Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 07:02, реферат
Проведенное в 2010 году "Фармэксперт" исследование потребительских предпочтений показало, что 53% из числа опрошенных посетителей аптек и продовольственных магазинов в той или иной мере покупают БАД или препараты из растительного сырья (1% - несколько раз в неделю, 5% - один раз в неделю, 18% - один раз в месяц, 20% - один раз в сезон, 9% - 1-2 раза в год). Наиболее активными потребителями являются семейные женщины в возрасте до 50 лет, имеющие средний и высокий уровень доходов, на долю которых приходится до 90% от всех покупок этого товара. В то же время основными потребителями БАД и фиточаев общеоздоравливающего действия являются люди в возрасте до 40 лет, где преобладает мужская аудитория с высоким уровнем доходов.
2 Экспериментальная часть
2.1 Развитие рынка БАД
2 Экспериментальная часть
2.1 Развитие рынка БАД
Биологически активные добавки рассматриваются в настоящее время как один из быстрых и эффективных способов коррекции питания и здоровья.
В течение последних нескольких лет наблюдается динамичное развитие рынка биологически активных добавок. БАДы стремительно заполняют аптечный рынок, все более активно составляя конкуренцию лекарственным препаратам.
По итогам 2010 года рынок БАД в России составил 764 млн. дол. Огромная цифра, но на деле с учетом численности нашей страны ежемесячное потребление на душу населения составляет всего 4$ (120 руб.). В Европе эта цифра в 10 раз больше – 40$, а в США она достигает 200$. Поэтому, не смотря на сильный рост, (исходная точка не слишком отличалась от нуля) – рынок БАД в РФ развит все еще достаточно слабо, не создана культура дополнения пищи добавками для гармонизации ежедневного рациона.
В начале 2011 года наиболее востребованными у россиян оказались следующие группы биодобавок: средства, воздействующие на органы пищеварения (доля на рынке — 25,9 %), регулирующие процессы тканевого обмена (21,5 %), поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата (9,5 %), нормализующие зрение (6,5 %), регуляторы гормонального обмена (6 %), источники минеральных веществ (4,5 %), антиоксиданты (3,9 %), средства профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы (3,6 %), оказывающие влияние на нервную систему (3,2 %).
Интерес к биологическим добавкам, как полезным для здоровья продуктам натурального происхождения, сильно возрос за последнее время. Для этого есть, по крайней мере, три причины.
Первая из них - относительный дефицит и высокая стоимость многих современных лекарственных препаратов, что вырастает в серьезную проблему для многих больных с хроническими заболеваниями, нуждающихся в многократном курсовом или непрерывном приеме лекарств.
Вторая причина связана
с тем, что широкое применение
лекарственных препаратов (особенно
при неоправданной их комбинации,
когда больной одновременно принимает
4-6 различных средства параллельно,
без учета их взаимодействия) привело
к появлению большого числа побочных
реакций и осложнений, иногда небезопасных
для здоровья больного. В то же время
биологические добавки, как и
фитопрепараты, могут оказывать
более комплексное, гармоничное
действие, чем синтетические средства
или выделенные из естественного
сырья лекарственные средства (например,
сердечные гликозиды, алкалоиды), они
лучше переносятся, особенно при
длительном приеме, а при комбинации
действующих натуральных
Третья причина связана
с активным внедрением в
Проведенное в 2010 году "Фармэксперт" исследование потребительских предпочтений показало, что 53% из числа опрошенных посетителей аптек и продовольственных магазинов в той или иной мере покупают БАД или препараты из растительного сырья (1% - несколько раз в неделю, 5% - один раз в неделю, 18% - один раз в месяц, 20% - один раз в сезон, 9% - 1-2 раза в год). Наиболее активными потребителями являются семейные женщины в возрасте до 50 лет, имеющие средний и высокий уровень доходов, на долю которых приходится до 90% от всех покупок этого товара. В то же время основными потребителями БАД и фиточаев общеоздоравливающего действия являются люди в возрасте до 40 лет, где преобладает мужская аудитория с высоким уровнем доходов. При этом 45% покупателей за один заход в торговую точку покупали 2-3 наименования, 36% - одно наименование, и 9% - более трех наименований.
Результаты исследований показывали, что в лечебных целях (то есть уже при наличии заболевания или его обострения) БАД или фитопрепараты принимают 74% опрошенных лиц, в целях профилактики заболеваний или обострений - 57%, для тонизации и оздоровления - 19% (сумма превышает 100%, так как респондент имел возможность выбора нескольких вариантов ответов). При этом наиболее часто в целях тонизации и оздоровления их принимают руководители (бизнесмены), лица со средним и высоким уровнем доходов, а для лечения - пожилые люди, с низким уровнем доходов и образования (преимущественно - простые формы фитопрепаратов), чаще - женщины.
Потребители, применяющие
БАД или фитопрепараты для
профилактики, используют их несколько
раз в месяц или чаще, для
тонизации и оздоровления - несколько
раз в неделю или практически
каждый день. В то же время
для лечения относительно
Необходимо отметить,
что для покупательниц в
При анализе психологических
предпочтений потребителей
На рынке г. Улан- Удэ наиболее часто встречаются 19 производителей торговых марок БАД. Зарубежные производители поставляют 10 торговых марок БАД (53 % от общего объема), 9 торговых марок (47 %) - отечественные производители. Зарубежные предприятия-производители представлены торговыми марками Nycomed, KRKA, «Центрум», Vitrum, Neogalen, Bayer, Dopper Herz, Multi Tabs, Health life, Merz, отечественные - «Диод», «Аквион», «Компливит», «Идеал», «Эланс», «Липрина», «Экомир», «Люкс».
В таблице 1 представлены наиболее популярные БАДы, реализуемые в аптеках г. Улан-Удэ.
Таблица 1. Популярные БАДы, реализуемые в аптеках г. Улан-Улэ
№ п/п |
Торговое наименование |
Производитель |
Объем, мл |
Цена, руб |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Сеалекс форте |
Риа панда |
50-100 |
54-112 |
2 |
Фитолакс |
Эвалар ЗАО |
100-150 |
64-121 |
3 |
Али капс |
Эвалар ЗАО |
100 |
68 |
4 |
Ци-клим |
Эвалар ЗАО |
150 |
56 |
5 |
Индинол экстракт крестоцветных |
Мираксбиофарма ЗАО |
50-100 |
54-98 |
6 |
Тонгкат али платинум |
Polens (m) sdn bhd |
100 |
75 |
7 |
Пустырник форте |
Эвалар ЗАО |
100-250 |
46-102 |
8 |
Глицин форте "эвалар" |
Эвалар ЗАО |
150 |
118 |
9 |
Турбослим очищение чай |
Эвалар ЗАО |
200 |
150 |
10 |
Капилар |
Диод ОАО |
150-200 |
98-115 |
11 |
Гепатрин |
Эвалар ЗАО |
100 |
79 |
12 |
Алфавит |
Аквион ЗАО |
50 |
64 |
13 |
Черника-форте |
Эвалар ЗАО |
50-100 |
51-96 |
14 |
Доппельгерц актив омега -3 |
Queisser pharma gmbh & co.kg |
150-250 |
125-246 |
15 |
Лютеин |
Комплекс экомир |
100 |
75 |
16 |
Овесол |
Эвалар ЗАО |
100-150 |
68-119 |
17 |
Бион 3 |
Merk selbstmedikation (продвиж-е dr.reddy's) |
150-250 |
129-205 |
18 |
Атероклефит |
Эвалар ЗАО |
100-150 |
78-134 |
19 |
Редуксин лайт |
Полярис ОАО |
50 |
71 |
20 |
Окувайт лютеин |
Dr. Mann pharma |
50 |
99 |
Лидерами рынка БАД, в выбранном перечне среди производителей является компания "Эвалар".
Было выявлено, что спрос на БАД зависит от сезонности. Наибольшее потребление БАД отмечается в осенне-весенний период, а снижение объемов продаж - в летние месяцы. Пока еще большинство потребителей БАД применяют их нерегулярно, хотя можно выделить формирующуюся и растущую группу постоянных пользователей.
2.2 Способы распространения БАД
В структуре продаж аптечных учреждений биологически активные добавки (БАД) занимают второе место после лекарственных препаратов.
Сегодня в аптечных учреждениях России продается более 4000 торговых наименований БАД, которые представляют около 700 производителей.
Биологически активные добавки широко представлены в аптечной сети. Они активно используются для профилактики заболеваний, общего оздоровления, кроме того многие из них могут применяться как безопасные средства для самолечения проявлений болезни, которые не требуют медицинских консультаций.
А также БАД широко представлены с помощью MLM-сетей и альтернативных внеаптечных каналов.
Среди биологически активных
добавок, реализуемых по каналам MLM-маркетинга,
преобладает продукция
Одной из альтернатив аптечному рынку БАД является продажа их населению через прочие каналы розничной торговли - универсамы, продуктовые магазины, киоски, латки и т.п.
Пути распространения БАД к конечному потребителю могут быть представлены схемой, представленной на рис.1.
Рисунок 1.Каналы распространения БАД
Распределение основных объемов
(в денежном выражении, по экспертным
оценкам) реализуемых БАД и продуктов
функционального питания
Рисунок 2. Структура объема реализации БАД по ведущим каналам распространения.
Таким образом, в масштабах
общероссийского рынка БАД
Структура активности несетевых каналов распространения БАД представлена в таблице 2.
Таблица 2. Активность несетевых каналов распространения БАД
Канал |
Доля в несетевом обороте БАД (%) |
В среднем за период | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
Аптеки |
66.2 |
66.1 |
63 |
65 |
65.1 |
Консультанты-распространители |
13.5 |
15 |
13.9 |
15.4 |
14.5 |
Специализированные магазины и отделы |
8.3 |
9.8 |
6.4 |
7.3 |
8 |
Супермаркеты |
1.2 |
1.8 |
1.2 |
1.8 |
1.5 |
Основные материалы, характеризующие каналы распространения, представлены в таблице 3.
Таблица 3 Характеристика основных каналов распространения БАД
Канал |
Ориентированность на массовый спрос |
Приоритетные группы БАД |
Влияние на выбор |
Преимущественный ценовой диапазон |
MLM |
нет |
Преимущественно импортные Комплексные программы контроля веса, омоложения, оздоровления и профилактики |
Убедительность консультантов |
Высокий |
Аптеки |
высокая |
Контроль веса, витаминные, лечебно-профилактические |
Рекомендации врачей, фармацевтов, реклама |
средний |
Магазины |
высокая |
Функциональное и диетическое питание, сахарозаменители и т.д. |
Реклама |
Средний |
Выбор оптимального канала
распространения БАД, также учитывает
опыт производителя. Так, фармацевтические
предприятия, выпуская БАДы, ориентируются
на аптечный канал реализации, так
как он для них наиболее проработан
по другим видам продукции. Производители
БАД на базе предприятий пищевой
промышленности преимущественно ориентируются
на реализацию через супермаркеты и
специализированные отделы магазинов.
Производители БАД, ориентированные
на разработки отдельных научных
групп и лечебных учреждений, будут
в большей степени