Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
1.3 Основные направления развития и совершенствования розничной торговой сети
Розничная торговая сеть занимает важное
место в материально-
Ни в одной из стран не установлена
оптимальная норма
В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.
В перспективе рост обеспеченности
населения торговыми площадями
будет происходить более
Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Тенденция последнего времени - в городе стали появляться первые современные торговые центры площадью свыше 5000 кв. метров с профессиональными концепциями, якорными арендаторами, современными архитектурно-планировочными решениями.
Существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипермаркетов.
Расширение и укрупнение торговой
сети обеспечивают возможность внедрения
достижений научно-технического прогресса,
более рационального
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации и типизации торговой сети, ее структурного упорядочения.
За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.
В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте составляет более 80 %, в то время как численность специализированной торговой сети снизилась. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. Ускоренное развитие сети универсамов, супер- и гипермаркетов — одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли. [1]
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10 – 15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей. [12]
Развитие розничной торговой сети должно быть направлено на создание более эффективной конкурентной среды в торговле. Важное место в этом занимает видовое и типовое разнообразие торговых объектов, форм и методов торгового обслуживания.
Видовое и типовое разнообразие
предполагает более широкое использование
на практике всего спектра магазинных
и внемагазинных форм продажи
товаров: торговля по каталогам, сетевой
маркетинг, электронная и посылочная
торговля, торговля на рынках и т.д.
Это многообразие во многом определяется
и дифференциацией доходов
В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, как правило, основная часть магазинов размещена в центрах городов. Особенно бессистемно и неравномерно размещены непродовольственные магазины. Это приводит к большим потерям времени покупателей на приобретение товаров и значительному росту транспортных расходов.
Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 70 % и более).
Это отрицательно сказывается на организации торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые объекты, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий. Основная причина этого – недостаточное внимание к типизации магазинов и их размещению на территории города. Данные вопросы во многих случаях решались административным путем, без должного экономического обоснования.
Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется в связи с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются не в зависимости от потребностей населения, а от возможностей торговой фирмы.
Очевидно, что для рационального размещения торговой сети, управлениями потребительского рынка областей, городов, юрторготделами должны быть разработаны примерные схемы и концепции размещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее прогрессивных типов предприятий (универсамов, гипермаркетов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его величины.
Переход торговли к рыночным отношениям, к полному хозрасчету торговых предприятий неизбежно приводит к потребности учета влияния на экономические результаты деятельности всех основных факторов, в том числе и факторов пространственного размещения торговой сети. В этом плане целесообразно использовать научный и практический опыт решения проблем эффективного размещения розничной торговой сети, накопленный во многих странах мира, например, картографический метод размещения магазинов, построение теоретических моделей развития и размещения сети с учетом мотивов поведения покупателей, торговых работников, городских властей, застройщиков торговых центров и т.д.
Особое внимание должно быть уделено
вопросам проектирования и реконструкции
действующей торговой сети. Подавляющее
большинство магазинов было построено
по проектам, которые не соответствуют
требованиям сегодняшней
1.4 Виды, типизация, специализация РТС
Рациональное построение розничной торговой сети должно осуществляться с учетом климатических, демографических, экономических и социальных особенностей. В связи с этим торговая сеть включает объекты торговли, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и другими признаками.
Розничная торговая сеть – это торговая сеть, представленная розничными торговыми объектами.
Розничный торговый объект – это
торговый объект, используемый для
осуществления розничной
Важнейшим признаком классификации
объектов розничной торговой сети является
организация торгового
Стационарная розничная
Магазин – специально оборудованное стационарное торговое здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение.
Торговый центр – комплекс взаимосвязанных предприятий торговли, общепита и бытового обслуживания.
Преимущества стационарной торговой сети:
Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения.
Нестационарная торговая сеть – совокупность нестационарных торговых объектов (без заглубленных фундаментов), независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижных.
Нестационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную торговую сеть, представленную павильонами, киосками, палатками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли.
К мелкорозничной сети относятся:
Преимущества мелкорозничной сети: большая подвижность, возможность быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не требуется больших затрат. К недостаткам ее следует отнести: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, неудобства в работе продавцов, высокая трудоемкость торгово-технологического процесса.
Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, павильонов, киосков, и делится на развозную и разносную.
Развозная торговая сеть — часть нестационарной торговой сети, характеризующаяся размещением торговых объектов на транспортных средствах.
Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины, автоцистерны. Радиус обслуживания – до десятков, а вагонов-магазинов — до нескольких сотен километров.
Разносная торговая сеть — часть нестационарной торговой сети, характеризующаяся продажей товаров с переносных приспособлений. Применяется для обслуживания в местах массового отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров.