Сущность розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание

Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Работа состоит из  1 файл

курсовая торговое.docx

— 63.82 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Основные направления развития и совершенствования розничной торговой сети

Розничная торговая сеть занимает важное место в материально-технической  базе торговли. От ее состояния и  развития во многом зависят степень  удовлетворения потребностей населения  в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.

Ни в одной из стран не установлена  оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в странах  СНГ обеспеченность составляет около 200— 300 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600-1000 м2 и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определялась в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров, поэтому развитие торговой сети осуществлялось по принципу разумной достаточности, которая понималась не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означало остаточный принцип в развитии сети.

В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом  реализуемых товаров, а прежде всего  потребностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями  будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной  сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).

Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и  магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Тенденция последнего времени - в городе стали появляться первые современные торговые центры площадью свыше 5000 кв. метров с профессиональными концепциями, якорными арендаторами, современными архитектурно-планировочными решениями.

Существенным тормозом в совершенствовании  торгового обслуживания населения  являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи  и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические  показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипермаркетов.

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивают возможность внедрения  достижений научно-технического прогресса, более рационального использования  торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы  рациональной специализации и типизации  торговой сети, ее структурного упорядочения.

За последние годы произошли  существенные изменения в структуре  сети магазинов, что обусловило различные  темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте составляет более 80 %, в то время как численность специализированной торговой сети снизилась. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. Ускоренное развитие сети универсамов, супер- и гипермаркетов — одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли. [1]

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование  специализированной торговли. Темпы  роста специализированной торговой сети за последние 10 – 15 лет значительно  обгоняют темпы роста универсальной  торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать  как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия  монополизму в реализации тех  или иных товаров, создания условий  для конкуренции в обслуживании покупателей. [12]

Развитие розничной торговой сети должно быть направлено на создание более  эффективной конкурентной среды  в торговле. Важное место в этом занимает видовое и типовое разнообразие торговых объектов, форм и методов  торгового обслуживания.

Видовое и типовое разнообразие предполагает более широкое использование  на практике всего спектра магазинных и внемагазинных форм продажи  товаров: торговля по каталогам, сетевой  маркетинг, электронная и посылочная торговля, торговля на рынках и т.д. Это многообразие во многом определяется и дифференциацией доходов населения. В настоящее время активно  идет процесс становления и развития магазинов, специально ориентированных  на покупателей с различным уровнем  доходов. С одной стороны, это  магазины с высоким уровнем цен  на высококачественные товары и соответственно высоким уровнем торгового обслуживания (универмаги, крупные специализированные магазины, гипермаркеты, супермаркеты в центре городов), с другой –  это магазины, ориентированные на покупателей со средними и низкими  доходами (магазины-дискаунты, магазины-склады, торговля на вещевых рынках и т.д.).

В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной  сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, как  правило, основная часть магазинов  размещена в центрах городов. Особенно бессистемно и неравномерно размещены непродовольственные  магазины. Это приводит к большим  потерям времени покупателей  на приобретение товаров и значительному  росту транспортных расходов.

Кроме того, в крупных городах  магазины размещаются главным образом  в первых этажах жилых домов и  в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 70 % и более).

Это отрицательно сказывается на организации  торговой сети в целом, не позволяет  строить крупные торговые объекты, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий. Основная причина этого – недостаточное внимание к типизации магазинов и их размещению на территории города. Данные вопросы во многих случаях решались административным путем, без должного экономического обоснования.

Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется в связи с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются  не в зависимости от потребностей населения, а от возможностей торговой фирмы.

Очевидно, что для рационального  размещения торговой сети, управлениями потребительского рынка областей, городов, юрторготделами должны быть разработаны примерные схемы и концепции размещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее прогрессивных типов предприятий (универсамов, гипермаркетов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его величины.

Переход торговли к рыночным отношениям, к полному хозрасчету торговых предприятий  неизбежно приводит к потребности  учета влияния на экономические  результаты деятельности всех основных факторов, в том числе и факторов пространственного размещения торговой сети. В этом плане целесообразно  использовать научный и практический опыт решения проблем эффективного размещения розничной торговой сети, накопленный во многих странах мира, например, картографический метод размещения магазинов, построение теоретических  моделей развития и размещения сети с учетом мотивов поведения покупателей, торговых работников, городских властей, застройщиков торговых центров и  т.д.

Особое внимание должно быть уделено  вопросам проектирования и реконструкции  действующей торговой сети. Подавляющее  большинство магазинов было построено  по проектам, которые не соответствуют  требованиям сегодняшней технологии продажи товаров. Следует отметить, что реконструкция действующих  предприятий при тех же затратах дает больший эффект, чем новое  строительство.

1.4 Виды, типизация, специализация РТС

Рациональное построение розничной  торговой сети должно осуществляться с учетом климатических, демографических, экономических и социальных особенностей. В связи с этим торговая сеть включает объекты торговли, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности  и другими признаками.

Розничная торговая сеть – это  торговая сеть, представленная розничными торговыми объектами.

Розничный торговый объект – это  торговый объект, используемый для  осуществления розничной торговли.

Важнейшим признаком классификации  объектов розничной торговой сети является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого признака розничная торговая сеть делится  на стационарную и нестационарную.

Стационарная розничная торговая сеть – это совокупность стационарных торговых объектов, включающих магазины и торговые центры, через которые  реализуется основная масса потребительских  товаров. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий.

Магазин  –  специально  оборудованное  стационарное торговое здание или его  часть, предназначенное для продажи  товаров и оказания услуг покупателям  и имеющее торговое помещение.

Торговый центр – комплекс взаимосвязанных  предприятий торговли, общепита и  бытового обслуживания.

Преимущества стационарной торговой сети:

    • обеспечение более широкого ассортимента товаров;
    • применение прогрессивных форм продажи и дополнительного обслуживания покупателей;
    • обеспечение условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей;
    • создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;
    • расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово-технологических процессов;
    • обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли.

Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной  удаленности ее от обслуживаемого населения.

Нестационарная торговая сеть –  совокупность нестационарных торговых объектов (без заглубленных фундаментов), независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижных.

Нестационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную торговую сеть, представленную павильонами, киосками, палатками, а также передвижными средствами развозной и разносной  торговли.

К мелкорозничной сети относятся:

    • павильон – оборудованное  строение модульного тина, имеющее торговый зал (или без него) и помещение для хранения запаса товаров. Может иметь одно или несколько рабочих мест;
    • киоск – оснащенное  торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и складских помещений. В киоске имеется одно рабочее место продавца и товарный запас размещен на его площади;
    • палатка –  сборно-разборная легко возводимая конструкция с прилавком, без торгового зала и места для хранения товарного запаса. Товары завозятся на день торговли и размещаются на рабочем месте продавца.

Преимущества мелкорозничной сети: большая подвижность, возможность  быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не требуется больших затрат. К  недостаткам ее следует отнести: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, неудобства в работе продавцов, высокая трудоемкость торгово-технологического процесса.

Передвижная торговая сеть предназначена  для организации торговли в тех  местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, павильонов, киосков, и делится  на развозную и разносную.

Развозная торговая сеть — часть  нестационарной торговой сети, характеризующаяся  размещением торговых объектов на транспортных средствах.

Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины, автоцистерны. Радиус обслуживания – до десятков, а вагонов-магазинов — до нескольких сотен километров.

Разносная торговая сеть — часть  нестационарной торговой сети, характеризующаяся  продажей товаров с переносных приспособлений. Применяется для обслуживания в  местах массового отдыха, на железнодорожных  платформах, стадионах, в поездах, самолетах  гражданской авиации, при продаже  цветов, газет, книг, мороженого и некоторых  других товаров.

Информация о работе Сущность розничной торговой сети