Организация, технология и проектирования торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Решение экономических, социальных и других задач торгового предприятия непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. На предприятии он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение
1. Общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования
2. Характеристика торгово-хозяйственной деятельности (магазин "Брест")
2.1 Общая характеристика торговой организации и материально-технической базы
2.2. Экономическая характеристика предприятия
3. Анализ устройства и планировки магазина "Брест" и основные направления их рационализации
3.1 Анализ устройства и планировки магазина "Брест"
3.2 Пути совершенствования устройства и планировки помещений магазина
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ-2.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

Площадь кладовых для хранения товаров предусматривается в соответствии с нормами для каждой товарной группы с учетом ее особенностей, применяемых средств механизации и сроков хранения.

Охлаждаемые камеры должны располагаться компактно в едином блоке, рассчитаны на краткосрочное хранение (в течение 2-3 суток) скоропортящихся продуктов.

Могут быть предусмотрены специальные камеры для ночной доставки товаров.

Помещения для хранения тары и контейнеров обменного фонда должны примыкать к разгрузочной платформе и располагаться на минимальном расстоянии от торгового зала, с тем чтобы пути перемещения освобождающейся тары для последующего вывоза ее из магазина были минимальными.

Камеры для мусора и пищевых отходов необходимо располагать ближе к разгрузочной платформе.

Прием стеклянной тары следует осуществлять в отдельном помещении либо вручную, если пункт приема небольшой, или с применением средств механизации и метода самообслуживания. Это помещение должно примыкать или быть удобно связано с разгрузочной площадкой.

Машинные отделения следует размещать, соблюдая правила техники безопасности, а также допустимые нормы по организации труда (шум, загрязнение воздуха и т. д.). При большом количестве холодильного оборудования рекомендуется предусматривать централизованную систему охлаждения с установкой агрегатов в специальном помещении вне торгового зала. Должны быть обеспечены водо-, теплоснабжение, канализация, отопление и вентиляция. Для решения этих проблем также определяются специальные помещения и площади.

Площадь связи (проходы, коридоры) должна обеспечить пожарную безопасность, возможность эвакуации, рациональную организацию технологического процесса, комфортность при отборке и покупке товаров. На их долю, как правило, приходится 15-20 % общей площади магазина.

 

1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования

 

Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зала, типа оборудования.

Технологические схемы размещения оборудования в торговом зале должны обеспечивать следующие условия:

-четкую ориентацию покупателей в торговом зале;

-оптимизацию покупательских и товарных потоков;

-рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале;

-сокращение времени на приобретение товаров;

-широкий ассортимент товаров и удобства при совершении покупки;

-эффективное использование торговых площадей при соблюдении требований СНиП;

-удобства для персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале и обслуживании покупателей.

Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную я поперечную), боксовую, выставочную, смешанную.

Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала. При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м - с поперечным размещением.

Если в торговом зале есть несущие колонны, их следует "вписывать" в линии оборудования, чтобы они не мешали движению.

Боксовая планировка торгового зала используется в том случае, если возникает необходимость выделить секции (отделы) в магазинах с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной [4, С.146].

Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как правило, тканей, крупногабаритных и других товаров. Проектирование выставочных помещений имеет свои особенности. Главная задача - показать товар, обратить внимание на все его преимущества.

Смешанная планировка используется, как правило, в крупных магазинах, с широким торговым залом (более 24 м), торгующих товарами, требующими различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения. Иногда возникает необходимость проектировать размещение рабочих мест продавцов в виде отдельных островков. Это позволяет создать необходимые условия торговли для каждой товарной группы с учетом их специфики.

Расстановка оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания имеет свои особенности:

-она должна обеспечить свободный доступ к товарам;

-входящие и выходящие потоки должны быть разделены путем рационального размещения входов, выходов, узла расчета, торгового оборудования, товарного ассортимента;

-должен быть рационально спроектирован рекламный проект магазина, немая справка, способствующая информационному обеспечению покупателей;

-должны быть обеспечены просматриваемость торгового зала и система сохранности товаров.

Если в магазине самообслуживания имеется отдел с прилавком обслуживания, для него предусматривается обособленное место в удалении от контролеров-кассиров зала самообслуживания.

При размещении узлов расчета между кассовыми кабинами необходимо иметь проходы 0,6 м. Количество касс, площадь узла расчета, его планировка должны иметь достаточную пропускную способность, при которой не образуются очереди и исключены встречные потоки покупателей. Для продовольственных магазинов рекомендуется один кассовый аппарат на каждые 100 м торгового зала, в непродовольственных магазинах - на каждые 60 м2. Эти нормы могут быть скорректированы с учетом интенсивности покупательских потоков [9, С.120].

Разрабатывая технологический проект магазина, целесообразно предусмотреть механизацию торговых процессов. Для этого более рациональной будет такая планировка, когда все операционные помещения размещены на одном уровне, что исключает необходимость вертикального перемещения грузов. Для разгрузки товаров целесообразно иметь разгрузочные рампы (площадки) шириной 3-6 м, высотой 1,2 м, чтобы автомобиль мог разгружаться без специальных уравнительных приспособлений.

Эффективность использования торговой площади магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.

Установочная площадь определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала.

 

                            S y

Ку=, ___________________                            (1.1)

                            S т.з.

 

где Ку - коэффициент установочной площади;

Sy - установочная площадь, м2;

Sт.з - площадь торгового зала, м2.

Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,32; в универмагах-0,29; в магазинах обуви-0,33; одежда-0,28; хозтовары-0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работы зала [8].

Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудования, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

 

                            S эксп.

Кэксп.=__________________, (1.2)

                            S т.з.

 

где Кэксп. - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;

Sэксп. - площадь выкладки товаров, м2;

Sт.з. - площадь торгового зала,м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 70-75% [23].

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. При определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1. Рекомендуемая ширина проходов между оборудованием в торговом зале

 

Проходы между оборудованием в торговом зале

Ширина, м

1. Проход для покупателей в торговый зал

2. Между параллельно расположенными островными горками

3. Между островными горками и пристенными и охлаждаемым оборудованием

4. Между прилавками и оборудованием за прилавком

1.7; 1.5

1.4; 1.2

 

2.0; 1.5

0.9

Примечание. Источник: [8, c.62]

 

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубины этого оборудования.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют следующую формулу:

 

П

К=____________, (1.3)

              2. n.T

 

где К - количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П - площадь торгового зала, м2;

Т - средние затраты времени покупателя на обслуживание (примерно 10 мин.),

n - площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;

2 - коэффициент неравномерности движения потока покупателей.

Все выше перечисленные показатели в комплексе позволяют дать характеристику эффективности использования торговых площадей магазина и учитываются при принятии решения об улучшении планировочных решений.

 


2. Характеристика торгово-хозяйственной деятельности (магазин "Брест")

 

2.1 Общая характеристика торговой организации и материально-технической базы

 

ООО "БРЕСТбелторгимпэкс" - это небольшая частная компания, которая занимается оптовой торговлей, в основном это техника и оборудование для дома. Своих складских помещений предприятие не имеет, арендует только офисные помещения, так, например, по адресу ул.Кирова 2 арендовано 211 кв.метров. Месторасположение предприятия: г.УФа, ул.Кирова 2.

Уставный фонд предприятия сформирован в соответствии с законодательством в размере 4500 тыс.руб. за счет средств учредителей.

Предприятие является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.              

В своей деятельности руководствуется Уставом, законодательством Республики Башкортостан и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. ООО "БРЕСТбелторгимпэкс" имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк, эмблему, свой торговый и товарный знаки, иную символику. ООО "БРЕСТбелторгимпэкс" является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Информация о работе Организация, технология и проектирования торговых предприятий