Потребительские свойства и качество товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:34, реферат

Описание

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Содержание

Введение
1)Классификация требований предъявляемых к товару
2)Свойства товара
2.1)Функциональные свойства
2.2)Свойства надежности: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость
2.3)Эргономические свойства: антропометрические, физиологические, психологические, гигиенические
2.4)Эстетические свойства товара: информационная выразительность товара и упаковки, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида
2.5)Свойства безопасности: механическая, электрическая, пожарная, физиологическая, химическая и биологическая безопасность, безопасность транспортных средств
2.6)Экологические свойства
3)Показатели качества; -их классификация по количеству характеризуемых свойств; -по свойствам; -по способу выражения; -по методу определения; -по стадии определения; -по применению для оценки уровня качества
4)Номенклатура потребительских свойств товара
5)Виды нормативных документов, устанавливающие требования к качеству товара.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

теоретические основы товароведения.docx

— 251.98 Кб (Скачать документ)

При определении функциональных свойств  необходимо установить основное назначение товара и условия использования  по назначению, обеспечивающее наиболее полное удовлетворение потребностей.

 

2.2)Свойства надежности: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость

Надежность - это способность изделия выполнять заданные функции в заданных режимах и условиях применения (технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования и др.), сохраняя свои эксплуатационные показатели в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки на отказ.

Наработка — это продолжительность или объем работы изделия, измеряемые в различных единицах (сутках, годах, килограммах и др.).

Надежность — это комплексное свойство, которое в зависимости от назначения и условий эксплуатации может включать: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость. Для продовольственных товаров в комплекс свойств надежности входят в основном свойства сохраняемости.

Одной из важнейших характеристик  качества является надежность товара. Надежность рассматривается как свойство продукта сохранять значение своих параметров качества в определенных пределах, ожидаемых потребителем, в течение определенного (гарантированного производителем) времени и при определенных (заранее установленных потребителем и производителем)условиях эксплуатации.

Надежность товара – сложное свойство, которое определяется показателями безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости и долговечности.

Безотказность (время безотказной работы продукта), т. е. время, в течение которого продукт сохранит свои параметры качества в заранее установленных пределах их изменения при оговоренных условиях эксплуатации. К показателям безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка.

Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта.

При этом важно снижать долю ремонтопригодных продуктов по сравнению с невосстанавливаемыми. В процессе эксплуатации объекта важно соблюдать плановые и неплановые перерывы в работе для проведения технического обслуживания, ремонта, контрольных проверок, что поддерживает ремонтопригодность объекта.

Сохраняемость (стабильность) свойств качества объектов характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности, патентоспособности по мере его использования.

Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы, срок службы до первого капитального ремонта и другие показатели. Совокупность ожидаемых потребителем параметров качества необходимого ему продукта и их значения, удовлетворяющие запросам потребителя, будет составлять ценность продукта. Поэтому при приобретении изделия потребитель обращает внимание на его без-дефектность. Дефектом называют несоответствие какого-либо параметра качества продукта требованиям потребителя. Дефекты разделяют на внутренние и внешние. Внутренний (скрытый) дефект продукта – это дефект, который в силу несовершенства контроля качества производства попадает в готовую продукцию, а затем – потребителю. Основная задача производителя – улучшение качества путем сведения к минимуму таких потенциально ненадежных изделий, которые не смогут выполнять свое функциональное назначение. Внешний дефект – это дефект, который может быть выявлен в результате разовых замеров параметров качества при контроле производства и готовой продукции. Задача производителя состоит в полном исключении внешних дефектов из реального продукта.

 

2.3)Эргономические свойства:  антропометрические, физиологические,  психологические, гигиенические

Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.

Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.

Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик эргономические свойства подразделяют на подгруппы: антропометрические, психологические и психолого-физиологические.

Антропометрические свойства –способность товаров при потреблении соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.

Данные свойства должны создавать  комфортность, удобства при потреблении  товаров. Наибольшее значение они имеют  при оценке качества непродовольственных  товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому  при проектировании и разработке продукции используются данные об антропологических  замерах населения, на основании  которых устанавливаются размеры  одежды, обуви, головных уборов.

В разных регионах Земли антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем  талии и т.д.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше отечественной при одинаковой маркировке размера.

Для устранения этих барьеров в международной  торговле промышленность многих развитых стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количества. Так, для одежды во многих азиатских  и некоторых европейских странах  применяют всего пять размеров: S, M, L, XL и XXL.

Показателями антропометрических свойств могут служить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей  оргтехники, бытовой техники, канцелярских товаров и др. диаметры ручек, карандашей, фломастеров не случайны, они отражают антропометрические характеристики руки человека. При большем или меньших  их размерах наступает быстрое утомление, возникает чувство неудобства.

Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю.

Душевный комфорт – состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.

Одним потребителям душевный комфорт  могут создавать любимые, привычные  вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения и  т.п. например, восприятие отдельных  пищевых продуктов в определенных регионах Земли определяется национальными, религиозными, семейными и другими  обычаями. Мясо лягушек, которые французы считают деликатесом, не принято  употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечистым продуктом, а индусы –  говядину, так как корова в Индии  – священное животное.

Ко многим непродовольственным  товарам, особенно сложно техническим  так же предъявляются определенные психологические требования. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим  возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, большое количество кадров или строк в единицу  времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы.

Психолого-физиологические  свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.

Одной из разновидностей этих свойств  является органолептические свойства, основу которых составляют психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности.

Одни и те же пищевые продукты у разных людей вызывают неодинаковое восприятие, а главное – чувство  удовлетворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворение получают от чашки чая, а кофеманы – от чашки кофе. Большинство российских потребителей предпочитают квашеную капусту или соленые огурцы хрустящей консистенции, а размягченная консистенция воспринимается как значительный дефект.

Для непродовольственных товаров (одежда, обувь, посуда и др.) физиологические  свойства реализуются через гигиенические свойства. Все гигиенические свойства можно объединить в следующие группы:

-свойства, определяющие взаимодействие изделия с парообразной и жидкой влагой;

-свойства проницаемости;

-свойства электризуемости;

-свойства, обеспечивающие тепловой обмен энергией;

-свойства загрязняемости и очищаемости.

К свойствам, определяющим взаимодействие изделий с парообразной и жидкой влагой, относятся гигроскопические свойства, влагоотдача, водопоглощение и пр. Эти свойства имеют большое значение, особенно для одежды и обуви. Они способствуют поддержанию нормальной влажности в пространстве между изделием и кожей человека.

Свойства проницаемости характеризуют  способность материалов пропускать воздух (воздухопроницаемость), пары влаги (паропроницаемость), пыль (пылепроницаемость), свет (светопроницаемость), капельную воду (водопроницаемость, водоупорность) и пр. Например, мебель, предназначенная для хранения продуктов должна иметь соответствующий воздухообмен. Плащевые ткани — обладать водоотталкивающими свойствами, а резиновая обувь должна быть водоупорной.

Свойства электризуемости характеризуют способность изделия накапливать на своей поверхности заряды статического электричества. Электризуемость при носке одежды вызывает неприятные ощущения, а наэлектризованная одежда прилипает к телу и быстрее загрязняется.

Свойства, обеспечивающие обмен тепловой энергией, характеризуют способность изделия к переносу тепла (теплопроводность, температуропроводность) и к поглощению тепла (теплоемкость). Эти свойства называют теплозащитными. Высокими теплозащитными свойствами должны обладать изделия зимнего ассортимента, а также строительные товары. Теплоемкость, в частности, имеет значение для электронагревательных приборов.

Свойства загрязняемости и очищаемости характеризуют способность изделий загрязняться и очищаться, имеют большое значение для оценки их гигиенических свойств. Способность изделия очищаться зависит от вида материала, из которого оно изготовлено, от конструкции изделия, от наличия специальных покрытий и др. Например, удобство очистки металлохозяйственных изделий определяется отсутствием труднодоступных мест, гладкостью поверхности и др.

 

2.4)Эстетические свойства  товара: информационная выразительность  товара и упаковки, рациональность  формы, целостность композиции, совершенство  производственного исполнения и  стабильность товарного вида

Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом идеале. Соответствие изделия эстетическим требованиям характеризуется показателями, перечень которых приведен в табл. 3.

Подгруппа показателей

Единичный показатель

1. Информационная  выразительность

1. Знаковость.

2. Оригинальность.

3. Стилевое соответствие.

4. Соответствие моде

2. Рациональность  формы

1. Функционально-конструктивная  обусловленность.

2. Эргономическая обусловленность

3. Целостность  композиции

1. Организованность  объемно-пространственной структуры.

2. Тектоничность.

3. Пластичность.

4. Упорядоченность графических  и изобразительных элементов. 5. Колорит  и декоративность

4.Совершенство  производственного исполнения и  стабильность товарного вида

1. Чистота  выполнения контуров и сопряжений.

2. Тщательность покрытий и отделки.

3. Четкость исполнения фирменных  знаков и сопроводительной документации.

4. Устойчивость к повреждениям  и сохранность первоначального  вида


Информационная выразительность — это способность изделия отражать в форме сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность определяет те свойства, которые выделяют данное изделие среди аналогичных, она характеризуется такими показателями, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.

Под знаковостью понимают отражение  в форме изделий различных  эстетических идей и представлений. Примером изделий с ярко выраженной знаковостью являются изделия для  детей.

Оригинальность изделия характеризуется  наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают  отличия от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения.

Соответствие стилю и моде является важным критерием эстетических свойств. Мода отражает временное господство вкусов. Она проявляется в одежде, обуви, мебели, в организации интерьеров и пр. Стиль - единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Именно стиль выражает суть, уникальность самого изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы; изображения и выражения; личности и эпохи.

Информация о работе Потребительские свойства и качество товаров