Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:59, реферат
Понятие ассортимента и его составляющих. Особенности формирования ассортимента в крупном торговом предприятии. Теоретические аспекты оценки и анализа товарного портфеля фирмы.
Чем ближе значение коэффициентов к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:
- для универсамов и гастрономов - 0,90;
- для универмагов - 0,80;
- для магазинов обуви и одежды - 0,75;
- для магазинов
по продаже культтоваров, спортивных,
хозяйственных, галантерейных
Ассортимент
продукции буквально означает подбор
предметов, совокупность их наименований
по каким-либо признакам. С этой точки
зрения ассортимент может быть простым
или сложным, узким или широким.
Такая классификация
Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство.
Планирование номенклатуры и ассортимент продукции может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка и его состояния. Такое знание достигается в результате осуществления деятельности, получившей название маркетинга.
Используется
множество определений, посвященных
маркетингу в разное время и разными
авторами. В совокупности все они,
несмотря на многообразие формулировок,
сводятся к одному суждению - изучение
рынка, анализ спроса, прогноз продаж,
обеспечение наиболее полного удовлетворения
общественных потребностей. Удовлетворение
же, в свою очередь, достигается разработкой
и производством
Формирование
ассортимента представляет собой процесс
подбора для реализации в магазине
различных групп товаров, их видов
и разновидностей, дифференцированных
по всем отличительным признакам. Процесс
формирования товарного ассортимента
в магазине должен исходить из формы
его товарной специализации и
размера торговой площади, и быть
направлен на удовлетворение спроса
обслуживаемых контингентов покупателей
и обеспечение высокой
В
процессе подбора для магазина необходимого
ассортимента товаров следует
Важнейшим
принципом формирования ассортимента
товаров является обеспечение его
соответствия характеру спроса, предъявляемого
избранными для обслуживания контингентами
покупателей. Так как успешное проникновение
и закрепление торгового
Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины.
Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень.
Показатель широта (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различия идёт лишь в том, что действительная широта идёт в наличии, а базовая применяется для сравнения.
Коэффициент
широты (Кш) – выражается, как отношение
действительного количества, видов,
разновидностей и наименований товаров
однородных и разнородных групп
к базовому.
где, Шд – широта действительная,
Шб – широта базовая,
Кш – коэффициент широты.
Широта
ассортимента зависит от насыщенности
рынка и спроса. В ситуации, когда
спрос превышает предложение
производитель и продавец диктует
свои цены на рынке. С увеличением
ассортимента возрастают расходы на
сырьё, расширение производственных площадей,
новых видов упаковки, маркировки
и т.п. Этот показатель является критерием
конкурентно – способности
Под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям).
Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый
ассортимент товаров в магазине
обусловливает сокращение затрат времени
покупателей на поиск товаров, позволяет
стандартизировать все
И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
В
процессе распределения отдельных
групп и подгрупп товаров в
разрезе потребительских
Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.
Результаты
проведенного специального исследования
по этому вопросу позволяют
Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.
В
отдельных случаях, в рамках потребительского
комплекса может быть предусмотрена
специальная площадь для
Следующим
этапом формирования ассортимента является
количество реализованных разновидностей
товара по их отличительным особенностям,
т.е. его глубины. Основой для определения
количества разновидностей товаров
в магазинах различных форм товарной
специализации является размер торговой
площади торгового зала и состояние
предложения товаров на региональном
потребительском рынке. Рекомендуемое
количество разновидностей товаров
для магазинов отдельных форм
специализации приведено в
Таблица 1 Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации
Формы специализации магазинов | Размеры торговой площади, кв. м. | |||
до 250 | 251-630 | 631-1000 | свыше 1000 | |
1. Универсам | - | до 700 | 700-1000 | 1001-1500 |
2. Кондитерские товары | до 300 | 301-500 | - | - |
3. Товары для детей | - | до 1000 | 1001-1500 | св.1500 |
4. Товары для молодежи | - | до 800 | 801-1200 | св.1200 |
5. Товары для женщин | - | до 1000 | 1001-1500 | св.1500 |
6. Товары для мужчин | - | до 800 | 801-1200 | св.1200 |
7. Одежда | - | до 600 | 601-1000 | св.1000 |
8. Обувь | до 300 | 301-500 | 501-800 | св.800 |
9. Техника | до 500 | 501-800 | 801-1200 | св.1200 |
10.Галантерея | до 600 | 601-900 | свыше 900 | - |
Заключительным
этапом формирования ассортимента является
разработка конкретного перечня
товаров, реализуемых в магазине.
Основой для разработки конкретного
ассортиментного перечня
Чем
более качественно подобран ассортимент
товаров торгового предприятия,
тем большая прибыль будет
получена. Ассортиментная политика торгового
предприятия – это
Задачами ассортиментной политики служит:
На построение ассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.
К экономическим факторам относят денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.
Информация о работе Теоретические основы формирования ассортимента