Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Однако необходимо отметить, что при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров.
Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц («Товары для спорта и туризма», «Товары для детей»).
Перспективными направлениями
специализации розничной
Существуют три основных метода определения уровня специализации розничной торговой сети. В первом случае уровень специализации (К) определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к общему их количеству Ко:
К = (Кс / Ко)*100 %. (1)
Определенный таким образом уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследуемые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.
Во втором случае уровень специализации К2 может быть определен как отношение товарооборота специализированных магазинов Тс к общему товарообороту То:
К2 = (Тс / То)*100%. (2)
И, наконец, более точный, но и наиболее трудоемкий метод заключается в определении уровня специализации К3 как отношение торговой площади специализированных магазинов и секций Пс к общей торговой площади По:
К3 = (Пс / По)*100 %. (3)
Высокий уровень специализации
способствует облегчению труда торговых
работников и росту его
1.5 Планирование развития розничной торговой сети
Планирование развития и размещения
розничной торговой сети является обязательным
условием, которое обеспечивает соблюдение
определенных пропорций между увеличением
объема розничного товарооборота и
ростом количества организаций розничной
торговли, а также более полное
удовлетворение потребностей населения
в товарах и услугах и
При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:
План развития и размещения розничной
торговой сети разрабатывается как
составная часть генеральных
планов развития города в целом или
его отдельного района. Это требует
установления непосредственной связи
между планом развития розничной
сети и планами развития промышленности,
жилищно-коммунального и
Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий.
Процесс планирования включает этапы:
Анализ состояния розничной торговой сети – исходный, важнейший этап планирования. Основная цель такого анализа – выявление уровня развития торговой сети и изыскание резервов для эффективного использования ее в будущем. В процессе анализа определяются и анализируются следующие показатели:
, (4)
где – коэффициент весомости i-го фактора; – количественное значение фактора по шкале желательности.
2.1 Определяют численность населения города и объем розничного товарооборота на конец планируемого периода по формуле:
, (5)
где - показатель на конец планируемого периода; – показатель на начало планируемого периода; – среднегодовой коэффициент роста; t – продолжительность планируемого периода.
2.2 Рассчитывают потребность в приросте торговых площадей по отдельным товарам и товарным группам для магазинов местного и общегородского значения в течение планируемого периода по формуле:
, (6)
где – прирост торговых площадей i-й позиции, м2; – численность населения города на конец планируемого периода, тыс. чел; – норматив потребности в развитии розничной торговой сети по i-той позиции на конец планируемого периода, м2 на 1000 чел.; – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2; d – коэффициент выбытия.
3. Коэффициент плотности
Кп = (К - 1000) / (Ч*П), (7)
где К – количество магазинов; Ч – численность населения; П – площадь территории, км2.
Как видно, коэффициент плотности не учитывает размеров магазинов, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может применяться только при ориентировочных расчетах.
4. Показатель обеспеченности
Кобес= Sобщ *1000/Ч (8)
где Кобес – показатель обеспеченности населения розничной торговой сетью (м2/ на 1000 чел); Sобщ – общая площадь всех торговых предприятий, расположенных на обслуживаемой территории (м2 ); Ч – численность жителей обслуживаемой территории.
5. Уровень специализации розничной торговой сети.
6. Радиус обслуживания – это
район деятельности магазина, который
определяется расстоянием,
, (9)
где R – радиус обслуживания, м, S – площадь территории, обслуживаемой магазином, кв. м, П - 3,14.
7. Эффективность использования
торговых площадей
К = Sm / So, (10)
где Sm – торговая площадь, а So – общая площадь. Чем выше полученный коэффициент, тем эффективнее используется торговая площадь магазина. Данный коэффициент не должен быть меньше 0,6, иначе можно сделать вывод, что торговая площадь используется неэффективно. В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина как 70 и 30% соответственно, что обусловлено функциями розничного торгового звена (реализация товара и обслуживание покупателей).
Еще один показатель того, что торговая площадь используется эффективно – установочный коэффициент, показывающий отношение установочной площади магазина (той площади, которая занята торговым оборудованием) к общей площади торгового зала. Рассчитать установочный коэффициент можно по формуле:
Kу = Sт.об / Sт.тз, (11)
где Sт.об – установочная площадь, а Sт.тз – общая площадь торгового зала. При эффективном использовании торговой площади этот коэффициент должен быть равен 0,2-0,32. Эффективность торговых площадей также показывает объем продаж с одного квадратного метра торгового предприятия или сети.
По результатам такого анализа определяются меры по совершенствованию структуры розничной торговой сети и ее рациональному использованию, по улучшению размещения, специализации предприятий и т.д.
Анализ экономических условий
развития города, района позволяет
определить развитие и размещение промышленного
производства, демографический состав
населения и размеры его
Определение необходимой потребности в розничной торговой сети может осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими и др.
Нормативный метод применяется повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей:
П = (Н- Ч) / 1000, (12)
где П – потребность в торговой сети на конец планового периода, м2; Н – норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2; Ч – плановая численность населения.
Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности в торговой сети на основе планируемого объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.
Экономико-математические методы используются для углубленного анализа состояния розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или товарооборота за 5 – 10 лет и более и на этой основе устанавливаются формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.
Необходимый прирост торговой площади определяется по формуле:
ДП = П – Ф + С, (13)
где ДП – прирост торговой площади в магазинах, м2; П – общая потребность на конец планового периода, м2; Ф – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2; С – уменьшение размера торговой площади за счет сноса и реконструкции, м2.
Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа состояния обеспеченности розничной торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов магазинов.
Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, а также источников финансирования.