Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:24, шпаргалка
Вопрос 1: Система показателей эффективности использования основных средств торгового предприятия
Вопрос 2: Понятие товарооборота, его структура
Вопрос 3: Система показателей для анализа товарооборота
Вопрос 4: Розничный товарооборот. Анализ и планирование товарооборота
Вопрос 5: Экономическая сущность и классификация товарных запасов
Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
2) организация выполнения
плановых решений, оценка реаль
3) контроль и анализ
конечных результатов,
Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.
Вопрос 43: Назначение и основное содержание бизнес-плана, его роль в управлении фирмой
Бизнес-план - это общепринятая
в мировой хозяйственной
Он составляется при
постановке научных исследований и
опытно-конструкторских
- оценка перспективы развития фирмы или
проекта, которая позволяет быть готовым
к изменениям рыночной и экономической
ситуации;
- повышение квалификации аппарата управления,
заставляя менеджеров практически думать
о возможностях фирмы, ее конкурентах
и других проблемах, что ведет к принятию
более квалифицированного решения;
- защита средств инвесторов, что является
моральным и юридическим долгом предпринимателя;
- определение основных потребителей НТ
и стратегии конкурентной борьбы;
- информирование инвестора о состоянии
дел предпринимателя, что очень важно
для преодоления возможных финансовых
проблем;
- обеспечение поставок сырья и комплектующих
изделий без предоплаты, так как поставщик,
благодаря бизнес-плану, может увидеть
своего потенциального надежного клиента;
- рекламирование и формирование убеждения
потенциальных потребителей в способности
фирмы производить свою продукцию в достаточном
количестве и достаточного уровня качества;
- снижение вероятности банкротства в связи
с обнаружением возможных дорогостоящих
ошибок.
Процесс составления
бизнес-плана вынуждает
Так ли уж хороша сама идея?
Будет ли положительный результат?
На кого рассчитана новая техника, продукт
или услуга?
Найдет ли она своего покупателя?
С кем придется конкурировать?
Смогу ли защитить свои права на новизну
или конкурентам не представляет труда
ее скопировать?
По силам ли организовать такой проект?
Для составления бизнес-плана необходима следующая информация:
- идея и цель нового проекта;
- объем потенциального спроса;
- оценка производственных возможностей
для реализации проекта;
- оценка управленческой команды.
Названия разделов бизнес-плана могут изменяться в зависимости от методики его составления, но в обобщенном виде они сводятся к следующим: 1) резюме; 2) фирма; 3) рынки и конкуренция; 4) продукция; 5) сбыт; 6) производство; 7) финансы; 8) инвестиции; 9) дополнительная информация.
Резюме. Это очень важный раздел, так как содержит краткое изложение сути бизнес-плана (внешние инвесторы обычно его читают в первую очередь). Включает описание нынешнего состояния фирмы, а также информацию о том, какую продукцию она намерена продавать и кто будет эту продукцию покупать. Следует показать экономические и неэкономические выгоды для покупателя, финансовые прогнозы, общие цели фирмы на 3—7 лет вперед и способы достижения этих целей. Здесь же указывается объем капитала, необходимый для осуществления намеченных целей, а также как и когда инвесторы могут получить выгоду от вложения своих капиталов в компанию.
Фирма. Данный раздел посвящен тому, какие цели ставит перед собой предприятие и как оно предполагает их достичь. В разделе следует описать:
• нынешний статус фирмы;
• задачи на ближайшее время (1—3 года);
• задачи на более отдаленное время (5—7 лет);
• состав руководящего звена фирмы;
• задачи руководящего звена.
Рынки и конкуренция. Здесь нужно дать информацию о том, кто и почему будет покупать продукцию. Необходимо доказать, что фирма сосредоточивает внимание на рынке, который она обслуживает, а не на технической стороне выпуска продукции. Описываются следующие параметры:
• рынок для продукции в настоящее время;
• преимущества, которые получают потребители продукции;
• ожидаемый спрос на продукцию в ближайшем будущем;
• спрос на продукцию в перспективе;
• сегмент рынка, который желает занять фирма;
• во что обойдется фирме выход на рынок;
• желаемый объем продажи и доля рынка, которую займет продукция фирмы;
• особые цели на рынке;
• стратегия сбыта, направленная на достижение поставленных целей;
• риск на рынке.
Продукция. Этот раздел должен быть короче, чем раздел, посвященный рынку, чтобы показать потенциальному инвестору, что фирма думает сперва о рынке, а потом уже о своем продукте. Все связанное с разработкой продукта должно быть изложено предельно лаконично. Инвесторы предпочитают, чтобы их деньги шли на производство и продажу продукта, а не на его разработку. Крупные затраты на разработку продукта могут оттолкнуть многих инвесторов.
Содержание раздела:
• примеры использования продукта;
• соответствие продукта принятым стандартам;
• преимущества, которые имеет данный продукт перед продуктами -аналогами;
• состояние, в котором продукт находится в настоящее время (на стадии разработки, создания опытных образцов, производства и т.д.);
• влияние увеличения объема производства на стоимость продукта;
• патенты и ноу-хау, которым компания обладает по данному продукту.
Сбыт. Здесь следует обосновать цену продукта и сравнить ее с ценами, существующими в промышленности. Должно содержаться свидетельство того, что подход к сбыту будет способствовать успешному осуществлению плана маркетинга. Содержание раздела:
• метод сбыта в настоящее время;
• метод сбыта в ближайшей перспективе;
• метод сбыта в более отдаленной перспективе;
• наличие/отсутствие на
фирме специализированного
• затраты на подготовку к заключению контрактов о продаже продукта;
• стоимость продажи продуктов, изготовленных по индивидуальным заказам;
• стратегия определения цены и установления гарантийного срока.
Производство. В данном разделе нужно показать, что процесс производства не требует крупных затрат и является предельно эффективным, вследствие чего можно рассчитывать на получение максимальной прибыли.
Содержание раздела:
• необходимые площади и оборудование;
• элементы продукта, которые можно делать на своем оборудовании, и элементы, которые требуется закупать;
• гарантии наличия источников сырья и запасных частей, необходимых для выпуска продукта;
• наличие резервных источников сырья и запасных частей;
• совершенствование технологии производства с целью повышения качества и снижения себестоимости продукта;
• обеспечение контроля за качеством продукта на всех этапах производства;
• необходимый штат сотрудников и предполагаемые изменения в штатном расписании по мере расширения производства.
Финансы фирмы.
Содержание раздела:
• обзор финансового положения компании с момента ее основания;
• увеличение бюджета по мере расширения фирмы;
• прогноз финансового состояния фирмы на несколько лет вперед;
• краткое изложение операций, предшествующих финансированию;
• количество акционеров, число акций.
Инвестиции. В этом разделе необходимо указать, сколько капитала хочет получить фирма, форму инвестиций, как будут использоваться полученные фонды и какую долю компании приобретает инвестор. Нужно показать, каким образом по истечении определенного времени (обычно указывается срок в пять 'лет) инвестор сможет получить обратно свой вклад, стоимость которого пропорционально возрастает; как будут использоваться деньги инвестора. Следует описать характер предполагаемых действий.
Дополнительная информация. В данном разделе приводятся краткие сведения о руководителях фирмы и ведущих сотрудниках, в том числе биографии руководителей; другие важные сведения (деловые, контактные и проч.).
Приложения (финансовая и бухгалтерская информация, сертификаты качества и т.д.). Бизнес-план должен содержать полную и подробную информацию о деятельности предприятия. Эта информация является строго конфиденциальной. Поэтому, показывая свой бизнес-план потенциальному партнеру или инвестору, необходимо взять с него расписку о неразглашении полученной информации.
Вопрос 44: Бюджетирование. Сбалансированность производственных и финансовых показателей в бизнес-плане
Эффективным видом финансового планирования на предприятии является бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов.
Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:
- бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;
- бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;
- бюджет потребления энергий;
- бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;
- бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);
- бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;
- налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.
Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц.
Составной частью финансового
планирования является определение
центров ответственности –
В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений.
Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т.п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств.
Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.
В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части.