Потребительские свойства и качество товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:34, реферат

Описание

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Содержание

Введение
1)Классификация требований предъявляемых к товару
2)Свойства товара
2.1)Функциональные свойства
2.2)Свойства надежности: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость
2.3)Эргономические свойства: антропометрические, физиологические, психологические, гигиенические
2.4)Эстетические свойства товара: информационная выразительность товара и упаковки, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида
2.5)Свойства безопасности: механическая, электрическая, пожарная, физиологическая, химическая и биологическая безопасность, безопасность транспортных средств
2.6)Экологические свойства
3)Показатели качества; -их классификация по количеству характеризуемых свойств; -по свойствам; -по способу выражения; -по методу определения; -по стадии определения; -по применению для оценки уровня качества
4)Номенклатура потребительских свойств товара
5)Виды нормативных документов, устанавливающие требования к качеству товара.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

теоретические основы товароведения.docx

— 251.98 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФГОУ  ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Кафедра: ТПППЖиТ

 

 

Дисциплина: Теоретические основы товароведения  и экспертизы

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Потребительские свойства и качество товаров»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка группы ТОВ-22,

Шнайдер Е.А.

 

Проверил:

Чучунов В.А.

 

 

 

Волгоград 2012

Содержание:

Введение

1)Классификация требований предъявляемых к товару

2)Свойства товара

2.1)Функциональные свойства

2.2)Свойства надежности: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость

2.3)Эргономические свойства:  антропометрические, физиологические, психологические, гигиенические

2.4)Эстетические свойства товара: информационная выразительность товара и упаковки, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида

2.5)Свойства безопасности: механическая, электрическая, пожарная, физиологическая, химическая и биологическая безопасность, безопасность транспортных средств

2.6)Экологические свойства

3)Показатели качества; -их классификация по количеству характеризуемых свойств; -по свойствам; -по способу выражения; -по методу определения; -по стадии определения; -по применению для оценки уровня качества

4)Номенклатура потребительских свойств товара

5)Виды нормативных документов, устанавливающие требования к качеству товара.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

Введение

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

 

Согласно ГОСТ Р 51303-99, товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

 

В Таможенном праве РФ товары — перемещаемые через государственную или таможенную границу предметы, являющиеся объектами внешнеторговой купли-продажи или мены (бартера).

 

Показатель качества товара - это количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, представляющих собой его качество. Показатель качества товара количественно характеризует степень пригодности товара удовлетворять определенные потребности. Номенклатура показателей качества конкретного товара зависит от его назначения. У товаров, выполняющих несколько функций разного рода, номенклатура показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Классификация требований предъявляемых к товару

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Объект классификации

В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методы оценки качества, виды контроля качества и т. д.

Значение классификации товаров  заключается в следующем:

способствует упорядочиванию терминологии;

позволяет объединить в родственные  группы большое количество товаров, что создает возможности для  систематизированного изучения товаров  и автоматизированной обработки  информации о товаре;

позволяет изучить и оценить  структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров;

облегчает изучение потребительских  свойств товаров, позволяет устанавливать  оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к  ним;

позволяет разработать групповые  методы измерений и оценки потребительских  свойств и качества товаров;

группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации;

служит базой для совершенствования  системы стандартизации товаров;

необходима при сертификации товаров;

облегчает и ускоряет организацию  торгово-оперативных процессов в  магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению  качества торгового обслуживания;

используется при организации  товароснабжения;

способствует рациональному размещению товаров на складах и выкладке их в торговых залах магазинов;

способствует изучению покупательского  спроса;

используется при составлении  рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т. п.

Виды классификации товаров

В товароведении используется несколько  видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.

 

Торговая классификация

Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

В практике торговли все  товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.

Продовольственные товары

Согласно торговой классификации  различают следующие группы продовольственных  товаров: хлебобулочные изделия, плоды  и овощи, кондитерские, винно-водочные, безалкогольные напитки, молочно-масляные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

В торговой сети продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.

Непродовольственные товары

Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации  делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные  товары (текстильная, кожаная, металлическая  галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы,лакокрасочные товары, моющие средства и др.); стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары);керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); электротовары и бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); обувные товары (кожаная, резиновая и валяная обувь); меховые товары (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания.

Указанные группы иногда объединяют или, наоборот, разукрупняют. Так, стеклянные, керамические и металлические товары объединяют в группу посудохозяйственных товаров.

Учебная классификация

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В  учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим  признаком считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два  раздела: продовольственные и непродовольственные.

Продовольственные товары

Все продовольственные товары по учебной  классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды  и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и  яичные товары.

В основе такой классификации лежит  общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

Непродовольственные товары

В соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные  товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые  товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и пр.

 

 

 

 

 

2) Свойства товара

Cвойства товара - проявляющиеся в процессе приобретения и использования потребителем товара по своему прямому назначению свойства, физические и нефизические характеристики товара, оказывающие воздействие на покупателя. Главное свойство товара – это его полезность или ценность. Без этого свойства всякое движение товаров от одних лиц к другим является бессмысленным. Покупатель, приобретая необходимый товар, оценивает его полезный для себя эффект, а не труд, затраченный на его производство.

Свойства товара можно разделить  на несколько категорий: социальные свойства, функциональные, эргономические, надежность, эстетические свойства, безопасность товара. Функциональные свойства определяют полезность товара, социальные - характеризуют  его пригодность, значимость для  общества, эргономические свойства товара характеризуют его удобство, гигиеничность, и комфорт в эксплуатации, надежность показывает способность изделия  отвечать принятым в обществе нормам безопасности.

 

2.1)Функциональные свойства

Функциональные свойства характеризуют основное назначение товаров. Функциональные свойства, как свойства сложные, подразделяются на несколько подгрупп (свойств II уровня):

-свойства, характеризующие совершенство выполнения основной функции;

-свойства, определяющие универсальность применения;

-свойства, определяющие совершенство выполнения вспомогательных функций.

 В свою очередь подгруппы  свойств подразделяются на простые  свойства.

При группировке функциональных свойств  решающее значение имеет способность  товара выполнять свое основное назначение. Например, для стиральной машины это  будет количество и качество выстиранного белья, для магнитофона — количество и качество записи и воспроизведения  в заданном отрезке времени, для  велосипеда — скорость передвижения и легкость хода при заданных нагрузках. Выполнение основной функции зависит  от параметров изделия, его химического  состава, от вида исходного сырья, от качества изготовления и пр.

Важной характеристикой функциональных свойств изделия является универсальность  применения, характеризуемая широтой  диапазона условий и возможностей использования изделия по назначению. Универсальность применения зависит  от выполнения ряда вспомогательных  функций. Универсальность бытового светильника может определяться конструкцией, позволяющей использовать его в качестве бра и настольной лампы. Универсальность фотоаппарата определяется его способностью проведения съемки объектов с широким диапазоном выдержек, фокусных расстояний, условий освещения и т. д.

Вспомогательные функции расширяют  возможности и повышают удобство использования (оттаивание холодильника). В ряде случаев вспомогательные  функции позволяют сократить  количество используемых товаров (магнитола, кухонный комбайн). У каждого вида товара есть своя система вспомогательных  функций, от совершенства выполнения которых во многом зависит конечный результат потребления.

Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять  их основные функции, это решающие свойства товара, значимость его подчеркивается в ст. 4 ,,Закона о защите прав потребителей”.

Эти свойства чаще всего удовлетворяют  физиологические потребности (пищевые  продукты, одежно-обувные и т.п.) или  выполняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т.п.). Так, для всех продуктов  питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая  ценность; для группы одежно-обувных  товаров – это защитные свойства (от неблагоприятных внешних воздействий).

Каждое из указанных свойств  может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (Дж), а биологическая оценивается по количеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных веществ.

Вместе с тем существует достаточно многочисленная группа непродовольственных  товаров, функциональные свойства которых  обуславливают удовлетворение только социальных потребностей, например ювелирные  изделия, антикварные предметы, музыкальные  товары.

Информация о работе Потребительские свойства и качество товаров