Виды организационных структур управления и их применение в различных типах торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:29, реферат

Описание

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фиpмы, а так же определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Содержание

Введение. 3
1.Понятие организационных структур и принципы их построения.........................................5
2. Типы организационных структур управления. 10
3. Виды организационных структур управления. 12
Заключение. 20
Список литературы: 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по орг ТП (распечатать).docx

— 49.71 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

     Агротехнический факультет

     Кафедра зоотехнии, товароведения и экспертизы продовольственных товаров 
 
 
 

     ЕВСЕЕВА Людмила Владимировна 
 

     Виды  организационных  структур управления и их применение в  различных типах  торговых предприятий

     Курсовая  работа по

     организации и управлению торговым предприятием 
 
 
 
 
 

     Научный руководитель: КБН, доцент  И.А. Частикова  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Петрозаводск - 2012

     Оглавление

Введение. 3

1.Понятие организационных структур и принципы их построения.........................................5

2. Типы организационных структур управления. 10

3. Виды организационных структур управления. 12

Заключение. 20

Список литературы: 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Важной  функцией управления является функция  организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фиpмы, а так же определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

     Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с  текущим планированием.

     Под организационной структурой фирмы  понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

     Проблема  совершенствования организационной  структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций  и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение  эффективности управления. Важно  найти и привести в жизнь именно такую организационную структуру, которая будет наиболее полно отвечать целям и задачам организации. Конкурентоспособность такой компании напрямую будет зависеть от успешности и уместности организационную структуры. Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе.

     Организационные структуры управления промышленными  фирмами отличаются большим разнообразием  и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним  могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или  широкой номенклатуры изделий различных  отраслей); характер монополистического объединения.

  1. Понятие организационных  структур и принципы их построения

     Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

     Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

     а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и тому подобное;

     б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

     Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые  принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает  при иерархичности построения системы  управления, то есть при наличии  различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

     При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в  организационной структуре управления формируется так называемый средний  слой, который в свою очередь может  состоять из нескольких уровней.

     В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между  так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими  за деятельность организации или  ее структурных подразделений. Полномочия линейных руководителей дают право  решать все вопросы развития вверенных  им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами  организации. Полномочия штабного персонала  ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать  другим членам организации выполнять  их распоряжения. Если тому или иному  работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать  решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

     Между всеми названными выше составляющими  организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации  принято решение о введении в  организационную структуру управления нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто  не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие  задачи будет решать новый отдел? Кому он будет непосредственно подчинен? Какие органы и подразделения  организации будут доводить до него необходимую информацию? На каких  иерархических уровнях будет  представлена новая служба? Какими полномочиями наделяются работники  нового отдела?

     Увеличение  количества элементов и уровней  в организационной структуре  управления неизбежно приводит к  многократному росту числа и  сложности связей, возникающих в  процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что  в современных условиях ухудшает качество функционирования организации.

     Вместе  с тем, проектируя новую организационную  структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к  организационным структурам, и принципам  их построения.

     Факторы формирования организационной структуры:

     - Оптимальность. Структура управления  признается оптимальной, если  между звеньями и ступенями  управления на всех уровнях  устанавливаются рациональные связи  при наименьшем числе ступней  управления.

     - Оперативность. Суть данного требования  состоит в том, чтобы ха время  от принятия решения до его  исполнения в управляемой системе  не успели произойти необратимые  отрицательные изменения, делающие  ненужной реализацию принятых  решений.

     - Надежность. Структура аппарата  управления должна гарантировать  достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих  команд и других передаваемых  данных.

     - Экономичность. Задача состоит  в том, чтобы нужный эффект  от управления достигался при  минимальных затратах на управленческий  аппарат.

     - Гибкость. Способность изменяться  в соответствии с изменениями  внешней среды. Должна быть  консервативной и достаточно  лёгкой для приспособления.

     - Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств  при различных внешних воздействиях.

     Стоит отметить, что проектирование организационных  структур на современном этапе несёт  в себе некоторые сложности –  очень сложно учесть все те изменения, которые происходят на предприятии  непосредственно после внедрения  определенной структуры управления, и носящие не коренной характер. Они, тем не менее, могут влиять на работоспособность и устойчивость всей руководящей структуры. Помимо прочего, необходимо еще и учитывать  и постоянно соблюдать вышеописанные  требования, иначе проектирование организационных  структур выливается во вполне серьезные  трудности, время от времени требующие  определенной корректировки структуры  в различных аспектах жизнедеятельности  предприятия:

  1. В принципах управления: периодическое изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффективности взаимодействия между подразделениями; усиление.
  2. В аппарате управления: перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, характера взаимодействия, распределения полномочий и ответственности; реорганизация внутренних структур в результате поглощения других фирм или продажи производственных предприятий, в нее не вписывающихся; изменение характера межфирменных связей путем частичного взаимопроникновения, участия в акционерном капитале; усиление активности в реорганизации научно-производственных комплексов наукоемких отраслей; создание в аппарате управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев — специализированных подразделений, курирующих производственные подразделения, в которых не растут объемы продаж продукции и прибыль и у которых возникают проблемы взаимодействия с другими хозяйственными подразделениями и административными службами.
  3. В функциях управления: усиление стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и технической политики; усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки продукта до его серийного выпуска; придание приоритетного значения экономическому анализу деятельности фирмы на основе совершенствования учета и отчетности; придание большего, чем раньше, значения вопросам производства и управления персоналом; привлечение работников к участию в акционерном капитале фирмы путём приобретения акций; участия в решении вопросов на заседаниях Совета директоров и Правления; поощрение работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и внедрения новой продукции, усиления внимания к социально-психологическим аспектам управления; усиление внимания в области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для достижения конечных результатов, намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению, на усиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами; повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности.
  4. В хозяйственной деятельности: изменение технологического процесса; применение гибких автоматизированных технологий; широкого использования роботов, станков с числовым программным управлением; углубление межфирменного сотрудничества на международном уровне в области специализации и кооперирования производства, выполнения крупных совместных научно-производственных программ и соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве; создание совместных производственных предприятий не только в области разработки природных ресурсов, но, в особенности, в наукоёмких перспективных отраслях развитых стран.

Информация о работе Виды организационных структур управления и их применение в различных типах торговых предприятий