Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 62 экзаменационных вопроса по дисциплине "Товароведение"
1. Торговля как вид предпринимательской деятельности. Формы осуществления торговли
2. Государственное регулирование торговой деятельности
3. Современные проблемы торговли
...
62. Управление оборотными средствами63Планирование потребности торговых организаций в оборотных средствах
Некоторые участники предпринимательской деятельности наделены законом специальной компетенцией, т.е. они осуществляют правомочия, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и несут связанные с этой деятельностью обязанности (например, государственные унитарные предприятия по бытовому обслуживанию населения).Среди участников предпринимательской деятельности выделяются коммерческие организации и некоторые некоммерческие, чей правовой статус можно характеризовать как исключительный в силу того, что законодательство допускает для них ведение только указанной в лицензии предпринимательской деятельности и сопутствующих этой деятельности услуг. Такие организации обладают исключительной компетенцией. Наибольшее число подобных ограничений в законодательной базе, регулирующей деятельность финансовых организаций. Например, кредитные и страховые организации не вправе заниматься производственным и торгово-посредническим предпринимательством.
7. Научные основы прогнозирования и планирования торговли
Экономический анализ – это один из важнейших инструментов получения информации, необходимой для принятия управленческих решений в области финансов. От качества экономического анализа во многом зависит рациональность финансовых решений, а следовательно, эффективность деятельности участников финансовых отношений. Предметом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность названных участников, а точнее, ее изучение с целью оценки результатов и выявления резервов совершенствования их деятельности.
Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:
использование системы абсолютных и относительных показателей;
сравнительный анализ;
метод группировки;
индексные расчеты;
экономико-математические методы;
балансовый метод.
Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.
В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и в другие финансовые институты.
8. Сущность, виды и функции хозяйственного механизма
9. Структура хозяйственного механизма организации торговли
В самом общем виде экономический механизм хозяйствования можно представить как необходимую взаимосвязь различных экономических явлений. Применительно к субъекту экономики хозяйственный механизм определяется как совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью повышения эффективности субъекта хозяйствования.
Хозяйственный механизм предприятий торговли является подсистемой хозяйственного механизма всего народнохозяйственного комплекса. Как экономическая категория хозяйственный механизм предприятий торговли представляет собой совокупность форм, методов, и инструментов хозяйствования, посредством которых регулируется торговая деятельность и достигаются высокие конечный результаты.
Структура хозяйственного механизма предприятий торговли включает следующие основные звенья:
- хозрасчетные отношения, основанные на самоокупаемости и самофинансировании предприятий торговли. В условиях рыночной экономики это звено хозяйственного механизма выступает на первый план, несколько отодвигая такой структурный элемент, как планирование;
- планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности предприятий торговли;
- хозрасчетное стимулирование, предполагающее ряд экономических рычагов и стимулов;
- организационная структура управления предприятий торговли;
Хозрасчетные отношения представляют собой метод ведения и управления торговой деятельностью, основанный на соизмерении в стоимостном выражении затрат и результатов труда, а также предусматривающий не только возмещение расходов, но и получение прибыли.
Главной целью реализации хозрасчетных отношений является повышение эффективности деятельности на базе рационального и экономного использования всех видов ресурсов.
Экономическая сущность хозрасчетных отношений в торговле раскрывается через их принципы, полнота соблюдения которых в свою очередь определяет формы этих отношений. К основным принципам хозяйственного расчет традиционно относятся следующие:
1. Хозяйственно-оперативная самостоятельность торговых предприятий, которая заключается в их экономической обоснованности. Этот принцип предполагает наличие у торговых предприятий обособленного имущества, возможности осуществления самостоятельного планирования и самостоятельного выбора партнеров (поставщиков товаров, кредитных учреждений, рекламных агентств, ремонтных организаций); статуса юридического лица.
2. Самоокупаемость и самофинансирование торговой деятельности. Самоокупаемость является первой ступенью хозрасчета и предполагает покрытие расходов (или текущих затрат) доходами. Самофинансирование – это более высокая ступень текущих затрат, но и получение достаточной прибыли для расширения объемов деятельности.
3. Материальная заинтересованность в торговой деятельности, которая заключается в получении максимального дохода при минимальных затратах.
4. Материальная ответственность предполагает несение ответственности торгового предприятия за использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам за счет дохода и резервов (например, за нерациональное использование кредита начисляется пеня).
5. Экономическая ответственность – понятие более широкое, чем материальная ответственность. Экономическая ответственность означает, что предприятие за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, используя при этом не только денежные резервы, но и собственность, что грозит банкротством.
10. Экономический анализ хозяйственной деятельности торговых организаций
Анализ прибыльности и рентабельности
Финансовые результаты хозяйственной деятельности в торговле характеризуются не только валовым доходам, но и прибылью от продаж, прибылью до и после налогообложения и т.д. Доходность хозяйствующего субъекта выражается абсолютными и относительными показателями. Выделение доходности как важнейшего показателя хозяйственно - финансовой деятельности обусловлено тем, что только прибыльные организации могут быть платежеспособными и финансово устойчивыми. Прибыль, получаемая от производственно - эксплуатационной, инвестиционной и финансовой деятельности, является также важнейшей формой выражения эффективного использования активов (имущества) организации и ее деловой активности. Конечный финансовый результат можно представить в следующем виде:
П ч = П о+Пф+Пп+Пчр-Н,
где: Пч - чистая прибыль;
По - прибыль от продажи товаров (работ, услуг) или операционной прибыли;
Пф - финансовая прибыль; Пчр - чрезвычайная прибыль;
Н - налоги уплаченные.
В процессе анализа рассматриваются, и другие виды прибыли, например, нераспределенная, или балансовая, и валовая. Чтобы знать, эффективно ли прошел этот виток оборота, необходимо полученную выручку сопоставить с произведенными расходами и определить результат от продажи:
П о = Q - CC - KP - УР,
где: Q - объем продаж;
CC - себестоимость реализованной продукции;
KP - коммерческие расходы;
УР - управленческие расходы.
В торговле данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
П о = Q - ПК - ИО = ВД - ИО,
где: ПК - покупная стоимость реализованных товаров;
ИО - издержки обращения (расходы на продажу);
ВД - валовый доход, определяемый как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (без НДС).
Если в результате такого сопоставления получается положительная величина, то это характеризует прибыль, а если отрицательная - убыток.
Несмотря на то, что масса прибыли являются показателем мощности организации, она не является определяющим критерием, представляющим интерес для владельцев организации. По данному показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы о деятельности организации, так как одна и та же масса прибыли может быть результатом разных по величине объемов вложенного капитала, товарооборота, масштабов торговой деятельности. Соответственно и степень весомости суммы прибыли будет неодинаковой. Кроме того, на стоимостную оценку (особенно при анализе динамики) большее влияние оказывает инфляция, а воздействие ее на относительные показатели нивелируются, ибо ее влияние примерно одинаково на числитель, так и на знаменатель коэффициентов. Поэтому в анализе часто используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученной прибыли к величине использованных ресурсов или каких - либо других показателей. Так, сумма прибыли в сравнительном и динамическом анализах всегда сопоставляется с другими величинами для получения нормы прибыльности (рентабельности), учитывающей эффективность использования активов, капитала, продаж, затратности и т.д.
Таким образом, в зависимости от знаменателя, исчисляемого коэффициента существуют два подхода к оценке экономической эффективности: ресурсный и затратный. Однако и в числителе определяемых коэффициентов могут быть указаны следующие виды прибыли: операционная, валовая, чистая, нераспределенная, финансовая, от прочей деятельности, чрезвычайная, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности. В целом эти коэффициенты позволяют оценить эффективность управления, прибыль инвестированного капитала, срок его окупаемости. Так, период окупаемости акционерного капитала рассчитывается через отношение акционерного капитала (Ка) и чистой прибыли (Пч):
Тлет = Ка ∕ Пч.
В основу расчета принимается средняя сумма акционерного капитала. Расчет и анализ различных коэффициентов прибыльности зависят от поставленной цели: сравнение их с аналогичными показателями других организаций; изучение динамики; определение факторов, влияющих на них. Так, доходность инвестированного капитала можно рассчитать различным образом: в зависимости от того, анализируется ли она с точки зрения собственников капитала, менеджеров или кредиторов. С точки зрения собственников ставка доходности инвестиций (Сди) определяется отношением чистой прибыли (Пч) к средней сумме собственного (Кс) или акционерного капиталов (Ка).
Сди = Пч ∕Кс.
Этот коэффициент позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль инвестированного собственниками капитала. Он важен для оценки прибыльности вложения акционерами средств. Кроме того, если в числителе используется прибыль до налогообложения, то данный коэффициент будет характеризовать активность работы руководителя организации, так как размер налогов не зависит от его работы, а если применяется прибыль от продаж, то дается характеристика работы по основной деятельности. Однако именно показатель чистой прибыли составляет ту часть общей прибыли, которая остается в организации и может в полном объеме (или в ее большей части) пойти на выплату дивидендов. Величина данного коэффициента зависит от доли заемного капитала в общей сумме капитала (при прочих равных условиях). В то же время снижение этого коэффициента нельзя рассматривать как ухудшение деятельности организации, если оно произошло в результате роста инвестиций. Однако в дальнейшем понесенные расходы могут окупиться за счет роста прибыли.
Ставка доходности инвестиций рассчитывается также через коэффициенты рентабельности продаж (Пч ∕Q) и оборачиваемости капитала (Q ∕ Кс) по формуле:
Сди = Пч ∕Q ∙ Q ∕ Кс
Поэтому повысить рентабельность можно за счет увеличения уровня рентабельности продаж; оборачиваемости собственного капитала.
Если рассматривается доходность всего авансированного долгосрочного капитала, то ставка доходности долгосрочных инвестиций (Сдди) определяется как:Сдди = Пч ∕Ки,
где: Ки - инвестированный долгосрочный капитал, включающий собственный и заемный долгосрочный капиталы.
прибыльность рентабельность продажа торговый
О качестве управления активами дает представление коэффициент рентабельности активов (Кра):
Кра = Пч ∕А,
где: А - средняя сумма активов.
Данный показатель позволяет оценить эффективность управления и показывает, сколько прибыли было получено с каждого рубля актива и характеризует опыт и умение менеджера по управлению хозяйственно-финансовой деятельностью организации. Этот коэффициент можно представить через коэффициент рентабельности продаж (Пч ∕Q), используя формулу:
Кра = Пч ∕Q ∙ Q ∕А.
Коэффициент рентабельности можно исчислить не только по всем активам, но и по отдельным их видам, например основным средствам (ОС):
Кос = П ∕ОС.
Наиболее часто в торговле используется показатель рентабельности продаж (УР), т.е. отношение прибыли от продаж к объему товарооборота (Np), выраженный в процентах:
УР = По ∕ Np ∙ 100.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация получила с каждого рубля проданных товаров. Этот показатель можно определять как в целом по торговой организации, так и по отдельным видам товаров. Только в первом случае сопоставляют прибыль и выручку от продаж в целом по организации, во втором - прибыль и выручку от продажи конкретного вида товара.
При комплексном анализе прибыли в числителе коэффициентов используются не только чистая прибыль, но и другие ее виды - в зависимости от цели анализа. Так, для исчисления общей прибыльности организации используется валовая прибыль, а при расчете доходности отдельных видов операций применяются финансовая, чрезвычайная и прочая прибыли. Например, коэффициент рентабельности финансовых вложений (Крфв) рассчитывается соотношением финансовых прибылей (Пф) и средней суммы финансовых вложений (Фв):
Крфв = Пф ∕ Фв.
Для исчисления коэффициента рентабельности себестоимости продаж (Крсс), т.е. определения прибыли на 1 руб. расходов рассчитывается показатель:
Крсс = По ∕ СС.
Акционеры заинтересованы в получении дивидендов на акции. Следовательно, при анализе необходимо исчислить среднюю сумму чистой прибыли, полученную организацией на одну акцию (Пч ∕ количество акций). Рассчитывается также коэффициент "цена-прибыль" (Кц-п), т.е. отношение средней рыночной цены за акцию (РЦА) на чистую прибыль одной акции (Пча):