Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:24, шпаргалка

Описание

Вопрос 1: Система показателей эффективности использования основных средств торгового предприятия
Вопрос 2: Понятие товарооборота, его структура
Вопрос 3: Система показателей для анализа товарооборота
Вопрос 4: Розничный товарооборот. Анализ и планирование товарооборота
Вопрос 5: Экономическая сущность и классификация товарных запасов

Работа состоит из  1 файл

государственный экзамен.doc

— 875.50 Кб (Скачать документ)

Содержание рыночного  планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и  внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или  стадий, основное назначение которых  состоит в следующем:

формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;

обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Приведенный порядок  планирования широко распространен  на американских фирмах. На отечественных  предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

1) составление планов, принятие решений о будущих  целях организации и способах  их достижения;

2) организация выполнения  плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ  конечных результатов, корректировка  фактических показателей и совершенствование  деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

 

Вопрос 43: Назначение и основное содержание бизнес-плана, его роль в управлении фирмой

Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых  предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.

Он составляется при  постановке научных исследований и  опытно-конструкторских разработках  новых изделий, товаров, продуктов, услуг (в дальнейшем НТ), проектировании строительства новых объектов, создании новых предприятий, производств, торговых точек, объектов сервисного обслуживания и т.п. и для организации деятельности действующих предприятий различных форм собственности и выполняет следующие функции: 
- оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации; 
- повышение квалификации аппарата управления, заставляя менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированного решения; 
- защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим долгом предпринимателя; 
- определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы; 
- информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем; 
- обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента; 
- рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества; 
- снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок.

Процесс составления  бизнес-плана вынуждает предпринимателя  критически оценивать собственные  силы, так как ему приходится отвечать на такие вопросы, как:

Так ли уж хороша сама идея? 
Будет ли положительный результат? 
На кого рассчитана новая техника, продукт или услуга? 
Найдет ли она своего покупателя? 
С кем придется конкурировать? 
Смогу ли защитить свои права на новизну или конкурентам не представляет труда ее скопировать? 
По силам ли организовать такой проект?

Для составления бизнес-плана  необходима следующая информация:

- идея и цель нового проекта; 
- объем потенциального спроса; 
- оценка производственных возможностей для реализации проекта; 
- оценка управленческой команды.

Названия разделов бизнес-плана могут изменяться в зависимости от методики его составления, но в обобщенном виде они сводятся к следующим: 1) резюме; 2) фирма; 3) рынки и конкуренция; 4) продукция; 5) сбыт; 6) производство; 7) финансы; 8) инвестиции; 9) дополнительная информация.

Резюме. Это очень важный раздел, так как содержит краткое изложение сути бизнес-плана (внешние инвесторы обычно его читают в первую очередь). Включает описание нынешнего состояния фирмы, а также информацию о том, какую продукцию она намерена продавать и кто будет эту продукцию покупать. Следует показать экономические и неэкономические выгоды для покупателя, финансовые прогнозы, общие цели фирмы на 3—7 лет вперед и способы достижения этих целей. Здесь же указывается объем капитала, необходимый для осуществления намеченных целей, а также как и когда инвесторы могут получить выгоду от вложения своих капиталов в компанию.

Фирма. Данный раздел посвящен тому, какие цели ставит перед собой предприятие и как оно предполагает их достичь. В разделе следует описать:

  • нынешний статус  фирмы; 

  • задачи на  ближайшее время (1—3 года);

  • задачи на  более отдаленное время (5—7  лет);

  • состав руководящего  звена фирмы; 

  • задачи руководящего  звена.

Рынки и конкуренция. Здесь нужно дать информацию о том, кто и почему будет покупать продукцию. Необходимо доказать, что фирма сосредоточивает внимание на рынке, который она обслуживает, а не на технической стороне выпуска продукции. Описываются следующие параметры:

• рынок для продукции  в настоящее время;

• преимущества, которые получают потребители продукции;

• ожидаемый спрос  на продукцию в ближайшем будущем;

• спрос на продукцию  в перспективе;

• сегмент рынка, который  желает занять фирма;

• во что обойдется  фирме выход на рынок;

• желаемый объем продажи  и доля рынка, которую займет продукция фирмы;

• особые цели на рынке;

• стратегия сбыта, направленная на достижение поставленных целей;

• риск на рынке.

Продукция. Этот раздел должен быть короче, чем раздел, посвященный рынку, чтобы показать потенциальному инвестору, что фирма думает сперва о рынке, а потом уже о своем продукте. Все связанное с разработкой продукта должно быть изложено предельно лаконично. Инвесторы предпочитают, чтобы их деньги шли на производство и продажу продукта, а не на его разработку. Крупные затраты на разработку продукта могут оттолкнуть многих инвесторов.

Содержание раздела:

• примеры использования  продукта;

• соответствие продукта принятым стандартам;

• преимущества, которые  имеет данный продукт перед продуктами -аналогами;

• состояние, в котором продукт находится в настоящее время (на стадии разработки, создания опытных образцов, производства и т.д.);

• влияние увеличения объема производства на стоимость продукта;

• патенты и ноу-хау, которым компания обладает по данному  продукту.

Сбыт. Здесь следует обосновать цену продукта и сравнить ее с ценами, существующими в промышленности. Должно содержаться свидетельство того, что подход к сбыту будет способствовать успешному осуществлению плана маркетинга. Содержание раздела:

• метод сбыта в настоящее время;

• метод сбыта в  ближайшей перспективе;

• метод сбыта в  более отдаленной перспективе;

• наличие/отсутствие на фирме специализированного отдела по работе с покупателями;

• затраты на подготовку к заключению контрактов о продаже  продукта;

• стоимость продажи продуктов, изготовленных по индивидуальным заказам;

• стратегия определения  цены и установления гарантийного срока.

Производство. В данном разделе нужно показать, что процесс производства не требует крупных затрат и является предельно эффективным, вследствие чего можно рассчитывать на получение максимальной прибыли.

Содержание раздела:

• необходимые площади  и оборудование;

• элементы продукта, которые  можно делать на своем оборудовании, и элементы, которые требуется  закупать;

• гарантии наличия источников сырья и запасных частей, необходимых для выпуска продукта;

• наличие резервных  источников сырья и запасных частей;

• совершенствование  технологии производства с целью  повышения качества и снижения себестоимости  продукта;

• обеспечение контроля за качеством продукта на всех этапах производства;

• необходимый штат сотрудников  и предполагаемые изменения в  штатном расписании по мере расширения производства.

Финансы фирмы.

Содержание раздела:

• обзор финансового  положения компании с момента  ее основания;

• увеличение бюджета  по мере расширения фирмы;

• прогноз финансового  состояния фирмы на несколько  лет вперед;

• краткое изложение операций, предшествующих финансированию;

     • количество  акционеров, число акций.

Инвестиции. В этом разделе необходимо указать, сколько капитала хочет получить фирма, форму инвестиций, как будут использоваться полученные фонды и какую долю компании приобретает инвестор. Нужно показать, каким образом по истечении определенного времени (обычно указывается срок в пять 'лет) инвестор сможет получить обратно свой вклад, стоимость которого пропорционально возрастает; как будут использоваться деньги инвестора. Следует описать характер предполагаемых действий.

Дополнительная  информация. В данном разделе приводятся краткие сведения о руководителях фирмы и ведущих сотрудниках, в том числе биографии руководителей; другие важные сведения (деловые, контактные и проч.).

Приложения (финансовая и бухгалтерская информация, сертификаты  качества и т.д.). Бизнес-план должен содержать полную и подробную информацию о деятельности предприятия. Эта информация является строго конфиденциальной. Поэтому, показывая свой бизнес-план потенциальному партнеру или инвестору, необходимо взять с него расписку о неразглашении полученной информации.

 

Вопрос 44: Бюджетирование. Сбалансированность производственных и финансовых показателей в бизнес-плане

Эффективным видом финансового  планирования на предприятии является бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов  и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов.

Система финансового  планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

-   бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

-   бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;

- бюджет потребления энергий;

- бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;

-   бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);

-   бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;

-   налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и  служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц.

Составной частью финансового  планирования является определение  центров ответственности – центров  затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений.

Первый метод заключается  в непосредственном определении  денежных поступлений (поступление  выручки, авансы полученные, ссуды и  т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т.п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств.

Притоком является любое  увеличение статей обязательств или  уменьшение активных счетов, оттоком  – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части.

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"