Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:59, реферат
Понятие ассортимента и его составляющих. Особенности формирования ассортимента в крупном торговом предприятии. Теоретические аспекты оценки и анализа товарного портфеля фирмы.
Раздел 1. Теоретические основы формирования ассортимента
Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня.
Ассортимент товаров - совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам (например, по сырьевому или потребительскому назначению). В основу классификации товаров по сырьевому назначению положен признак однородности сырья, из которого изготовлены продукты.
По признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д. Ассортимент строительных материалов комплектуется из товаров, вырабатываемых многими отраслями промышленности (лесной, цементной, стекольной, химической, металлообрабатывающей и др.). То же самое можно сказать и о детских товарах (легкой, обувной, пластмасс, стекольной и т. д.). В товароведении чаще всего классификация товаров строится по товарно-сырьевому признаку. Например:
1.
товарная отрасль (швейные
2. товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и др.);
3. товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье и т.д.);
4.
отдельные разновидности
В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент.
Производственный ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.
Торговый ассортимент
- номенклатура товаров, реализуемых
в магазинах. В торговых предприятиях
должен быть сосредоточен широкий ассортимент
товаров, представляющий собой сочетание
продукции, вырабатываемой различными
промышленными и
С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. [15, с.31-35]
Технический прогресс
и рост потребностей людей вызывает
к жизни все больше новых товаров,
приводит к непрерывному расширению
и обновлению их ассортимента. В
торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей
товаров, ассортимент которых постоянно
расширяется и обновляется. По оценкам
экспертов, ассортимент
Все эти колоссальные изменения ассортимента, его обновление, расширение должен учитывать коммерсант в своей торговой работе, предвидеть, прогнозировать и соответствующим образом готовиться к ним - своевременно регулировать ассортимент в магазинах, торговых складах, оптовых предприятиях. [1, с.24]
Следует также различать ассортимент товаров, торговый ассортимент и товарную номенклатуру. Товарная номенклатура - это перечень всех производимых товаров, предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Торговый ассортимент - это набор товаров, сформированный по определенным признакам, призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени и подлежащий реализации в магазинах. В рамках товарного ассортимента товары делятся на группы которые представлены в таблице 1.
Внутри товарного
ассортимента выделяют классы, группы,
виды и разновидности.
Таблица 1
Группы товарного ассортимента
1. По назначению товара | продовольственные и непродовольственные товары |
2. По назначению | хозяйственные, спортивные товары, одежда, мебель и т.п. |
3.
По ограниченности сроков |
скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары. |
4.
По признаку сложности |
товары простого
ассортимента - товары, имеющие небольшое
число видов или сортов, например,
хлеб, хозяйственное мыло и др.; классифицируются
не более чем по трем признакам;
товары сложного ассортимента - товары, имеющие внутреннюю классификацию по большому количеству критериев, например, одежда характеризуется цветом, размеров, фасоном, видом ткани. |
5.
По частоте предъявления |
товары частого
спроса (товары, которые приобретаются
на ежедневной или еженедельной основе);
товары периодического спроса (приобретаются раз в один или несколько месяцев); товары редкого спроса (приобретаются раз в один или несколько лет). Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. |
6. По характеру спроса: | товары твердо
сформулированного спроса - товары,
спрос на которые определился
до посещения магазина и предъявляется
на конкретный товар или его разновидность;
товары импульсного (импульсивного) спроса - товары, спрос на которые возник во время посещения магазина под влиянием различных стимулов: реклама, выкладка товаров, интерес других покупателей; товары альтернативного спроса - товары, спрос на которые возник до поседения магазина, но окончательно формируется (выбор модели, марки и т.п.) во врем ознакомления с ассортиментом и выбора товара. |
7.
По значению товаров для |
основной ассортимент
- ориентирован на обычные потребности
потребителей и характерен для данной
торговой организации (например, обувь
в магазинах обуви);
сопутствующий
ассортимент - набор товаров, которые
выполняют вспомогательные |
Класс - совокупность
товаров, имеющих аналогичное
функциональное назначение (одежда,
мебель, культтовары). Группа товаров
- совокупность товаров одного
товарного класса, обладающих сходным
составом потребительских
Вид товаров - одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.
Разновидность товаров
- совокупность товаров, выделенных по
ряду частных признаков, представляется
в виде конкретных марок, артикулов,
моделей. Выделяют укрупненный и
развернутый ассортимент. Укрупненным
считается ассортимент, детализированный
до уровня классов, групп или подгрупп
товаров. Развернутым является ассортимент,
детализированный до уровня разновидностей.
Структура ассортимента индивидуальна
в каждом конкретном случае. Ассортимент
универмага или супермаркета может
включать несколько товарных групп;
ассортимент
Свойство
Рисунок
1. Свойства торгового ассортимента
Широта
ассортимента - количество предлагаемых
групп (подгрупп) товаров. Глубина определяется
общим количеством
Коэффициент
полноты ассортимента рассчитывают
по формуле:
где:
КП - коэффициент полноты ассортимента;
Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;
Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.
Структура
ассортимента определяется количественным
соотношением различных групп, подгрупп
или разновидностей товаров, а также
удельным весом товаров, сходным
по какому-либо признаку. Для характеристики
структуры можно рассмотреть, например,
соотношение продовольственных
или непродовольственных
Гармоничность
(согласованность) ассортимента - отражает
степень совместимости
Обновляемость ассортимента характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте.
Коэффициент
обновления рассчитывается по формуле:
где:
ПН - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;
ПОбщ. - общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год.
Устойчивость
определяется постоянным наличием товаров
определенного вида (потребитель
должен быть уверен, что в продаже
окажется данный товар). Коэффициент
устойчивости ассортимента определяется
по формуле:
где:
Ку - коэффициент устойчивости ассортимента;
Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;
РН - количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;
n - количество обследований.
Информация о работе Теоретические основы формирования ассортимента