Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:24, шпаргалка
Вопрос 1: Система показателей эффективности использования основных средств торгового предприятия
Вопрос 2: Понятие товарооборота, его структура
Вопрос 3: Система показателей для анализа товарооборота
Вопрос 4: Розничный товарооборот. Анализ и планирование товарооборота
Вопрос 5: Экономическая сущность и классификация товарных запасов
Можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности (связанные
с противоречиями между «хочу», «могу»
и «надо» в человеке), между личностями
(на профессионально-
Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.
Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.
Существуют следующие стратегии поведения в
конфликте:
1) уход от взаимодействия;
2) сглаживание;
3) борьба;
4) сотрудничество и решение проблемы;
5) поиск компромисса.
Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:
– методы, связанные с использованием руководителем
своего положения в организации (приказ,
распоряжение, директива и т.п.);
– методы, связанные с «разведением» частей
организации – участников конфликта («разведение»
их по ресурсам, целям средствам и т.д.)
или снижением их взаимозависимости (дифференциация
и автономизация подразделений);
– методы, связанные с созданием определенного
«задела» в работе взаимозависимых подразделений
(запас материалов и комплектующих);
– методы, связанные с введением специального
интеграционного механизма для конфликтующих
подразделений (общий заместитель, куратор
или координатор и т.п.);
– методы, связанные со слиянием разных
подразделений и наделением их общей задачей
(например, объединение отдела труда и
заработной платы и отдела кадров в отдел
развития персонала, призванный заниматься
развитием каждого отдельного работника
в плане его роста, а не только расчетно-учетными
функциями).
Если конфликтная ситуация
находится под контролем
Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.
Вопрос 49: Управленческие структуры: их виды и характеристика. Факторы, влияющие на их формирование
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ.
Схема организационной
структуры управления отражает статическое
положение подразделений и
Различают связи:
- линейные (административное
подчинение);
- функциональные (по сфере деятельности
без прямого административного подчинения);
- межфункциональные, или кооперационные
(между подразделениями одного и того
же уровня).
В зависимости от характера
связей выделяются несколько основных
типов организационных структур
управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применяется наиболее широко.
Дивизиональная (филиальная структура). Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.
Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.
Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.
Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления "по функциям". Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию.
Эта структура управления характеризуется:
- высокой централизацией
стратегических решений и
- организацией директивных связей по
однолинейному принципу,
- преобладающим применением инструментов координации с технической
поддержкой.
По идее штабы должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но не давать конкретных директив. Однако вследствие своей профессиональной компетентности их сотрудники часто оказывают сильное неформальное влияние на линейных руководителей. Если же они выполняют только рекомендательную функцию, то возникает риск, что их работа слабо влияет на ход производственных процессов.
Структура имеет следующие преимущества:
- обеспечивает высокую
профессиональную специализацию сотрудников,
- позволяет точно определить места принятия
решений и необходимые ресурсы (кадровые),
- способствует стандартизации, формализации
и программированию процессов управления.
Недостатки:
- образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет
горизонтальное согласование,
- структура жестка и с трудом реагирует
на изменения.
Дивизиональные структуры управления ориентируются на изделия, рынки сбыта, регионы.
При этом обеспечивается:
- относительно большая
самостоятельность руководителей дивизионов,
- организация директивных связей по линейному
принципу,
- относительно мощное использование инструмента
координации с технической поддержкой,
- быстрая реакция на изменения рынка,
- освобождение высших руководителей фирмы
от оперативных и рутинных решений,
- снижение конфликтных ситуаций вследствие
гомогенности целей в дивизионе.
К числу недостатков этой структуры относят:
- относительно высокие
затраты на координацию ввиду
децентрализации вплоть до
- при децентрализации теряются преимущества
кооперации, что часто требует централизации
выполнения отдельных функций (НИОКР,
снабжение и т.д.).
Многомерные формы организации и управления характеризуются применением двух (матричная) или нескольких (тензорная) критериев разделения задач.
Общими признаками этой организационной формы являются:
- лимитированное пространство
принятия решений инстанциями
менеджмента,
- организация директивных связей по многолинейному
принципу,
- большие затраты на координацию между
инстанциями.
Можно различить структуры, ориентированные на производство и на проект. Структура, направленная на производство, не ограничена временными рамками. Здесь имеется функциональная область менеджмента (где находятся многие стабильные организационные решения) и менеджмент по изделию (горизонтальный срез, охватывающий все предприятия).
Проблемы такой организации состоят:
- в регулировании задач,
компетентности и
- в больших затратах на координацию,
- в возможных директивных конфликтах.
Структуры, направленные на проект, как правило, ограничены по срокам и характерны для сложных и рисковых проектов.
Их проблемы состоят:
- в конфликтах между инстанциями
и менеджерами проектов (противоречивые указания, ресурсные
конфликты),
- неуверенности менеджеров в реальности
сроков выполнения задач по проектам.
Для предприятий (фирм), действующих на международном рынке, может применяться трехмерная (тензорная) структура управления: изделие - регион - функция.
Проблемы такой структуры управления:
- конфликт из-за власти
между представителями
- преобладающая работа в группах и, следовательно,
возможная задержка в принятии решений
и коллективная ответственность (безответственность).
Поэтому требуется однозначное регулирование компетентности и нормальные рабочие отношения между партнерами.
Вопрос 50: Функции менеджмента и их характеристика
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
– общее управление (установление
нормативных требований и политики управления,
политики инноваций, планирование, организация
работы, мотивация, координация, контроль,
ответственность);
– управление структурой предприятия
(его создание, предмет деятельности, правовые
формы, связи с другими предприятиями,
территориальные вопросы, организация,
реконструкция, ликвидация);
– конкретные области управления (маркетинг,
НИОКР, производство, кадры, финансы, основные
фонды).
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере
деятельности, называются конкретными. Рекомендуется их типовой
состав:
– перспективное и текущее экономическое
и социальное планирование;
– организация работ по стандартизации;
– учет и отчетность;
– экономический анализ;
– техническая подготовка производства;
– организация производства;
– управление технологическими процессами;
– оперативное управление производством;
– метрологическое обеспечение;
– технологический контроль и испытания;
– сбыт продукции;
– организация работы с кадрами;
– организация труда и заработной платы;
– материально-техническое снабжение;
– капитальное строительство;
– финансовая деятельность.
Конкретные функции
управления тесно связаны со спецификой
предприятия и основными
Общие и конкретные функции управления тесно связаны.
Вопрос 51: Управленческие решения в менеджменте: требования к ним, классификация
Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР).
Все виды решений, принимаемых
в процессе управления, можно классифицировать
по многочисленным признакам:
- по объекту решения (ориентированные
на цели или средства, основополагающие
структурные или ситуационные );
- надежности исходной информации (на основе
надежной информации, рисковые и ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-,
средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические,
тактические, оперативные);
- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся,
рутинные);
- производственному охвату (для всей фирмы,
узкоспециализированные);
- числу решений в процессе их принятия
(статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- ЛПР (единоличные, групповые, со стороны
менеджеров, со стороны исполнителей);
- учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- независимости (автономные, дополняющие
друг друга);
- сложности (простые и сложные).