Организация продажи товаров в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Роль в торгово-технологическом процессе коммерческих операций. К числу таких операций, относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Рассмотрению этих вопросов посвящена работа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Организация и технология приемки товаров в магазине
1.1 Прием товара по качеству……………………………………………….…4
1.2 Прием товара по количеству……………………………………………….9
Глава 2. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже
2.1 Основные цели организации хранения товаров…………………………..12
2.2 Требования предъявляемые к хранению товаров………………………...16
Глава 3 Размещение и выкладка товаров
3.1 Требования, предъявляемые к размещению товаров в торговом зал….19
3.2 Выкладка товара в торговом зале……………………………………….....24
Заключение …………………………………………………………………..…33
Список литературы…………………………………………………………..…34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 65.53 Кб (Скачать документ)
style="text-align:justify">- домашнего приготовления;

- с истекшими сроками  годности;

- нерасфасованной и неупакованной, кроме групп продуктов, определенных законодательством Российской Федерации;

- без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой  в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации,  а также нормативной и технической  документации;

- в грязную тару покупателя  и печатную макулатуру.

25. Продовольственное сырье  и пищевые продукты, признанные  не соответствующими требованиям  нормативной и технической документации, представляющие опасность для  здоровья населения, снимаются  с реализации. Решение о возможности  их дальнейшего использования  или уничтожения принимается в соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 г. N 1263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 40, ст.4610).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Выкладка товара в  торговом зале

 

          Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.

Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.

Для разработки рекомендаций по размещению и выкладке товаров  в торговых предприятиях был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы и практики размещения товаров  в торговом зале [1—4]. Полученные рекомендации можно разделить по нескольким направлениям:

1) определение места расположения  секции (комплекса) в торговом  зале;

2) определение площади  торгового зала под секцию (комплекс);

3) определение способа  и места выкладки товара на  оборудовании;

4) оформление полок. 

Определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале

Товары в магазине группируются по секциям (комплексам). Специализация  последних может строиться по товарно-отраслевому принципу (секции «Одежда», «Обувь») или по принципу комплексности спроса (комплекс «Товары  для женщин»).

Определение места расположения секций — это прежде всего продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского спроса.

Закрепление за секциями зон  размещения в торговом зале проводится с учетом следующих основных требований:

  • зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине, должна примыкать непосредственно к помещениям, где производиться подготовка к продаже;
  • зона товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, размещается в глубине торгового зала;
  • зона, где размещаются крупногабаритные и тяжелые товары, должна находиться около узла расчета или выхода из торгового зала;
  • затраты труда торгового персонала, связанные с пополнением и перемещением товаров в торговом зале, должны быть минимальными;
  • к товарам должен быть обеспечен свободный доступ покупателей;
  • соблюдение принципа товарного соседства с учетом специфических особенностей каждой товарной группы;
  • последовательность расположения секций целесообразно сохранять неизменной. Так как покупатели привыкают к местам расположения товаров, им не приходится затрачивать время на поиски нужной секции.

В отечественной и зарубежной практике существуют противоречивые мнения и решения по поводу размещения товаров  в торговом зале. Некоторые менеджеры  предлагают размещать товары наиболее частого спроса (хлеб, молоко, овощи, галантерея, парфюмерия, моющие средства и т.п.) вблизи от входа в торговый зал, объясняя это тем, что не следует заставлять покупателей, пришедших за этими товарами, проходить через весь торговый зал. Другие, наоборот, размещают эти товары в глубине торгового зала, чтобы покупатель, проходя к ним, делал так называемые импульсивные, т.е. заранее не предусмотренные, покупки. Факторами, влияющими на размещение секций в зале, являются традиции, характер и привлекательность внешнего вида товара, удобство работы для торгового персонала, рентабельность, удобство для покупателей и личные предпочтения менеджера.

Для определения мест расположения секций следует проанализировать, какие  из них наиболее предпочтительны  для тех или иных ассортиментных групп, какие зоны в магазине являются ценообразующими, какие — приносят наибольшую прибыль. Так, недорогие товары «работают» на то, чтобы создать у покупателя благоприятное впечатление об уровне цен магазина. Если разместить их в начале торгового зала, покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берет товары уже «автоматически», обращая на цены меньше внимания. Известен принцип «чересполосицы», при котором товары с низкими ценами, приносящие магазину наибольшую прибыль, чередуются по ходу покупателей в торговом зале. Принцип «чересполосицы» используется и тогда, когда отдельные группы товаров повседневного спроса выкладывают на некотором расстоянии друг от друга. В этом случае покупатели попутно осматривают другие товары.

При расположении секций в  больших магазинах следует учитывать, что покупатели начинают обход торгового  зала с правого угла фасада и движутся по залу против часовой стрелки. Кроме  того, покупатели обычно проходят первую треть магазина быстрее, чем остальную  его часть. Эти особенности необходимо учитывать при определении мест размещения товаров, нуждающихся в  активизации продажи, а также  модных и новых товаров. Их следует  располагать в местах, наилучшим  образом обозреваемых покупателями. С правой стороны движения покупательского  потока следует размещать товары, реализацию которых желательно увеличить, а с левой, в направлении к выходу, — товары повседневного спроса.

В супермаркетах, универсамах  и других универсальных продовольственных  магазинах правая (от входа) стена  торгового зала считается наиболее выигрышным участком в зале. Это  начало маршрута почти всех покупателей, которые входят в магазин; именно правая стена создает первое и  самое яркое впечатление о  магазине. Правая стена — идеальное  место для выкладки товаров, которые  приобретаются импульсивно. Многие специалисты считают, что мясо, мясопродукты, фрукты и овощи выглядят привлекательнее  других товаров и поэтому создают  более благоприятное первое впечатление. Прежде у правой стены выкладывали  только овощи и фрукты, а позже  стали выкладывать и другие вышеуказанные  товары.

На втором месте по значимости находится участок, примыкающий  к задней (длинной) стене торгового  зала. Если у правой стены выложены овощи и фрукты, у задней размещают  мясо и наоборот. Специалисты считают, что мясной отдел используется как  стимул, заставляющий покупателей пройти через весь торговый зал и по пути сделать дополнительные покупки, в  том числе и импульсивные.

Отдел бакалейно-гастрономических товаров следует размещать в  центре зала, где покупательские потоки не отличаются интенсивностью. Считается, что это происходит из-за расположения мясного отдела (овощей-фруктов) около  задней стены. Дело в том, что покупатели сначала осматривают и покупают товар, расположенный у правой торцевой стены, затем проходят по торговым проходам бакалейно-гастрономического отдела к мясному (овощам-фруктам), расположенному у задней стены, и в этом отделе осуществляют покупки. Пройдя весь мясной отдел, они возвращаются в бакалейно-гастрономический, но не в его центр, а осматривают  лишь несколько крайних его прилавков.

Третьим по выгодности и  значимости участком торгового зала крупного магазина обычно является левая  торцевая стена. Здесь покупатели оказываются почти в конце пути своего следования по торговому залу, и здесь же заканчивается та примерная сумма, которую покупатель предполагал истратить на покупки. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо тщательно продумать размещение отделов у левой стены. Здесь целесообразно размещать товары повседневного или импульсивного спроса (молоко и молочные продукты, выпечку, замороженные полуфабрикаты).

Наиболее сложной задачей  для мерчандайзеров является привлечь покупателей в углы торгового зала. Покупатели всегда стремятся спрямить углы и не заходить в них, если там не продаются особо притягательные товары. Замечено, что покупатели обычно огибают углы быстрым шагом. Одним из решений проблемы эффективного использования угловой площади является размещение там мелких отделов, которые покупатель сразу видит и узнает; винного отдела, отдела деликатесных товаров. Эффективно размещать в углах отделы, где приготовляются продукты питания (куры-гриль, шашлыки, выпечка и др.), аппетитные запахи которых завлекают покупателей. Кроме того, когда мелкие отделы размещаются в углах торгового зала, достигается и некоторая защита от хищений.

Отделы непродовольственных  товаров, которые необходимы как  сопутствующие в универсальных  продовольственных магазинах, должны размещаться совместно с соответствующими продовольственными товарами. Так, кофейные чашки продаются рядом с кофе, стаканы и кувшины — рядом  с фруктовым соком, детские игрушки  и книги — рядом с продуктами детского питания. Такая выкладка получила название «перекрестной». Но непродовольственные  товары, которые не являются сопутствующими — чулочно-носочные изделия, хозяйственные, предметы домашнего обихода и  другие — размещают отдельной  секцией.

В универмагах и других универсальных непродовольственных  магазинах — иной подход к размещению товаров. Особенно это касается многоэтажных зданий. В них целесообразно группировать товары по комплексам. Размещать товары по ассортиментным комплексам в универмаге рекомендуется следующим образом: на нижних этажах — продовольственные товары и «Товары для дома», выше следует располагать комплексы «Культура в быту», «Товары для спорта и туризма», «Товары для детей». Комплекс «Товары для мужчин», учитывая мужскую психологию, не следует располагать выше второго или третьего этажей, а «Товары для женщин» можно располагать и выше. На последнем этаже располагают товары с сезонными скидками.

Большое внимание в торговом предприятии следует уделять  размещению товаров импульсивного  спроса. Наиболее правильным считается  размещение их в самых «проходных»  местах зала: у входа и выхода, в прикассовой зоне, на так называемых гондолах — специальных стеллажах в торцовой части торгового ряда. Способен увеличить объем продаж и такой прием, как дублирование товара. Например, организовав фирменный уголок товара, его же можно разместить у кассы.

Определение площади торгового  зала под секцию (комплекс)

После того, как определили месторасположение для секций (комплексов) устанавливают, какую часть торгового  зала должны занимать те или иные секции. Для этого следует соотнести  объем их продаж с общим объемом  продаж по магазину и полученным значением  руководствоваться при планировании использования торговой площади.

Определение способа и  места выкладки товара на оборудовании

Выкладку можно назвать  «молчаливым продавцом». Особенно большое  значение имеет выкладка товаров  при продаже методом самообслуживания. В торговых залах магазинов самообслуживания применяются следующие приемы выкладки товаров:

  • навалом;
  • штабелем;
  • стопками, расположенными в ряд.

Наиболее удобный прием  — выкладка товаров навалом. Как  показывает практика, покупатели неохотно отбирают товары, выложенные в пирамидах  или стопками, и смелее берут товары, расположенные навалом. Это удобно и для продавцов, которым не надо постоянно поправлять товары, уложенные  стопками или пирамидами.

При выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании применяют горизонтальный, вертикальный и комбинированный способы.

При горизонтальном способе выкладки одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию. Данный способ наиболее эффективен для реализации крупногабаритных товаров.  

 

При этом следует иметь  в виду, что с одних полок  товар реализуется лучше, чем  с других. Те полки, которые находятся  на уровне глаз покупателя — до третьей  пуговицы на сорочке (высота от пола 110—160 см), считаются наиболее привлекательными. При переносе товара с самой нижней полки на третью снизу — ту, что  на уровне глаз, — объем продаж увеличивается  на 30—55%, при переносе со второй полки  на третью — на 10—18%. Учитывая это, на нижних полках должны размещаться товары, которые покупаются не импульсивно, а осознанно, например пятилитровые бочонки пива. В непродовольственных  магазинах на нижних полках также  выставляются крупногабаритные товары. Так, в секции «Электротовары» на нижних полках размещают пылесосы, а на верхних — кофеварки, чайники, утюги. Но в любом случае товары, реализацию которых необходимо увеличить, выкладывают на уровне глаз покупателя.

Информация о работе Организация продажи товаров в магазине