе. Постоянными покупателями гипермаркетов сети «ЛЕНТА» сегодня являются свыше 2,5 млн. человек, и это число с каждым днем увеличивается. Объем продаж сети "Лента" в 2008 году вырос на 54.4% по сравнению с 2007 годом. Объем продаж составил 50,8 млрд. руб. (2,04 млрд. долл.) по сравнению с 32,9 млрд. руб. (1,34 млрд. долл.) в 2007 году. Прирост сопоставимых продаж в декабре 2008 года составил 10%.
О'Кей
Группа компаний «О'КЕЙ» - мультиформатная федеральная розничная сеть, в состав которой входят гипермаркеты «О’КЕЙ» и супермаркеты «О’КЕЙ - Экспресс». На сегодняшний день группа компаний «О'КЕЙ» насчитывает 31 торговый комплекс на территории России: 13 гипермаркетов, 10 супермаркетов и 1 торгово-развлекательный центр в Санкт-Петербурге, 1 гипермаркет в Мурманске, 2 гипермаркета в Краснодаре, 2 гипермаркета в Ростове-на-Дону, 1 гипермаркет в Тольятти, 1 гипермаркет в Красноярске. По результатам 2007 г. Группа Компаний продемонстрировала стремительный рост: оборот показал 1,178 млрд. долларов и почти в два раз превысил показатели 2006 г., объем торговой площади составил 147,200 кв.м. На сегодняшний день Группа насчитывает 8,200 сотрудников.
2.2.3 Положение ОАО «Магнит» в отрасли на российском рынке
В условиях кризиса в экономике, вызвавшего снижение доходов и сбережений граждан России, произошли масштабные перемены потребительских предпочтений, наиболее важными из которых стали следующие:
изменение набора наиболее часто приобретаемых товаров, в том числе за счет сокращения данного списка, исключения из него товаров импульсного спроса и переориентации на товары с более привлекательным соотношением "цена – качество" (снизилась готовность переплачивать за бренд);
сокращение затрат на приобретение товаров длительного пользования (после завершения периода новогодних распродаж и ажиотажного спроса в преддверии подорожания импортной продукции из-за девальвации рубля), туристических услуг и услуг общественного питания с февраля 2009 года.
По данным компании Nielsen, по состоянию на декабрь 2008 года большинство россиян вынуждены были корректировать сложившуюся структуру потребления, причем более 70% потребителей стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса. В результате сокращения реальных доходов населения в 2010 году данная тенденция усилится, причем уже в IV квартале 2009 года под влиянием кризиса потребительские предпочтения россиян существенно изменились.
Важнейшим изменением в поведении потребителей в отношении выбора мест покупки товара является переориентация с супермаркетов на традиционные магазины, павильоны, дискаунтеры, а также продовольственные рынки. При этом ключевыми факторами выбора места приобретения продуктов являются цены и удобство (близость к дому или месту работы). Таким образом, в условиях экономического кризиса происходит постепенная переориентация российских потребителей на более дешевые продукты, причем всё большую значимость приобретает ценовой фактор, что формирует шансы усилить позиции у дискаунтеров, несетевых магазинов и продовольственных рынков с более низким ценовым предложением.
Высокие темпы роста потребительского спроса в России на фоне сокращения спроса в промышленности обусловливают более низкие темпы сокращения импорта, чем экспорта и, соответственно, сокращение сальдо торгового баланса. По оценкам Минэкономразвития, по итогам 2008 года снижение доли отечественного производства в структуре источников удовлетворения внутреннего спроса составило более 4%.
Оборот розничной торговли в 2008 году составил 13,853.2 млрд. руб., что в товарной массе на 13% больше, чем в 2007 году. В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года темпы роста оборота розничной торговли составили всего 4.8%! Столь масштабное снижение темпов роста обусловлено резким сокращением реальных доходов и переводом средств населения в наличную иностранную валюту.
Информация о работе Организация предприятия розничной торговли