Организация, технология и проектирования торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Решение экономических, социальных и других задач торгового предприятия непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. На предприятии он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение
1. Общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования
2. Характеристика торгово-хозяйственной деятельности (магазин "Брест")
2.1 Общая характеристика торговой организации и материально-технической базы
2.2. Экономическая характеристика предприятия
3. Анализ устройства и планировки магазина "Брест" и основные направления их рационализации
3.1 Анализ устройства и планировки магазина "Брест"
3.2 Пути совершенствования устройства и планировки помещений магазина
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ-2.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

Основным торговым помещением магазина "БРЕСТ" является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. При этом устройство и планировка торгового зала магазина "БРЕСТ" отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Часть площади торгового зала магазина "БРЕСТ" отводится под зоны для проходов покупателей, выделена площадь для организации рабочих мест продавцов. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная. Искусственное освещение торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав. Планировка узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки.

Торговые помещения и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала. Рядом с помещением для приемки товаров и разгрузочной рампой расположено подсобное помещение для хранения тары и упаковочных материалов. Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Для разгрузки транспортных средств в магазине "БРЕСТ" оборудовано специальное место. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству примыкает к месту разгрузки. В магазине выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещение для приемки товаров имеет кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал. Помещения для хранения оснащены соответствующим технологическим оборудованием.

В магазине "БРЕСТ" учтены требования эргономики, это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.

Площадь магазина "БРЕСТ" составляет 650 м2: из них 211 м2 занимают торговые помещения, 120 м2 - административно-бытовые, 30 м2 - подсобные помещения и 289 м2 - помещения для приемки и хранения товаров (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 - Структура площадей магазина "БРЕСТ"

Название

Размер, кв.метров

Удел. вес, %

Торговая площадь

211

32,41

Административно-бытовая площадь

120

18,52

Подсобные помещения

30

4,63

Помещения для приемки и хранения товаров

289

44,44

Общая площадь

650

100,00

 

На основании данных таблицы 3.1 можно сделать вывод, что торговые площади занимают только 1/3 от общей площади магазина, поэтому руководству магазина необходимо изыскать резервы для расширения торгового зала и размещения там соответствующего торгового оборудования, которое позволило бы увеличить площадь выкладки.

Определим степень эффективности использования площади путем расчета технико-экономических показателей.

1. Коэффициента установочной площади:

 

 

(3.1)

 

S у - установочная площадь равна 90 м2;

S т. з - площадь торгового зала равна 211 м2,

Ку - коэффициент установочной площади равен 0,43 при норме 0,3.

С учетом того, что это небольшой магазин коэффициент установочной площади находится на низком уровне. Это свидетельствует о перегруженности торгового зала установочным оборудованием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования.

2. Коэффициента выкладки:

 

(3.2)

 

S выкл - площадь выкладки товаров равна 180 м2;

S т. э - площадь торгового зала равна 211 м2;

К выкл - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров составляет 0,857 при норме 0,75.

Данный показатель говорит о том, что торговый зал перенасыщен выкладкой. Для того чтобы этот показатель соответствовал норме необходимо либо увеличить площадь торгового зала до 240 м2.

3. Удельный товарооборот на 1м2 показывает, сколько товаров продается за определенный промежуток времени на 1 м2, необходимо стремиться к увеличению этого показателя:

 

(3.3)

 

где, ТГОД, МЕС - товарооборот за год;

S т.з. - площадь торгового зала (211 м2).

ТУ - удельный товарооборот составляет в 2008 году 12,71 млн.руб., а в 2007 году - 9,39 млн.руб. на м2, что в принципе неплохо, учитывая расположение рядом других магазинов и жесткую конкуренцию

4. Структуры площадей магазина: показывает, какую долю занимает конкретная площадь в общей S магазина:

 

(3.4)

 

S т.з. - площадь торгового зала (211 м2) равна 0,32 или 32 %;

S дем - демонстрационная площадь (180 м2) равна 0,27 или 27 %;

S уст - установочная площадь (90 м2) равна 0,14 или 14 %.

То есть данные показатели характеризуют неэффективное использование площади магазина.

5. Коэффициента емкости:

 

(3.5)

 

Площадь торгового зала равна 211 м2;

S вык - площадь выкладки (180 м2).

К ем - коэффициент емкости равен 1,17.

На основании этого можно сделать вывод, что площадь магазина используется неэффективно, так как значительная её часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена. Например, в зарубежной практике приемлемым является соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, в магазине "БРЕСТ" наоборот 1:2.

Таким образом, магазин "БРЕСТ" имеет значительный резерв повышения торговой площади в общей площади магазина за счёт сокращения складских помещений. Поэтому переоборудование помещений для хранения товаров в торговые площади будет способствовать росту товарооборота и повышению качества торгового обслуживания покупателей. Исследования показывают, что при повышении доли торговой площади в общей площади магазина на 1 % товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,3-0,4 %, а эффективность использования трудовых и материальных ресурсов - на 0,07-0,08 %.

Как известно, мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Наиболее распространенным торговым оборудованием в магазине "БРЕСТ" являются универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов, что позволяет широко применять разнообразные группы товаров. Она обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, пригодна для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивает наглядность показа и удобства отборки их покупателями.

Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствует своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина, она подчеркивает единство ансамбля интерьера магазина. В цветовой отделке максимально использовались декоративные свойства материалов (дерева, пластических масс и др.). Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Окрашена мебель в нейтральные спокойные тона, в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина, и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей.

Универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов в магазине "БРЕСТ" можно легко демонтировать и устанавливать в других местах торгового зала.

При монтаже пристенных и островных горок в линию не возникает зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели малозаметны, а горизонтальные - подчеркнуты.

Также в магазине используются поддоны и стенды. На которые непосредственно и размещается продаваемый товар.

Магазин "БРЕСТ" - это фирменный магазин бытовой техники. В магазине продаются холодильники, газовые плиты, водонагреватели, котлы, СВЧ-печи, а другие мелкобытовые приборы. Следует отметить, что крупно-габаритная техника (холодильники, водонагреватели) выставляется на пол, без использования стендов, а среднегабаритная выставляется на стенды, поддоны, горки.

Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина "БРЕСТ" во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием.

Выбор типов оборудования, в магазине "БРЕСТ" и комплектование его набора основываются на следующих основных принципах:

-соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;

-оснащение магазинов торговым оборудованием осуществляется с учетом используемых методов продажи товаров;

-оборудование в основном обеспечивает эффективное использование торговой площади магазина.

Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

Расчеты с покупателями в магазине "БРЕСТ" осуществляются путем приема денег непосредственно и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Конструкция контрольно-кассовой машины позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика, одновременно на их индикаторах указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей обработкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и т. д. Кроме того, магазин "БРЕСТ" в полной мере оснащен организационной техникой, (компьютеры подключенные в сеть, факс, модем, принтеры, ксерокс, мини-АТС), а также есть выход в глобальную сеть интернет со своим адресом.

Информация о работе Организация, технология и проектирования торговых предприятий