Теоретические основы формирования ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:59, реферат

Описание

Понятие ассортимента и его составляющих. Особенности формирования ассортимента в крупном торговом предприятии. Теоретические аспекты оценки и анализа товарного портфеля фирмы.

Работа состоит из  1 файл

Раздел 1.docx

— 79.42 Кб (Скачать документ)

Раздел 1. Теоретические  основы формирования ассортимента

    1. Понятие ассортимента и его составляющих

     Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня.

     Ассортимент товаров - совокупность их видов и  разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам (например, по сырьевому или потребительскому назначению). В основу классификации  товаров по сырьевому назначению положен признак однородности сырья, из которого изготовлены продукты.

     По  признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д. Ассортимент  строительных материалов комплектуется  из товаров, вырабатываемых многими  отраслями промышленности (лесной, цементной, стекольной, химической, металлообрабатывающей  и др.). То же самое можно сказать  и о детских товарах (легкой, обувной, пластмасс, стекольной и т. д.). В товароведении  чаще всего классификация товаров  строится по товарно-сырьевому признаку. Например:

     1. товарная отрасль (швейные изделия,  зерномучные, овощи, плоды, грибы, вкусовые товары, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т.д.);

     2. товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и др.);

     3. товарная подгруппа (сухарные  изделия, пряники, печенье и  т.д.);

     4. отдельные разновидности товаров  (сухое кофе, растворимое кофе, пряники  мягкие, сухари с изюмом и т.д.).

     В коммерческой работе товары народного  потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент.

          Производственный  ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.

          Торговый ассортимент - номенклатура товаров, реализуемых  в магазинах. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание  продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями.

          С этой целью происходит преобразование производственного  ассортимента в торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. [15, с.31-35]

          Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В  торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно  расширяется и обновляется. По оценкам  экспертов, ассортимент непродовольственных  товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро - через 7-10 лет, обновление составляет 80-100%. Например, обновление и расширение ассортимента за последние 10 лет очень заметно по видеотехнике, компьютерам и связанным с этим оборудованием. Появился рынок видеокассет, компьютерного оборудования. Произошло большое обновление ассортимента в сфере благоустройства жилища и ведения домашнего хозяйства, оборудования, связанного с электрификацией быта, механизацией и автоматизацией домашних работ (кондиционеры, специальные электрочастотные печи для приготовления пищи, автоматические стиральные машины, электромоечные машины, микрокалькуляторы и т.п.).

          Все эти колоссальные изменения ассортимента, его обновление, расширение должен учитывать коммерсант в своей торговой работе, предвидеть, прогнозировать и соответствующим  образом готовиться к ним - своевременно регулировать ассортимент в магазинах, торговых складах, оптовых предприятиях. [1, с.24]

          Следует также различать  ассортимент товаров, торговый ассортимент  и товарную номенклатуру. Товарная номенклатура - это перечень всех производимых товаров, предлагаемых фирмой-изготовителем  для продажи. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым  перечислением однородных или разнородных  товаров общего или аналогичного назначения. Торговый ассортимент - это  набор товаров, сформированный по определенным признакам, призванный удовлетворить  спрос в некоторый момент времени  и подлежащий реализации в магазинах. В рамках товарного ассортимента товары делятся на группы которые представлены в таблице 1.

          Внутри товарного  ассортимента выделяют классы, группы, виды и разновидности.  
 
 
 
 
 
 
 

          Таблица 1

          Группы товарного  ассортимента

1. По назначению товара  продовольственные и непродовольственные товары
2. По назначению  хозяйственные, спортивные товары, одежда, мебель и  т.п.
3. По ограниченности сроков хранения  скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары.
4. По признаку сложности ассортимента: товары простого ассортимента - товары, имеющие небольшое  число видов или сортов, например, хлеб, хозяйственное мыло и др.; классифицируются не более чем по трем признакам;

товары сложного ассортимента - товары, имеющие внутреннюю классификацию по большому количеству критериев, например, одежда характеризуется  цветом, размеров, фасоном, видом ткани.

5. По частоте предъявления спроса: товары частого  спроса (товары, которые приобретаются  на ежедневной или еженедельной основе);

товары периодического спроса (приобретаются раз в один или несколько месяцев);

товары редкого  спроса (приобретаются раз в один или несколько лет).

Кроме того, имеется  группа сезонных товаров, реализация которых  осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.

6. По характеру спроса: товары твердо сформулированного спроса - товары, спрос на которые определился  до посещения магазина и предъявляется  на конкретный товар или его разновидность;

товары импульсного (импульсивного) спроса - товары, спрос  на которые возник во время посещения  магазина под влиянием различных  стимулов: реклама, выкладка товаров, интерес  других покупателей;

товары альтернативного  спроса - товары, спрос на которые  возник до поседения магазина, но окончательно формируется (выбор модели, марки  и т.п.) во врем ознакомления с ассортиментом и выбора товара.

7. По значению товаров для покупателей:  основной ассортимент - ориентирован на обычные потребности  потребителей и характерен для данной торговой организации (например, обувь  в магазинах обуви);

сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые  выполняют вспомогательные функции  и не относятся к основным для данной организации (например, предметы для ухода за обувью в обувном магазине).


           Класс - совокупность  товаров, имеющих аналогичное  функциональное назначение (одежда, мебель, культтовары). Группа товаров  - совокупность товаров одного  товарного класса, обладающих сходным  составом потребительских свойств  и показателей (верхняя одежда, мягкая мебель и т.д.). В рамках  групп иногда выделяют подгруппы,  в состав которых входят однородные  по признаку единства производственного  происхождения товары. Например, товарная  группа обуви делится на подгруппы  кожаной, текстильной, валяной  и резиновой обуви, группа посуды  состоит из подгрупп металлической,  стеклянной и фарфорофаянсовой  посуды.

          Вид товаров - одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и  т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.

          Разновидность товаров - совокупность товаров, выделенных по ряду частных признаков, представляется в виде конкретных марок, артикулов, моделей. Выделяют укрупненный и  развернутый ассортимент. Укрупненным  считается ассортимент, детализированный до уровня классов, групп или подгрупп товаров. Развернутым является ассортимент, детализированный до уровня разновидностей. Структура ассортимента индивидуальна  в каждом конкретном случае. Ассортимент  универмага или супермаркета может  включать несколько товарных групп; ассортимент специализированного  магазина - одну группу товаров, но представленную большим числом видов, разновидностей и наименований. Особенности товарной структуры предприятия называют свойствами ассортимента. [16, с. 56-64]

          Свойство ассортимента - отличительная особенность конкретного  набора товаров. Существует семь специфических  свойств ассортимента: широта, глубина, структура, обновляемость, гармоничность и устойчивость. 

 

Рисунок 1. Свойства торгового ассортимента 

     Широта  ассортимента - количество предлагаемых групп (подгрупп) товаров. Глубина определяется общим количеством ассортиментных позиций в группе или подгруппе  товаров. Глубоким ассортимент считается  в том случае, если фирма предлагает много разновидностей товара. Обычно глубокий ассортимент предлагают крупные  или специализированные магазины. Полнота  означает соответствие фактического наличия  товаров в торговом зале ассортиментному  перечню. [11, с. 21-35]

     Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле:  

     где:

     КП - коэффициент полноты ассортимента;

     Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

     Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

     Структура ассортимента определяется количественным соотношением различных групп, подгрупп или разновидностей товаров, а также  удельным весом товаров, сходным  по какому-либо признаку. Для характеристики структуры можно рассмотреть, например, соотношение продовольственных  или непродовольственных товаров, товаров простого и сложного ассортимента, товаров разных ассортиментных групп.

     Гармоничность (согласованность) ассортимента - отражает степень совместимости различных  товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов  распределения и других показателей. Ассортимент является гармоничным, если предприятие предлагает близкие  по назначению, удовлетворяемой потребности  или еще какому-либо критерию товары, например, можно считать гармоничным  ассортимент магазина детских товаров, если в продаже представлены такие  группы товаров, как детская одежда, игрушки, детское питание, коляски, детская мебель и т.п.

     Обновляемость ассортимента характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте.

     Коэффициент обновления рассчитывается по формуле:  

     где:

     ПН - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;

     ПОбщ. - общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год.

    Устойчивость  определяется постоянным наличием товаров  определенного вида (потребитель  должен быть уверен, что в продаже  окажется данный товар). Коэффициент  устойчивости ассортимента определяется по формуле:  

    где:

    Ку - коэффициент устойчивости ассортимента;

    Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;

    РН - количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;

n - количество обследований.

Информация о работе Теоретические основы формирования ассортимента