Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:01, шпаргалка
73 ответа на вопросы по Товароведению.
Нормативная база: Существует также большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий в различных сферах, в том числе и при оказании услуг потребителям:
Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации",
Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации",
Воздушный кодекс РФ и др.
Кодекс об административных правонарушениях:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (ред. от 25.10.2004). Действует с 1 июля 2002 года.
Правила продажи товаров:
Правила продажи отдельных видов товаров:
Правила продажи отдельных видов товаров (ред. от 12.07.2003). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
7. Основные понятия и определения
Систематизация - имеет целью упорядочения описание и обозначение объектов. Объекты систематизации-товары, потреб-е св-ва, качество. Методы систем-ии объединяют идентификацию, классификацию обобщения и кодирования. Классификация- деление множества объектов на подмножество по определенным признакам в соответствии с принятыми методами и установленными правилами. Объект классиф-ии-элемент классифицир-го множества (товар). Признаки классификации- св-во или хар-ка объекта по которому проводиться классиф-я. Методы класс-ии-иерархический и фасетный. Классификатор - офиц-й нормат документ представляет собой систематезированный свод кодов и наименований объекта классиф-ии. Кодирование тов-присвоение кода класс-ой группировке или объекту классиф-ии. Методы кодир-я порядковый, серийно-порядковый, последов-й,параллель-й.
8. Клас-я тов.Правила и признаки.
Классиф-я – один из методов систематизации.
Задачи
1)Упорядочить терминологию
2)облегчить учет спроса изучения потреб-х св-в и ассортимента тов-в
3)совершенствовать учет тов-в и отчетность тов-ой Дея-ти.
Принципы классиф-ии
1Установление цели
2выбор метода класс-ции
3установление числа классиф-ых признаков.
Признаки классиф-ии
Яв-ся основанием для деления множества на подмножества( пр:
1назначение товаров
2вид сырья
3способ производства
4фасон изделия и др(имеют кач и кол-ю стороны)).
Правила:
1необходимо определить оптимальный метод класс-ии
2распределять объекты по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим начиная с наиболее общих признаков, а затем переходить к делению по более узким подчиненным признакам.
3на каждой ступени используются 1отличительный и существенный признак. На последних ступенях мб задействованы наиболее общие признаки.
9. Иерархический и фасетный методы класс-ии
При иерархическом методе класс-ии используются последовательное деление множества объектов на подчиненное подмножество при этом каждая последующая ступень должна конкретезировать признак вышестоящей ступени.
Преимущества:
1)возможность группировки объектов по большинству признаков
2)высокая информационная насыщенность
Недостатки: грамоздкость
Фасетный метод
Предусматривает параллельное разделение множества по 1 признаку на отдельные независимые друг от друга группировки(фасеты)
«+»Гибкость,удобство использования.
«― » невозможность выделения общих и различных признаков м/у объектами разных фасетах.
10. Система класс-ии тов-ов. Система класс-ии-совок-ть методов и правил класс иф-ии,а т ж ее результатов. В завис-ти от целей в наст-ее время используют след-е системы класс-ии товаров народного потребления: 1торгово-товароведная 2стандар тная 3статистическая 4по потреб-ким комплексам Торгово-товарные класс-ии тов-в. Цель Область применения. Предназначена для тов-в широкого потребления. Признаки: 1используемое сырье 2хим состав 3происхождение 4назначение 5спо соб произ-ва Все товары по назначению делятся на роды 1потреб-е тов-ры 2тов-ры пром-го назнач-я 3тов-ры организационно-технические Роды делятся на разделы: Разделы- множ-во тов-ов удовлет-х обоб щенные группы потребностей. Потреб-кие тов-ры деляться на 3 раздела 1 не прод товары (удовлет-ют матер, соц,дух потреб ности) 2прод товары (удовлет-ют физиоло гические потребности) 3медецинские тов-ы. Эти разделы далее в завис-ти от используемого сырья и назначения: на товарные группы, подгруппы, виды, разновидности и наименования. Непрод тов: на след-е тов-ые группы 1)тов на основе пластических масс 2)тов бытовой химии 3)стеклянные тов 4)керамич-ие тов 5)строи-ые тов 6)мебельные 7)метало- хозяйственные 8)электро товары 9)бытовые машины и приборы 10)текстильные 11)швейные 12)трикотаж ные 13) обувные 14)пушно-меховые и овчи но – шубные 15)галантерейные 16)парфю мерно-косметические 17)ювелирные 18)тов куль-быт назначения: 1радио-электронная аппаратура 2фото тов 3тов для обучения инфо и творчества 4для активного досуга 5транспортные ср-ва. Наименования бывают 1номенальное (общепринятое) 2марочное (производителем) Потреб-кие комплексы создаются с учетом потребностей покупателей. Комплексы: подком плексы. Товарные группы (подгруппы: виды: разновидности: наименования). Статис-я система издан толковый словарь (госкомстатом)1992 представл-ся в форме «Триторг», основное назначение статистическая отчетность. Все тов-ры в соот-ии с толковым славарем: на статистич-е группы: подгруппы: виды и разновидности. Стандартная система класс-ии представ лена в гос-х и отраслевых стандартах.
11. Классификаторы
Классификатор - офиц-й нормат документ представляет собой систематезированный свод кодов и наименований объекта классиф-ии. Категории: 1)общероссийский 2)отраслевые 3) предприятия
12. Общероссийский классификатор продукции.
ОКП-систематезированный свод кодов и наименований классиф-ых группировок помтроенных на основе иерархической системы классиф-ии и с использованием цифровой десятичной системы кодирования. Класс-я товара-совок-ть тов-ов имеющих аналогичное функциональное назначение.Торговая классиф-я и общероссийская не совпадают.
Товарная номенклатура внешне эк Дея-ти.(ТНВЭД).
Главный критерий-объект сделки (конкретный товар).В тов-ой номенклатуре используются 10-ти значный код , строго соблюд-ся однозначное отнесение тов-ов класс-ым группировкам по этому имеются примечания-это яв-ся приимущ-ов ТНВЭД и след-ее преимущ-во-удобная форма представления инфо.
Вывод:ТНВЭД играет важную роль в системе мер гос регулирования ВЭД страны.
13. Кодирование товаров Это условное назначение (присвоение кода объекту класс -ии или ее группировкам.) Кодирование используется для упорядочения товаров. Различают след-е методы: 1паралельный 2порядковый 3серийно-порядковый 4пос ледов-ный Код имеет опред-ю структуру: 1Алфавит (буквы, цифры их сочетание, штриховой алфавит) 2Основание кодов-число знаков в алфавите (10,9 знаков) 3разряд кода – позиция знака в коде 4длина (число знаков в коде) выбор метода и класс-ии кодир-я выбир-ся разработчиком. 8Штриховое кодирование Объект-товар. Штриховой код наносится на транспортную или потреб-ю тару, наносится типог рафским способом или путем приклеев-я штрих-кодов. Значимость: для автомати ческой идентификации тов-в,для учета и контроля товарных запасов. Позволяет повысить конкурентоспособность тов-в. Состоит из темных и светлых полос разной ширины. Иды штрих кодов:1) Европей скийEAN, 2) Американский *РС
14. Св-во как объективная особенность продукции Св-во т-а – это его объективная особенность, т.е. это то, что один товар отличается от др. Каждое св-во хар-ся одним или несколькими показателями. Показатель – это кол-ая хар-ка св-ва определяющая его кач-во (н-р есть такое св-во термостойкость показатель температуры начало интенсивного разложение, св-ва – теплостойкость). Значение показателя св-ва представляется в физ-их величинах. Св-во можно классифицировать по разным признакам: 1) по кол-ву хар-емых особенностей: - простое (хар-ся 1 особенностью: кислотостойкость, жирность молока); - сложное (хар-ся комплексом особенностей – пищевая ценность. Для этого св-ва исп-ют: энергет-ую, биолог-кую, физиолог-ую ценность). 2) по способу установления и определения: - внешние св-ва ( форма, цвет, размер и др); - внутренние св-ва(явно не определяются, они отражают опред-е отношение м/у изделиями; св-ва клеев – когезионная способность – сп-ть макромолекул клея взаимодей-ть м/у собой) ; 3) возможность кол-го определения: - определяемые легко (масса, форма, размер); - определяемые с трудом (мощность двигателя) ; - не определяются кол-го (запах, вкус). 4) по степени значимости св-ва: - очень важные св-ва (безопасность назначения); - важные св-ва(надежность, цена изделия); - менее важные св-ва(цвет) ; - несущественные св-ва(имеется столовая скатерть св-во – теплостойкость, кислотостойкость) ; по физической сущности: - механические (мощность, упругость, истираемость); - геометрические (длина, ширина); - кинематические (скорость, ускорение); - тепловые (термостойкость, тепловые потери); - электромагнитные (напряжение, емкость и др); - оптические св-ва (преломление, отражение); - акустические св-ва (эхо, шум); - хим-ие св-ва; - микробиолог-ие св-ва.
15. Потреб. св-ва т-ов и факторы их формирующие. Потребит. Назыв только те св-ва благодаря, кот т-р удовлетворяет определенные потреб-ти. Потреб св-вами теплопроводность явл. для таких т-ов как зимняя одежда, электроутюги. К критериям отнесения св-в к потребит.явл наличие прямой зависимости м/у значением показателя св-в и степенью удовлетворения конкретной потребности. Факторы кот формируют потребительские св-ва т-ов делят на 3 группы: 1)факторы непосредственно влияющие на формирование этих св-в (св-ва исходного сырья и материалов, конструкция изделия – это кач-во технологических процессов, св-во исходного сырья и материалов); 2) факторы кот стимулируют потребит св-ва (целесообразность и эффективность произв-ва); 3) факторы обеспечивающие сохранение потреб. св-в (за счет условий хранения и эксплуатации товаров). Т.О. происхождение, хим-ий состав, кач-во исходного сырья определяют св-ва готового т-ра. Влияние конструкций изделий и технологии их произв-ва на потреб св-ва т-ов изучается в специальных разделах товароведения.
16. Основные св-ва исходных материалов и их влияние на потреб. св-ва готовых изделий. Все сырьевые материалы делятся на: 1) органические (полиэтилен) и неорганические (металлы); 2)природные (крахмал, белки); искус ственные (фаянс, стекло); синтетические (полиэтилен). Агрегатное, фазовое, физ-ое состояние в-ва. Основные св-ва исходных материалов делят на: 1) хим-е; 2) физ-е; 3)микробиологич-е; 4) для товаров кроме хим-х, физ-х, микроб-х св-в, важными св-вами явл равноресурсность; 5) взаимозаменяемость; 6) комплектность; 7) универсальность; 8) трансформируемость; 9) габаритность изделий. Физ-е св-ва т-ов: 1) размерномассовое св-во (масса, длина, объем); 2) структурно - механич. св-ва (прочность, твердость, вязкость); 3) теплофиз-е св-ва (теплоемкость, теплос тойкость и др); 4) электрич-е св-ва (электропроводность, электрич сопротив ление); 5) оптич-е св-ва (цвет, блеск, прозрачность); 6) аккустич-е св-ва(скорость, сила звука); 7) сорбционные св-ва (водопроницаемость, влажность); 8) хим-е св-ва(структура, состав).
17. Классификация потреб. св-в т-ов
Различают след. группы потреб. св-в: 1) назначение; 2) эргономич-е св-ва; 3)эстетич-е св-ва; 4)экологич-е св-ва; 5) безопасность; 6) надежность
18. Назначение товара и их общие сведения Назначение – это определяющее потреб-е св-во. Оно хар-ет способность т-ов удовлетворять физиолог-кие и соц-ые потребности, а также потребности в класс сификации т-ов. В зависимости от удовлет воряемых потребностей, группа св-в назначения подразд-ся на подгруппы: 1)функциональное назнач.; 2)соц. назнач.; 3)классификационное назнач.; 4)универ сальное знач. Соц. назначение – это соотве ствие тов-а общественно необходимым и индивид-ым потребностям населения. Показатели соц. назнач. Зависят от ряда факторов: сезонность т-а, моды, стиля. Сущ-ет зависимость изменения показателей соц. св-в одних т-ов от изменения св-в др. изделий. Соц. назнач существенно для радиоэлектронной аппаратуры (значимость, престиж) Т.О. 1) показателями соц. назнач. Выступают внешний вид т-а, состав, содержание отдельных компонентов (содержание ароматич. в-в), имидж, аромат, звук т-а.; 2) нередко показатели соц. назнач. м/б измерены лишь кач-но (имидж товара по рез-там опроса потребителей); 3) показатели соц. назнач. Подвержены значительным изменениям. Классифика ционное назначение – это возможность исп-я некот. Св-в и показателей в кач-ве клас-ых признаков. Признаками могут служить св-ва или показатели св-в (содержание жира явл. признаком для жиросодержащих продуктов). Универсальное назначение – это способность некот св-в и показателей т-ов удов-ть различные потребности. Н-р: для бытовых холодильников показателями универсальности явл.:1) выдача охлажденных напитков без открывания двери; 2)электронный показатель температуры в камерах холодильника; 3) дезодорирование воздуха. Функциональное назначение - это возможность исп-я изделия по назначению.
Это подгруппа св-в и показателей удовл-ет физиологические потребности или выполняет вспомогательные ф-ии. Показатели функц-ого назначения зависит от специфики продукции: 1) показатели совершенства выполнения осн. ф-ии; 2) показатели универсальности; 3) показатели выполнения вспомогательных ф-ий. Н-р: функц-ое св-во утюга м/б выражено кол-ом и кач-ом выглаженного белья. Т.О. при опред-ии функц-х св-в необходимо установить: 1) основное назначение т-а; 2) условие использования по назначению. Совершенство выполнения осн. ф-ии хар-ет степень удовл-я потребности при использовании т-ов потребителями. Эффективность выполнения осн. ф-ии зависит от эксплуатационно-технич хар-к изделия. Совершенство вспомогательных ф-й хар-ет особенности функционирования на всех этапах производства. Совершенство вспомогательных ф-й сущ-но влияет на выполнение основной ф-ии. Совершенство выполнения вспомогательных ф-й определяет затраты времени потребителя на выполнение вспомог. операций. Н-р: моющий пылесос – моющая способность, вспомог-ая ф-я – время подготовки пылесоса к выполнению осн. ф-ии, время на отчистку пылесососборника, время подготовки пылесоса к хранению. Универсальность с т. з. функц-го назначения хар-ет возможность выполнения товара дополнительных ф-й, кот. Полезны для потребителя. Н-р: для многих пищевых продуктов универсальность выражается в том, что они явл. лечебно-профилактическими средствами. Ф-ые св-ва, а значит и назначение в целом, могут изменяться в процессе транспортирования, потребления, эксплуатации.
23. Общие сведения об эрг-их св-вах т-ов
Для хар-ки отдельных потреб.св-в исп-ют понятие внешние потреб-е достоинства под кот. подразумевают такие хар-ки товаров, кот. определяются путем сенсорного анализа – это хар-ки обуславливают удобства пользования товаров. Эрг-ие св-ва хар-ют приспособленность товаров к исп-ю чел-ком в производственных и бытовых процессах. Эрг-ие св-ва делятся на 2 группы: 1) удобство пользования; 2) гигиенические св-ва.
25. Гигиенические св-ва т-ов, факторы и показатели гигиен св-в
Гигиенические св-ва – это такие св-ва товаров, кот. влияют на организм и работоспособность чел-ка. Определяются условиями эксплуатации изделия (шум, вибрация, газовый состав, прир.материл). Для оценки гигиенич. Св-в исп-ют след-е показатели: гигроскопичность, паро и пылеёмкость, влажность, уровень шума, вибрация.
19. Основные функциональные св-ва прод т-ов Основное функц-ое назначение прод. Товаров – это пищевая ценность. Пищевая ценность – это комплексное св-во. Составными в-вами пищевой ценности явл: 1) биологическая ц.; 2) физиологическая ц.; 3) энергетическая ц. Биологическая ц. хар-ся наличием продуктов биологически-активных в-в (витамины, макро и микроэлементы, незаменимые к-ты, полиненасыщенные жирные к-ты и балластные в-ва. По хим-ому составу и физ-ому назначению в-ва входящие в состав прод. Товаров делят на 3 группы: 1) энергетические (жиры и углеводы); 2)пластические (вода, белки, жиры, углеводы, минеральные в-ва); 3) обменно-функц-ые (витамины, азотистые соед-я, ферменты и экстрактивные в-ва). Физ-ми св-вами прод. товаров явл. форма, размер, масса, прочность, вязкость, упругость, цвет, эластичность, прозрачность. Физиоло гическая ц. опред-ся способностью продуктов оказывать влияние на нервную, сердечно сосудистую, пищеварительную, иммунную систему чел-ка. Энергетическая ц. продуктов опред-ся содержанием в них жиров, углеводов, белков и их усвояемостью. Измеряется в джоулях и калориях. Сущ-ет методика расчета теоретической и практической энергетической ц. Для этого необходимо знать энергетическую ц.: 1 грамм белка, жира, углевода и их усвояемость.